Арбоскульптура: характерные особенности, изготовление своими руками, фото

Однако из них тоже получаются интересные фигуры. Для их создания применяют не только стрижку кроны, но и фантазийную формовку стволов и ветвей.

Арбопластика: вплетение в природу

«Недавно купили дом с взрослым садом. Деревья разрослись, ходить неудобно. В одном месте ветки мешают проводам. А спиливать — жалко, сорта хорошие! Можно ли исправить уже имеющиеся толстые ветки?»
О корректировке взрослых деревьев рассказывает ландшафтный дизайнер Сергей Сидоренко.

В широком смысле арбопластика (или «арбоскульптура») — управление ростом деревьев. В более узком значении — придание живым, растущим стволам необычной (нужной человеку) формы. Именно стволам — акцент на скелетную часть дерева. Поэтому, прошу не путать арбопластику с фигурной стрижкой растений — топиарным искусством. Мастера арбопластики — японцы с их многовековыми традициями выращивания бонсай.

Арбоскульпторы работают с молодыми, гибкими ветвями, придавая будущим стволам самую невероятную форму. Естественно, выращивание таких живых скульптур занимает не один год.

Арбоскульптор Аксель Эрландсон. Середина 20 века, США.

Дерево-кресло и его автор Питер Кук, Австралия.

Казалось бы, какое отношение имеет арбопластика к пермакультуре и к природному земледелию? Самое прямое! Менять направление роста стволов и скелетных ветвей можно не только с чисто декоративными целями, но и по вполне практическим соображением. А еще лучше — сочетать красоту и пользу.

Показания к при​менению

Когда возникает необходимость изменить направление роста толстой ветви (или даже целого дерева)? Во-первых, при изменении планировки сада (ветви мешают новой дорожке или планируемой постройке, а убирать жалко). Во-вторых — при «ремонте» недавно купленного участка. В-третьих, тогда, когда дерево ценное, но посажено неудачно — под проводами, загораживает вид из окон, не загораживает неприглядный вид, и т.п.

И в четвертых, самый типичный пример — крону просто «упустили». При хорошем росте молодого дерева достаточно пары-тройки лет, чтобы «формирование» кроны стало возможным только с помощью ножовки.

Так что, формируйте скелет кроны вовремя. Вовремя — это когда на дворе лето, дерево молодое и секатор почти не нужен. Достаточно двух рук или даже двух пальцев! Для прищипки совсем ненужного и сплетения нужного (для превращения в плодовые веточки) больше ничего не надо! После вовремя проведенной летней формировки весенняя обрезка сводится к прореживанию лишних плодовых образований.

Другой прием своевременной формировки кроны — оттяжка (наклон) молодых ветвей для ускорения плодоношения и создания низкой кроны.

Поговорим о том, как изогнуть реально толстые ветви. Когда поезд ушел. Когда прищипывать ногтями, оттягивать шпагатом или резать секатором уже поздно. Хорошая новость — ветвь диаметром 10-15 см согнуть вам вполне под силу!

Обращаю внимание на оптимальные сроки для «хирургического вмешательства». Лучшее время — весна. От таяния снега до распускания почек. В этом случае спилы сомкнутся до осени. После распускания почек делать операцию рискованно — ветвь может засохнуть в сильную жару.

Читайте также:
Все о посадке лука севка на Урале: лучшие сорта, сроки посадки весной
Какие деревья имеет смысл «оперировать»?

Только здоровые, зимостойкие и активно растущие. Это обязательные условия. Подмерзающие, перегруженные урожаем, слишком старые, со слабыми приростами — не годятся. Не надо смешивать косметическую хирургию с реанимацией!

Приготовим необходимое

Чтобы операция прошла успешно, надо заранее приготовить все необходимое. Вам потребуются:

  • Острая ножовка (желательно с мелким зубом — она создает узкий надрез, что нам и нужно). Тесно в кроне — берите узкую садовую, если же к местам пропилов доступ нормальный — вполне подойдет плотницкая. Плотницкая ножовка (обычная) даже удобнее.
  • Крепкий шпагат или бельевая веревка.
  • Крепкие колышки (или даже — колья) для закрепления веревки.
  • Топор или кувалда, чтобы забивать колья.
  • Крепкие подпорки для фиксации прооперированной ветви. Минимум — две.
  • Изолента, полиэтиленовая пленка или плотная ткань — для защиты ран от солнца и ветра.
  • Грубая мужская сила. Двух человек будет достаточно — один аккуратно пилит, второй аккуратно держит. Масса ветвей не шуточная, а риск случайного разлома велик.
Из практики

На фотографиях, иллюстрирующих статью — молодая и очень сильная яблоня в моем саду, посаженная бывшими хозяевами. Возможно, она сама выросла из упавшего семени, так как места прививки не видно и поросль от корня ничем не отличается от побегов высоко в кроне.

На дереве созревают очень вкусные и ароматные плоды, которые было очень неудобно собирать. Исходная высота яблони составляла около 6 метров, крона была похожа на перевернутую метлу (или на слегка растрепанный пирамидальный тополь). Дерево растет почти вплотную к границе участка, за которой расположена не очень ухоженная соседская усадьба. Высоко расположенная крона яблони не создавала никакой визуальной изоляции от соседей.

Места запилов при изгибании и место среза лишней вертикальной ветви (слева).

После изгибания скелетных ветвей (придания им почти горизонтального положения) крона яблони оказалась на высоте 1,5-2 метра, что сделало очень удобными текущую обрезку, прищипку побегов и сбор плодов. Кроме того, дерево стало дополнительной преградой от посторонних глаз, а с нашего участка летом практически не видно ветхих построек и залежей «нужных вещей» за забором.

Исходная крона показана желтым, показана удаленная ветвь, места запилов и направление изгиба.

Дерево стало похоже на шатер (или на очень широкую чашу), в рассеянной полутени под кроной сформировались хорошие условия для посадки вечнозеленых кустарников, которые со временем полностью закроют неприглядный вид.

В процессе исправления кроны была удалена всего одна крупная вертикальная ветвь — ее просто некуда было пригнуть, не создавая излишнего загущения. Пригнутые прооперированные ветви заложили множество цветочных почек в первый же год и дали нормальный прирост. Если бы я просто обрезал вертикальные ветви, мне пришлось бы еще года два прореживать и формировать мощные (и ломкие) волчки, растущие из места среза. Об обильном плодоношении на следующий год не было бы и речи.

Читайте также:
Варенье из антоновских яблок, простой рецепт
Процедура довольно проста

1. Размечаем места запилов. Место изгиба должно быть без крупных разветвлений, мелкие веточки лучше срезать. Обратите внимание на размеры. Слишком частые запилы (чаще чем через 1,5 см на тонких ветвях, чаще чем через 2-2,5 см на толстых) могут вызвать отмирание коры и камбия между запилами. Глубина запилов на тонких ветвях — 3/4 диаметра. На толстых ветвях глубина определяется иначе — нужно оставить нетронутыми всего около 2-3 см. Если пилить всего на половину диаметра, толстая ветвь может треснуть по волокнам. Размеры — ориентировочные.

Вот столько надо НЕДОпилить (желтым — линия разметки).

2. Пилим. Удобнее это делать вдвоем, хотя с тонкой ветвью можно справиться и одному. Дело в том, что ветвь надо крепко держать, иначе возможен зажим пилы или даже отлом ветви при случайном порыве ветра.

Слишком частые запилы (через 1,5 см) и раскачка ветви спровоцировали трещины при изгибе. Рана долго затягивается.

3. После нескольких запилов аккуратно сгибаем ветвь и проверяем, достигается ли необходимый угол наклона. Будьте аккуратны. Не надо пытаться ещё сгибать ветвь после смыкания запилов!

4. Если ветвь сгибается немного не в том направлении, в котором планировали, нужно отступить от сделанных запилов 5-10 см (минимум) по длине ветви и сделать новые под нужным углом.

5. При необходимости размечаем еще запилы и еще пилим. И держим!

6. Когда ветвь согнулась на нужный угол, ставим подпорки, забиваем колья и крепко закрепляем ветвь шпагатом в нужном положении. Внимание — не надо перетягивать ветви шпагатом! Петля должна быть больше диаметра ветви.

Растяжки со свободной петлей позволяют ветви утолщаться.

7. Если вам нужно согнуть ветвь до горизонтального положения (или ниже), обязательно направьте верхушку (побег-лидер) ветви вверх. Роль лидера может взять на себя удачно расположенная боковая ветвь. Это позволит избежать ослабления ветви или постоянной «борьбы» с волчками в месте изгиба.

Лидер ветви смотрит вверх, это позволит сохранить хороший рост отогнутой ветви.

8. Открытые раны (запилы) защищаем от солнца и ветра. Изолентой, тканью или пленкой. Обмазывать не надо. По моим наблюдениям, замазка, попавшая в места запилов, замедляет затягивание ран. Защита запилов не обязательна, это скорее способ немного помочь дереву.

Читайте также:
Зона отдыха на даче: лучшие варианты планировки и идеи оформления зоны отдыха для дачи

9. Теперь самое время вырезать лишние ветви, в том числе те, которые некуда отогнуть.

Гнуть таким способом толстые ветви можно не только вниз, но и вверх или в сторону. С помощью такой процедуры можно согнуть даже ствол молодого дерева!

Защитную обвязку надо контролировать в течение лета, чтобы не допустить перетяжек. Снимать обвязку желательно в пасмурную погоду.

Дальнейший уход

Небольшая задержка распускания листьев на согнутой ветви — это нормально. Пока камбий не затянул раны, ветвь получает лишь половинную норму воды, и соответственно — включает «режим экономии».

При появлении на ветви цветков желательно их все удалить — ни к чему сейчас расходовать силы на цветение и плодоношение. Если умеете отличать цветочные почки от ростовых — лучше выломать цветочные почки.

Появление волчковых побегов в месте запилов и ниже — тоже нормально. В течение лета их нужно либо удалять полностью, либо регулярно прищипывать, превращая в плодовые веточки.

И последнее — снимать подпорки и растяжки с прооперированных ветвей толще 5-7 см можно только осенью следующего года. Помните, раны у деревьев не зарастают. Они скрываются под молодой корой и древесиной. Через два сезона ветвь приобретет необходимую прочность.

Нарастание слоев древесины на запиленной ветви (разрез).

За лето запилы сомкнулись.

Удачи и процветания! Сидоренко С.А.
«Природное ЗемлеДелие» №1(13) 2013 г.

Что такое арбоскульптуры, а также немного истории

Этот загадочный термин произошел от двух латинских слов: «arbor» — дерево и «sculptura» — скульптура. Все просто: «дерево» + «скульптура» = «скульптура из дерева». По сути так оно и есть. Только один важный нюанс: дерево должно быть живым, а не срубленным и обработанным.

Арбоскульптура. Фото с сайта sdelalsam.su

Арбоскульптура — особое искусство создания скульптур (а порой построек, декоративных и архитектурных форм) из живых деревьев. С самого раннего возраста саженцев садовники придают побегам желаемую форму, в рамках которой дерево будет расти не один и не два года. Чтобы увидеть желанные очертания, можно прождать 8-10 лет. Но оно того стоит! А теперь немного обещанной истории.

Сама идея приспосабливать деревья для создания сооружений родилась давно: достаточно посмотреть на подвесные мосты из каучукового дерева в Древней Индии, мосты из виноградных лоз в Китае и «живые» беседки, столь популярные в Европе. Но все они никак не относились к искусству, а строились исходя из нужд человека: например, чтобы перебраться с одного берега на другой.

Своей трансформацией в искусство арбоскульптура обязана Акселю Эрландсону. Американский фермер шведского происхождения, человек с незаурядным мышлением, Аксель увлекался выращиванием зерновых и бобовых культур. Его всегда поражало, как причудливо могут переплетаться растения, иногда создавая интересные формы. Естественно, ему захотелось «поучаствовать» в процессе. В итоге в 1919 году Эрландсон являет миру свои первые произведения искусства из живых деревьев. Это были: «спираль» из двух платанов, форму которым фермер придал благодаря прививкам и обрезке, и дерево-«четырехножка».

Читайте также:
Как приготовить варенье из айвы в мультиварке

Аксель Эрландсон и одно из его творений. Фото с сайта data21.gallery.ru

На этом Эрландсон не остановился, и к 1947 году «портфолио» его работ заняло весь сад. Сам мастер и все члены его семьи никогда не стремились выставить коллекцию на показ, относились к ней как к хобби, пока миссис Эрландсон и их дочь Уильма не заставили его передумать. После долгого заграничного путешествия дамы сделали резонные выводы: люди падки на все оригинальное, они готовы платить за это немалые деньги. Так зачем же скрывать то, чего точно нет ни в одном саду Америки и Европы?! Аксель послушал их и открыл «Древесный цирк».

Он выкупил небольшой участок земли недалеко от туристического маршрута и пересадил туда все свои произведения, так как на выращивание новых ушли бы годы. Перечислять экспонаты можно до бесконечности: дерево-узел, дерево-лестница (формировалось 40 лет), дерево-корзина, дерево-арка, колонна из 6 деревьев и многие другие.

«Древесный цирк». Фото с сайта matadornetwork.com

Арбоскульптуры стали делом жизни мистера Эрландсона. К сожалению, секретов мастерства он никому не раскрыл. А на все восторженные возгласы и вопросы лаконично отвечал: «Я просто их об этом попросил!».

После смерти своего основоположника арбоскульптуры стали очень популярны. Нашлись и продолжатели дела – Бэки Нортей и Питер Кук, работающие со сливой и черемухой, а также Ричард Римс (именно ему принадлежит сам термин).

Изготовление арбоскульптур

Как уже стало понятно, дизайнер, создающий арбоскульптуру, начинает работать со стволами и веточками. В отличие от арбоскульптур, топиарий является искусством фигурной стрижки деревьев или кустарников. Различные сорта деревьев можно скручивать в рогалики.

Рассмотрим, как изготовить такую арбоскульптуру своими руками:

  1. Главными работами по ее изготовлению является закрепление веточек на каркас для того, чтобы придать необходимую форму и срастить ствол и ветки различных деревьев.
  2. Придавать стволам определенную форму можно по принципу создания плодовых деревьев на шпалерах. Лишь разница в том, что шпалеры в основном плоской формы, а каркас для них можно делать любым. И не только с помощью деревьев, но и металла. К примеру, какой-то мебели.
  3. Для формирования арбоскульптуры нужно установить каркас, в центральной части высаживаем однолетние саженцы на карликовом подвое.
  4. Затем уже дело техники. То есть, грамотная ежегодная обрезка побегов и подкормка растений. Подобные растения в основном являются слабее сородичей, которые живут в естественных условиях. Через несколько лет каркас можно убрать. По такому же принципу из 4 саженцев можно получить спираль. Лишь разница в том, что каркас должен иметь цилиндрическую форму, которая установлена на 4 стойках.
  5. Более трудной задачей является сращивание стволов различных сортов деревьев. Тут применяется метод прививки. Стволы нужно очистить от коры и скрепить друг с другом с помощью обвязочного материала. Если есть необходимость, то их сразу можно крепить на каркас и оставить в таком состоянии на несколько лет до того момента, пока не окрепнут и не смогут сами держать форму.

На сегодняшний день большинство дизайнеров предлагает создавать арбоскульптуры на основании каркасов из особого биопластика. А как «подопытное» дерево можно применять быстрорастущие сорта ивы, которые могут в течение нескольких лет дорасти до двух метров. Это практически может решить основную проблему арбоскульптур – очень продолжительный период получения результата. И, по словам создателей проекта под названием ATREE, которое переводится как дерево, дизайн подобным деревьям можно придавать различной формы – к примеру, круг и многое другое. Еще одним красивым проектом является «Более добрый лес: живая детская площадка», над которой работали дизайнеры компании TreeNovation. Эта постройка отличается экологичностью и красотой. Хотя, пока она всего лишь в проекте.

Арбоскульптура (Витые деревья)

Арбоскульптура Витые деревья, фото № 1

Арбоскульптура – это искусство плетения живых растений в причудливые формы. Арбоскульптура (Pooktre) – искусство управлять формой растущих деревьев. С помощью простейших инструментов мастер может заставить дерево вырасти в форме беседки, человеческой фигурки или декоративного сердца. Родоначальником арбоскульптуры считается Аксель Эрландсон.

Читайте также:
Как вырастить алоэ из листика

Первую арбоскульптуру Эрландсон создал еще в 1919 году. Довольно долго его увлечение было всего лишь семейным хобби – пока его дочь с женой не отправились в 1945 году в путешествие. Во время этого путешествия они поняли, что людей вид всяческих странностей настолько привлекает, что они готовы отдавать деньги ради того, чтобы хот посмотреть на них. Возвращаясь домой, они пришли к выводу, что их затейливые деревья могут оказаться весьма прибыльным предприятием.

Аксель моментально загорелся этой идеей, купил небольшой участок земли в Калифорнии и стал на него пересаживать лучшие деревья из своего сада – выращивать новые было бы слишком долго — и уже в 1947 году открыл этот необычный сад для обозрения. Название для него было решено выбрать тоже нестандартное – “Древесный цирк” (Tree Circus).

Эрландсон посвятил арбоскульптуре всю свою жизнь. Он создал выдающиеся скульптуры из живых деревьев. Когда же его спрашивали, как у него вырастали такие шедевры, он часто отвечал что-то типа: “Я просто говорю с ними”.

Арбоскульптура Витые деревья, фото № 2

После смерти великого Эрландсона «Древесный цирк» постоянно менял хозяев и едва не был разрушен. Спасением оказалась покупка цирка одним из поклонников творчества Акселя. Сегодня «древесный цирк» расположен в городе Гилрой и носит имя этого города.

Питер Кук и Бэки Нортей решили возродить идею Аксела для изготовления эксклюзивной мебели. Назвали это искусство “Pooktre” (Pook – Peter cOOK и слова tree – дерево).

Арбоскульптура Витые деревья, фото № 3

Первые эксперименты прошли в создание столика для кофе и рамки для зеркала – и у них это получилось!

Арбоскульптура Витые деревья, фото № 4

Арбоскульптура Витые деревья, фото № 5

Люди-деревья, сделанные по технологии Pooktre являются одной из самых интересных частей Pooktre парка. В парке много разных результатов их творческих экспериментов, многие из которых сделаны специально под заказ и будут пересажены вскоре..

Арбоскульптура Витые деревья, фото № 6

Арбоскульптура Витые деревья, фото № 7

Спустя годы деревья могут быть сформированы в столы, шляпы, вешалки, стулья и даже кровати. Вообще Питер и Бекки уверены, что можно вырастить что угодно.

Арбоскульптура Витые деревья, фото № 8

Арбоскульптура Витые деревья, фото № 9

Арбоскульптура Витые деревья, фото № 10

Арбоскульптура Витые деревья, фото № 11

Такой процесс формирования деревьев конечно занимает годы. Питер и Бекки высаживают молодые побеги весной и обрезают их осенью, сращивают с другими побегами и так несколько раз – пока не будет достигнут желаемый результат, который превратит эти деревья в уже настоящие произведения искусства, ну или удобный стул!

Читайте также:
Гидротрихе

Арбоскульптура Витые деревья, фото № 12

Арбоскульптура Витые деревья, фото № 13

Арбоскульптура Витые деревья, фото № 14

Арбоскульптура Витые деревья, фото № 15

Арбоскульптура Витые деревья, фото № 16

Арбоскульптура Витые деревья, фото № 17

Арбоскульптура Витые деревья, фото № 18

Арбоскульптура включает в себя не только сплетение ветвей и стволов, но ещё и придание формы корням дерева. Встречаются деревья с внешней корневой системой. В этом случае основной массив корней находится на поверхности земли, а не под ней. С корнями гораздо более удобно работать, благодаря их природной гибкости и пластичности и они достаточно быстро привыкают держать форму.

К сожалению, именно поэтому арбоскульптура никогда не будет популярна в нашей стране. Климатические условия в России таковы, что деревья с открытой корневой системой не смогут пережить наши морозные зимы.

Арбоскульптура своими руками для начинающих

Арбоскульптура своими руками

Как в любом виде искусства, так и арбоскульптуре создание произведения начинается с идеи и отражении ее на бумаге в виде рисунков и чертежей. И только после осмысления задумки и обзора на бумаге желаемого результата, а также приведения расчетов можно приступать к выполнению работы.

На выращивание такой скульптуры уходит в среднем до 10 лет. Используют такие виды деревьев или кустарников, которые могут быстро наращивать древесный слой, а также способные срастаться между собой.

  • ива;
  • береза;
  • клен;
  • граб;
  • черемуха;
  • сикомор;
  • плодовые (слива, яблоня, вишня, черешня) и другие.

Это способствует более продуктивной работе, максимальному избеганию различных сложностей в выращивании культуры. Если же использовать плодовые деревья в арбоскульптуре, то урожая от них ожидать нужно на несколько лет позже обычного. Для одной скульптуры лучше использовать растения одной породы.

Срастания добиваются несколькими способами:

  1. Плотное соединение и закрепление чем-либо стволов саженцев, молодых побегов и т. п.
  2. Прививка дополнительных ответвлений
  3. Переплетение стволов и побегов

Как в случае прививки, так и в остальных деревья образуют прочные сращивания в области соединения.

Для закрепления стволов друг с другом используются различные крепежные устройства:

  • мягкая проволока;
  • жгут из резины;
  • кабельные стяжки и другие похожие вещи.

Арбоскульптура своими руками

Предметы из таких мягких материалов способны минимизировать вред деревьям от стягивания, при этом со своей крепежной задачей справятся очень хорошо. Срастание может благополучно осуществиться уже через год и крепление лучше всего будет снять, если, конечно, оно к тому времени уже не врастет в коровую ткань. Тогда стоит оставить все как есть, так как деревья способны отлично сливаться с инородными телами. Их кора, как бы обволакивает собой эти предметы.

Читайте также:
Как размножать виноградник отводками

Арбоскульптура своими руками

Также для соединения стволов могут использоваться шурупы-саморезы, направляющий шпалер или проволочные корсеты. В особенности, если требуется более плотное примыкание, необходимое, например, при изготовлении «живой» мебели. Такую мебель можно даже спилить впоследствии для более мобильного использования.

Арбоскульптура своими руками

Арбоархитектура: все возможно

Согласно указанному принципу можно построить целый дом. Многие европейские дизайнеры уже стремятся воплотить идею в жизнь. Конечно, дом еще так и не построен, но беседки, стелы и прочие небольшие архитектурные формы уже растут. Вы тоже можете попробовать создать шатер из ив на своем участке.

Архитекторы из Германии соорудили башню, длина которой достигает 9 метров

Более того, применяя деревья, создаются даже соборы. Так, итальянский художник Д.Маури в Бергамо уже создает подобное сооружение. В основе лежит 42 колонны. Это деревья, которые закреплены на каркасе. Когда ветви переплетутся и вырастут, необходимость в каркасе отпадет.

Архитекторы из Германии пошли еще дальше. Они соорудили башню, длина которой достигает 9 метров. Для идеи было задействовано 200 саженцев и металлический каркас. Дизайнеры утверждают, что уже через пару лет башня будет отлично стоять самостоятельно.

Техника создания скульптур от Артура Вейчула (Arthur Wiechula)

Arthur Wiechula в отличие от Акселя Эрландсона был инженером и подходил ко многим вещам с технической точки зрения. Тем не менее, его целиком и полностью захватила мысль о том, что способность растений залечивать полученные повреждения, гибкость и постоянный рост могут быть использованы для создания растущего здания. И хотя ему не удалось воплотить идею живого дома в жизнь, он предложил способы изменения формы деревьев.

Техника создания скульптур от Артура Вейчула (Arthur Wiechula)

Разработки первых творцов арбоскульптуры не только привлекли внимание, но и заставили множество людей экспериментировать над созданием все новых и новых фигур из дерева.

Арбоскульптура (фото)

Арбоскульптура сегодня

После смерти создателя казалось, что способ «древесного макраме» безвозвратно утрачен, однако и сегодня его детище продолжает жить. Многие поклонники самостоятельно, не посещая мастер-классы по флористике, смогли вырастить великолепные образцы деревьев причудливой формы. Помимо классической арбоскульптуры появилось направление «Поктре» – изготовление живых предметов мебели из деревьев. На сегодняшний день это направление не пользуется большой популярностью – на изготовление одного предмета обстановки уходит от 6 до 8 лет.

Читайте также:
Как правильно вырастить карликовую яблоню

Многие ошибочно считают, что оба направления – и бонсай и арбоскульптура – одно и то же. Не нужно посещать мастер-классы по флористике, чтобы понять разницу между этими направлениями. Бонсай – древнее японское искусство, где дерево создается при помощи обрезания и выравнивания ветвей и листьев, а арбоскульптура получается в результате действий со стволами.

Флористика мастер-класс арбоскульптура 1Флористика мастер-класс арбоскульптура 3Флористика мастер-класс арбоскульптура 4

Мастер-класс по флористике: работа с арбоскульптурой

Глядя на величественные причудливые деревья может показаться, что создать такое произведение искусства своими руками невозможно. Однако, имея в запасе много времени и терпения, можно украсить свой сад и дачу великолепными образцами древесного макраме. Для того, чтобы вы смогли вырастить свой собственный экспонат из «Древесного цирка», воспользуйтесь небольшим мастер-классом по флористике.

Принцип работы с арбоскульптурой заключается в изменении формы ствола и веток. Существует несколько эффективных способов:

– закрепление ветвей на каркасе;
– сращивание стволов разных деревьев;
– формирование плодовых деревьев на шпалере.

Воспользовавшись данным принципом, описанном в нашем мастер-классе по флористике, можно построить даже дом. Сегодня многие растят беседки, стелы и шатры на своем садовом участке, дизайнеры создают с помощью стволов соборы, колонны, жилые дома. https://relaxinfo.ch

Флористика мастер-класс арбоскульптура 6Флористика мастер-класс арбоскульптура 8Флористика мастер-класс арбоскульптура 10

Главное в материале – гибкость

Наиболее распространенным растением для создания арбоскульптур является ива. Она неприхотливая, гибкая, быстро растет. Также в этом необычном искусстве используются платаны, сикоморы, черемуха, сливы и др. О свойствах многих растений можно узнать на мастер-классах по флористике.

Арбоскульптура – произведение искусства, требующее внимания и терпения, поэтому обучение этому направлению не подходит для мастер-классов по флористике, однако освоив основы флористики и ботаники, можно научиться самостоятельно создавать великолепные образцы арбоскульптуры.

Санкт-Петербург, Пр. Юрия Гагарина, 7, пом. 25 ЖК “Космос”, справа от центрального входа

Наули, техника выполнения. Пошаговая инструкция

Только после разделения зон, можно переходить к освоению наули. Но прежде цитата из “Хатха-йога Прадипики”:

2.33. Вот Наули. С головой, опущенной вниз, вращай вправо и влево внутренности живота медленным движением, подобным водовороту в реке. Это называют Наули.

Разберем технику детально.

Уддияна бандха

Подготовительная стадия — уддияна бандха. Эта брюшная манипуляция — базовая. Только после освоения упражнения, возможен переход к более сложным разновидностям (агнисара дхаути, наули).

  • Садимся или встаем с прямой спиной, немного наклоняемся вперед, упираемся руками в бедра или колени.
  • Подтягиваем вверх мулабандху (корневой замок — подтягиваем область малого таза вверх, а именно: половых органов, промежности, ануса, как будто мы сильно хотим в туалет).
  • Делаем глубокий выдох, задерживаем дыхание, замыкаем джаландхара бандху, (шейный замок) — подбородок плотно прижимаем к яремной впадинке.
  • Втягиваем живот вверх на задержке дыхания. Если не получается — попытаемся сделать ложный вдох. Не прерывая кумбхаку (задержку дыхания) делайте до-вдох, при этом плотно зафиксированная джаландхара бандха удержит от вдоха, но внутренние органы подтянутся вверх. Обратите внимание: вакуум сделать не получится, если мышцы пресса напряжены.
Читайте также:
Благодаря этому приспособлению можно всего за час выкопать всю картошку!

Уддияна бандха

  • Удерживаем не более 10 секунд на ранних этапах доводим до 1 минуты.
  • Плавно опускаем живот. Отпускаем бандхи (шейный и корневой замки)
  • Делаем медленный и глубокий вдох и выдох. Затем — дыхание свободное.

Мадхьяма, вама, дакшина наули

Повторяем первых четыре шага предыдущего раздела, фиксируем уддияна бандху:

  • Упор в колени
  • Мулабандха
  • Джаланхарабандха
  • Втягивание живота — вакуум.

Далее нужно воспользоваться результатами подготовительных упражнений:

  • Напрягаем прямые мышцы пресса, выдвигаем их вперед, делая своебразный жгут. Слегка подворачиваем копчик вперед. Косые мышцы живота остаются абсолютно расслаблены. Именно эта способность — ключ к технике наули. Она позволяет удерживать вакуум в упражнении. (мадхьяма наули)

Мадхьяма наули

  • Переносим вес тело попеременно на правую и левую руки, при том передние мышцы живота будут смещаться за рукой. (вама и дакшина наули)

Вама наули

  • Выполняем так называемую “волну”, быстрый переход от левой, к правой стороне. Вращения делаем в каждую сторону одинаковое количество раз на одной задержке дыхания. Начинать можно с трех волн влево (вама наули), затем трех — вправо (дакшина наули). Со временем количество перекатов можно увеличивать. Выполняем одинаковое количество раз вама и дакшина.
  • Опускаем внутренние органы, отпускаем бандхи (шейный и корневой замки).
  • Совершаем медленный вдох, дышим в комфортном режиме

Важно после выполнения упражнения не бросать свои органы вниз, а плавно опускать. Также не рекомендуется делать резких глубоких вдохов после задержек дыхания. Вдыхаем медленно и плавно. Не делаем длительных задержек дыхания на первоначальных стадиях. Брюшные манипуляции создают чрезвычайную нагрузку для сердечно-сосудистой системы. Потому, начинающим следует осваивать технику наули постепенно, не более 3-4 минут в день.

Обратите внимание, выполнять упражнение нужно только на пустой желудок, желательно утром, до завтрака. Если предпочитаете вечернюю практику, то перерыв между едой должен составлять не менее 4 часов.

На сегодняшний день арбоархитектура нашла свое выражение в проектах настоящих домов и даже же соборов. Их уже воплощают в жизнь. К примеру, в популярном на весь свет соборе из живых деревьев, который был создан одним художником из Италии Джулиано Маури в Бергамо. В качестве основы конструкции этого собора использованы 42 живые колонны – это деревья, которые закреплены на каркасе из дерева. В качестве каркаса сегодня многие берут металл или керамические колонки и многое другое. Со временем деревья создают арки с перекладинами и потребность в каркасе может отпасть. В то время, пока собор начинает «расти», каркас необходим.

Читайте также:
Зона отдыха на даче: лучшие варианты планировки и идеи оформления зоны отдыха для дачи

Арбоскульптура

Арборскульптура – это просто завораживающее зрелище. Когда вместо обычных стволов ты видишь перед собой хитросплетённые узоры, стволы, завязанные в узел или «корзину» из 5-6 деревьев, думаешь: «Как, чёрт возьми, они это сделали?». Пока не увидишь такие чудеса своими глазами, не поверишь, что такое возможно.

Арбоскульптура фото 2

Арбоскульптура появилась не так давно – в начале XX века. Три человека (2 в Америке и 1 в Германии) независимо друг от друга стали экспериментировать с живыми деревьями, создавая из их стволов и ветвей различные узоры и фигуры. Для этого они использовали такие приёмы, как: растяжка, прививка и сращивание.

В Америке экспериментаторами были Аксель Эрландсон и Джон Крубзак. Знаменитое кресло из нескольких сросшихся стволов – это как раз шедевр Джона Крубзака. Оно находится в Эмбрасе, штат Висконсин. А некоторые скульптуры Акселя Эрландсона можно увидеть в парке Гилрой, штат Калифорния.

Знаменитое кресло из сросшихся стволов

В Германии арбоскульптором был Артур Вихула. В 1926 г он даже издал книгу, в которой описал технику создания многоэтажных домов, мостов, башен и других архитектурных объектов из живых деревьев. Возможно тогда же, в процессе написания книги, и был придуман термин «арбоскульптура» (на латыни «arbour» – дерево).

Имеются ли последователи у авторов этой техники, неизвестно. Но направление очень интересное и оно могло бы занять достойное место в современном ландшафтном дизайне.

Это не похоже на топиари?

Кто-то может сказать, что некоторые вышеописанные способы создания различных фигур из деревьев никак не относятся к топиарному искусству. Потому что приёмы их создания направлены не на формирование кроны, чем и характеризуется топиарное искусство, а на придание особой формы стволу и ветвям.

Да, эти способы трудно объединить одним словом «топиари». Потому что каждый из них достоин быть не просто способом, а отдельным искусством и иметь своё название.

Но давайте вспомним значение слова «топиар». В английском «topiary» — это не только искусство фигурной стрижки, но и фантазийные или узорные фигуры для ландшафта. Взять, скажем, любую арбоскульптуру. Чем не фантазийная фигура для ландшафта?

Или на латыни – слова «topiarius» и «topiaria» относятся к орнаментальному искусству, садоводству. А к орнаментальному садоводству можно отнести всё вышеназванное: и ниваки, и деревья на шпалере, и зелёные арки, и арбоскульптуру.

Ссылка на основную публикацию