Обустройство вентиляции в погребе в гараже. Тонкости процесса. Виды и преимущества вентиляционных систем. Монтаж вентиляционной системы своими руками, необходимые инструменты.
Вентиляция в гараже
Общеизвестно, что автовладельцы в гараже проводят достаточно много времени. И вот для создания удобства хозяину, а также для благоприятного длительного сохранения машины необходима правильно спланированная вытяжка в гараже. Она создаст нужное количество свежего воздуха, и в то же время удалит все ядовитые запахи. В статье ниже будет изложено о том, какие бывают виды вентилирования, схемы воздухообмена, и как можно сделать вытяжку для гаража своими руками.
Хотя здесь и напрашивается, казалось бы, очевидный ответ, но для глубокого понимания, нужно знать задачи, стоящие перед системой вентиляции:
- В любое здание без подогрева, и гараж не исключение, снаружи поступает влага. Немало образуется ее и на машине, которая в ненастную погоду после езды оставлена в гараже. Своевременная вытяжка в гараже удалит создавшуюся влажность и не даст распространиться коррозии.
- Вместе с воздушной массой из гаража удаляются неприятные, ядовитые запахи. А также вредные для человека химические соединения, которые образуются во время работы автомобиля.
- Не накапливается конденсат, тем самым создаются благоприятные условия для хранения конструкции гаража, мебели, одежды и пр.
- В некоторых случаях просачивание свежего воздуха способствует поддержанию температуры.
А также при удалении вредных примесей улучшаются условия для хранения овощей и продуктов питания в овощной яме.
Если принимать во внимание выше перечисленные защитные свойства вытяжки, то расходы на обустройство такой системы вентилирования считаются целесообразными. Если нет негативного влияния на инструмент, технику, мебель, то они заметно дольше сберегают свои потребительские параметры в идеальном состоянии. К тому же не нужно тратиться на поддержание приемлемых санитарных и гигиенических условий.
Принцип построения вентиляции гаража
В обычном «классическом» варианте строение гаража обычно состоит:
- Сам гараж
- Смотровая яма (может иногда служить одновременно и погребом)
- Погреб для бытовых нужд
Все они, как правило, располагаются друг под другом. Поскольку все помещения сообщаются друг с другом, то и вентиляция обычно одна на весь гараж, состоит из вытяжной и воздухозаборной трубы. Если вы не хотите иметь мокрые стены и лужи на полу, то важно отнестись к этому вопросу со всей серьёзностью.
Погреб без вентиляции никогда не будет сухим
Обычно систему делают без дополнительного вентилятора в трубе, который выгоняет или же нагнетает потоки воздуха, но в некоторых случаях могут его устанавливать.
Блок: 2/6 | Кол-во символов: 705
Источник: https://VentilyaciyaDom.ru/garazha/ventilyatsiya-v-pogrebe.html
Воздухообмен в смотровой яме
Канава, предназначенная для осмотра днища авто, нуждается в проветривании. Причина – влага, проникающая из грунта сквозь кирпичные или бетонные стенки, плюс стекающая с машины вода. Если сверху яма не закрыта досками, подойдет описанная выше схема, дорабатывать ничего не придется:
- Из-за большей плотности и веса холодный поток стремится опуститься вниз, вытесняя теплые воздушные массы. Часть воздуха из приточных отверстий движется на дно канавы.
- Перемешиваясь с внутренним воздухом, приток нагревается и становится легче. Его вытесняет вверх следующая порция холодной воздушной смеси.
- Попадая в зону действия вытяжки, воздух увлекается тягой вертикального канала и выводится наружу. Принцип работы вентиляции проиллюстрирован ниже на схеме.
На практике чаще наблюдается другая ситуация: яма перекрыта досками, влага оттуда не удаляется и выпадает конденсатом на внутренней стороне щитов. Дерево гниет, железные уголки обрамления канавы точит коррозия.
Правильное решение проблемы — закладка под стяжку подземного воздуховода нужного диаметра, ведущего из ямы на улицу. Практикуется 2 варианта устройства вентиляции в яме:
- труба подключается к приточному стеновому отверстию и опускается на высоту 15—20 см от дна канавы;
- отдельный вытяжной воздуховод прокладывается из ямы под полом и вертикально поднимается на кровлю.
В первом случае мы подаем прямо в канаву свежий приток, во втором – отсасываем влажный воздух. Образовавшийся конвекционный поток заставит воздушные массы просачиваться сквозь щели меж досками. Оба варианта одинаково работоспособны. Обычно удобнее организовать приток – яма всегда устраивается ближе к воротам и входным отверстиям.
Примечание. Проложить дополнительный воздуховод при залитой стяжке непросто – придется долбить бетон и рыть траншею. Легче открыть приямок, а летом просушить деревянные щиты. Но на этапе строительства гаража лучше заранее разработать и реализовать проект вентиляционных систем.
Пластиковые трубы внутренней канализации – наиболее практичное решение для устройства естественного воздухообмена в ремонтной яме. Они дешевы и создают минимальное аэродинамическое сопротивление потоку. Дополнительное удобство – применение готовых колен и тройников.
На плане видно, что при подобной схеме нужно задействовать 2 приточных решетки, размещенных на фасаде строения
Нюансы проведения вентиляции в зависимости от типа гаража
Естественная вентиляция производит замену воздушных масс благодаря отличию температуры на улице и внутри гаража. Для эффективного перемещения воздуха необходимо сделать 2 вентиляционных отверстия. Лучше, если вентиляция предусмотрена до постройки несущих конструкций.
Чтобы гараж хорошо проветривался, нужно следовать таким правилам:
- Приточное отверстие должно находиться не ниже 10 см над поверхностью пола. Чтобы в него не проникал мусор и пыль, отверстие закрывают сеткой. Для защиты от снега в зимний период воздуховод на улице размещают не ниже 30 см от грунта.
- Вытяжное отверстие размещают в верхнем углу напротив приточного отверстия (желательно по диагонали или как можно дальше от притока), в 10 см от перекрытия. Трубу для удаления воздуха выводят на 50 см выше уровня кровли, защищают сверху «грибком».
- В качестве приточных отверстий в ворота встраивают решётки. В этом случае эффективный воздухообмен возможен, только если размер установленных решёток будет в 2-3 раза превышать сечение требуемой вытяжной трубы.
- Удаление грязного воздуха будет проходить лучше, если установить дефлектор. Он создаёт участок с низким давлением. Чтобы на дефлекторе не появлялся конденсат, его нужно хорошо утеплить.
Такая вентиляция для гаража хороша тем, что на неё не нужно тратить много денег. Из минусов нужно упомянуть, что из-за нестабильной погоды (изменения давления, температуры и силы воздушных потоков) не получится полностью контролировать качество воздухообмена.
В зависимости от материала
В гараже из металла на стенках всегда появляется конденсат, а в зимний период на кровле образуется наледь, повреждающая покрытие. С конденсатом нужно обязательно бороться, ведь высокая влажность становится причиной коррозии металла и, как результат, быстрого износа автомобиля.
В гараже конденсат возникает из-за двух факторов:
- Отсутствие вентиляции или ошибки в её конструкции.
- Отсутствие обогрева помещения или плохое утепление.
Предотвратить появление конденсата можно и самому, необходимо только сделать хорошую вентиляцию и надёжно утеплить гараж. Если есть вентиляция и работает она как нужно, но конденсат появляется, то нужно подумать о чистке её каналов – возможно, они забыты мусором. Со временем вентиляция загрязняется маслянистыми отложениями и пылью, которые могут повредить здоровью человека.
Рекомендация! Трубы отопления в гараже лучше расположить сразу над поверхностью пола у стен. Нагретый воздух стремится вверх, полностью прогревая помещение и вытесняя холодный воздух. А он будет удаляться из помещения с помощью труб вентиляции, расположенным по углам гаража.
С подвалом
Использование подвала для хранения консервированных продуктов и овощей допустимо только при правильной работе вентиляционной системы. В подвале применимы практически все вентиляционные системы. Но обычно для такой площади хватает естественного проветривания, для изготовления которого используют канализационные пластиковые трубы.
При планировании конструкции нужно учесть:
- Вентиляционная система погреба должна быть сделана с минимальным числом изгибов и поворотов труб.
- Вытяжную трубу нужно хорошо утеплить, чтобы предотвратить возникновение конденсата.
- Нельзя изменять диаметр труб на каком-либо участке.
- Наружные входы вентиляции необходимо защищать специальными колпаками для защиты от осадков.
Создавая вентиляцию в подвале, нужно размещать вытяжную трубу под потолком подвала и выводить её на крышу гаража, а приточную – на 0.5 метра выше пола.
С ямой
Если в вашем гараже есть смотровая яма, то желательно её проветривать отдельно от остального объёма гаража. Здесь часто скапливается конденсат и, как результат, на стенах появляются грибок, плесень и даже насекомые.
Чтобы проветрить яму, хватит естественной циркуляции воздуха. Сделать это несложно. По краям настила оставляют зазоры (шириной примерно 10-15 см). Там, где будет поступать свежий воздух, можно вдвое увеличить щель, что позволит заметно усилить тягу. Нужно не забывать, что ставить автомобиль над ямой при открытом зазоре нежелательно.
Особенности разных типов вентиляции
Естественная схема подразумевает движение воздуха по какому-либо воздуховоду (например, часто сооружают вентиляцию в гараже из канализационных труб). Благодаря разнице температур более теплый (и легкий) воздушный поток перемещается снизу вверх, уступая место более холодной воздушной массе.
Естественная циркуляция обладает массой достоинств, чтобы стать достаточно распространенной. Она надежная и бюджетная, работает бесшумно, рассчитана на долгую эксплуатацию и не нуждается в источниках энергии.
Время от времени проявляется недостаток системы: эффективность заметно снижается летом, когда разница температур стает минимальной. Работоспособность определяется следующими характеристиками:
- Разницей температур. Лучше всего система работает, когда в гаражном боксе значительно теплее, чем на улице. В этом случае теплый воздух активно вытесняется холодным, более плотным наружным воздухом.
- Атмосферным давлением. Из курса физики известно, что с увеличением высоты над уровнем моря давление падает. Чтобы устроить циркуляцию воздуха в гараже, достаточно совсем небольшой разницы давлений. Это можно организовать, если расположить приточное и выходное отверстия с разницей по высоте в 3,5-4 м.
- Ветром. Ветер создает зону повышенного (с наветренной стороны) и пониженного (с подветренной) давления. Это можно использовать с выгодой, если установить приточное отверстие по розе ветров (со стороны преобладающего ветра).
Механическая система создает принудительный воздухообмен при помощи элетромеханических устройств. В нее включают один или нескольких вентиляторов, датчики, заслонки с ручным или автоматическим управлением.
Система собирается по одной из трех схем приточной, вытяжной или приточно-вытяжной, и обладает следующими плюсами:
- На ее эффективность не влияют погодные условия и время года.
- Позволяет регулировать (при наличии контроллера) параметры воздухообмена. Вы можете менять производительность и температуру, чтобы получить комфортные условия.
- Можно организовать теплый приток, то есть, фактически, альтернативное отопление.
- Принудительную схему удобно применять в гараже, расположенном в цоколе (ниже уровня земли).
Недостатком автоматической схемы является ее полная энергозависимость. Также она требует средств на закупку и установку оборудования. В процессе эксплуатации ей нужно повышенное внимание, а периодически – квалифицированное обслуживание.
Комбинированная вентиляция реализуется как естественная, дополненная вентилятором. Если вы используете гаражный бокс только для хранения авто, на вытяжку можно приспособить бытовой вентилятор; вентиляция подвала гаража требует дополнительного обустройства.
Основным преимуществом комбинированной схемы является ее экономичность: в основном она работает в естественном режиме, вентилятор подключается, когда естественный отток не справляется. Минус: необходимость монтажа дополнительных элементов.
В смотровой яме
Идеально проводить работы непосредственно в момент ее монтажа. В противном случае придется разбивать всю конструкцию и обустраивать заново.
Вентиляция в смотровой яме выполняется за счет создания дополнительного канала сразу после выравнивания дна и стен. Для этого понадобится пластиковая труба. Идеально, если с диаметром сечения не меньше 10 см. Она вставляется в горизонтальную траншею таким образом, чтобы нижний конец почти упирался в дно, и выводится через стену.
В итоге, даже при накинутом сверху помосте обеспечивается отличная циркуляция воздуха. И это — при минимальном вложении сил и средств в проект.
Посмотрите на то, как это делают другие владельцы гаражей.
Механический воздухообмен
Принудительная вентиляция в гараже осуществляется за счет установки в отверстия для притока и вытяжки воздуха вентиляторов. Однако существуют и другие устройства, способные справляться с этой задачей.
Приведем лишь некоторые из них:
- Нагревательная лампочка. Ее установка производится в саму трубу. Благодаря ей происходит нагревание воздуха, а вследствие этого усиливается напор;
- Флюгер-диффузор. Крепится на трубу, выполняющую приточную функцию. Работает за счет напора ветра;
- Дефлектор. В отличие от флюгера-диффузора, устанавливается на вытяжке. Лучший обмен обеспечивается благодаря разжижению воздуха;
- Моноблок. Среди специалистов по вытяжке считается лучшим вариантом для обеспечения вентиляции в гараже. Благодаря этой системе у владельца появляется возможность контроля всего процесса воздухообмена. Воздухообмен, сделанный таким способом, будет самым эффективным по сравнению с естественным и комбинированным. Единственный минус – стоимость установки, которая может достигать 240 тысяч рублей и более.
Однако в некоторых случаях принудительная вентиляция в гараже своими руками может быть и совсем недорогой. Для этого нужно сделать то же самое, что и для установки естественной вентиляции: перфоратором проделать отверстия в противоположных друг другу стенах по диагонали и установить в них трубы. Далее на входные отверстия воздуховодов устанавливается по вентилятору.
Такая схема позволит регулировать воздухообмен в любое время года. Для того, чтобы зимой воздуховод и сам гаражный бокс не замерзали, можно поставить задвижки или регуляторы оборотов вентиляторов. А для сохранения помещения от влаги зимой специалисты советуют закрывать смотровую яму или погреб.
Рекомендации
Гараж – это многофункциональное помещение, от его состояния зависит качество хранения авто, инструмента, и возможность выполнять различные работы с автохимией самостоятельно.
Несколько советов:
- используя полироль для панели автомобиля, следует включать вытяжку на средние обороты, но при наличии склонности к аллергии, её включают на полную мощность;
- приготовляя самодельные средства для обработки кузова, проветривание должно быть особенно интенсивное. Например, автошампунь для ручной мойки фирменного изготовления имеет минимальные побочные эффекты, а краска грозит серьёзными последствиями;
- в гараже с компрессором обязательно наличие мощной вентиляции, так как подразумевается выполнение окрашивания, мойки, очистки и т. д. Важную роль в выполнении процедур играет качество материала. Лучше подбирать шампунь для бесконтактной мойки без запаха, чтобы не спровоцировать аллергию;
- некоторая полировка автомобиля имеет резкий запах. Процесс в целом относительно безопасен, так как отполировать фары или кузов можно различными средствами, в том числе натуральными веществами;
- при работе с нагревающими приборами вентиляция помогает регулировать температуру. Существует несколько способов, как снять тонировку со стекла, но один из самых эффективных – воспользоваться строительным феном, который также пригодится для устранения трещин на фарах, разглаживания тонировочной плёнки и т. д.
Полноценная регулируемая вытяжка способствует использованию гаража для многочисленных ремонтных работ. Она помогает сохранить автомобиль от коррозии, предотвратить появление сырости, конденсата и ускоряет очистку воздуха от химических испарений.
Система вентиляции в подвале гаража. Схема воздухообмена погреба
Эффективное использование подвала и погреба гаража для хранения овощей и консервации возможно лишь при условии наличия правильной вентиляции. Вентиляция в гараже с подвалом может быть естественной, механической или комбинированной. Обычно, для вентиляции в погребе гаража достаточно естественной системы вентилирования. Смонтировать своими руками такую систему можно с помощью пластиковых труб для канализации. При монтаже необходимо придерживаться таких рекомендаций:
- схема вентиляции погреба в гараже должна предусматривать минимальное количество поворотов и изгибов труб;
- трубу вытяжного хода следует утеплить, чтоб избежать появления конденсата;
Для хорошего воздухообмена трубы приточно-вытяжной вентиляции должно быть расположены в противоположных углах погреба
- диаметр должен быть единым по всей длине труб;
- наружные входы труб должны быть закрыты защитными колпаками во избежание попадания в них осадков.
Перед обустройством естественной вентиляции своими руками делается расчет площади отверстий. Приточная труба берет свое начало на полметра выше пола погреба и выводится наружу. Вытяжная труба устанавливается под потолком погреба или подвала и протягивается за крышу гаража. Расположение труб должно быть в противоположных углах погреба.
В погребе с правильным микроклиматом собранный урожай сохранится в целости
Наиболее правильным выбором вентиляции погреба и подвала в зимний сезон, является использование принудительного способа. В этих помещениях воздухообмена почти нет и они нуждаются в эффективном вентилировании с помощью установки механической вентиляции. Такая вентиляция будет способствовать нормальному воздухообмену и созданию микроклимата, необходимого для сохранения продуктов.
О том, как сделана вентиляция в гараже с подвалом, можно разобраться, посмотрев видео-инструкцию устройства вентиляции.
Нюансы по монтажу и советы по расчету
Гаражная вентиляция с естественным воздухообменом должна проектироваться так, чтобы между ее нижней и верхней точками было расстояние около 3-х метров. Если будет меньше, то тяга выйдет пониженной.
Элементы вентиляционной конструкции
Чтобы зимой гараж не промерз, необходимо иметь возможность регулировки проходящего через вытяжку объема воздуха. Для этого рекомендуется выбирать для монтажа вентиляционные решетки с регулируемыми жалюзи. При необходимости их можно прикрыть, а после открыть на полную.
Воздухообмен при принудительной вентиляции с подогревом
Если отопления в гаражном боксе нет, а иногда обогрев требуется, то стоит смонтировать приточную систему вентилирования с нагревательным элементом. Такая вентиляция в гараже позволит быстро нагреть его, когда надо. Электрический воздухонагреватель потребляет немало электроэнергии. Но для недолгих включений его на обогрев при необходимости отремонтировать автомобиль в зимнее время – самое то.
Схема вентиляции для гаража с обогревом
Каждая из труб (вытяжка и приток) на всем своем протяжении должны иметь одинаковый диаметр. Сужения здесь недопустимы, а поворотов должно быть минимум. Благо в большинстве гаражных помещений их можно сделать вертикальными без горизонтальных отводов.
Чтобы прогревание воздуха сделать более эффективным, актуально для холодных гаражей, рекомендуется обработать вытяжку краской чёрного цвета. Благодаря максимальному нагреву стенок воздухопровода от солнца, воздушные массы подогреются и наступит более интенсивный воздухообмен. Если планируете окрашивание вентиляции, важно не выполнять теплоизоляцию, она нужна для прогревания воздуха лампой накаливания.
Варианты вентиляции в гараже
Проще всего своими руками смонтировать вентиляцию в собственном гараже в исполнении с естественной воздушной тягой. Для этого необходимо рассчитать диаметр труб на вытяжку и приток, а после пробить отверстия в стенах и/или крыше и установить эти воздуховоды. Главное потом не забыть про необходимость надежной герметизации просветов между трубой и бетоном, кирпичом или металлом стены.
Варианты оборудования вентиляционной шахты
По нормам тяга в гаражном помещении должна быть такой, чтобы весь объем воздуха полностью замещался в нем за час 6–10 раз. По минимуму это 180 кубов/час на 10 квадратов пола гаража. Чтобы обеспечить подобный естественный воздухообмен, на каждые 10 кв.м. необходима труба сечением около 15 см.
Приточное отверстие вентиляции следует располагать на высоте 15–20 см над землей на стене с дверью. Вытяжное должно размещаться напротив первого в крыше или в стене под потолком с подъемом воздуховода над кровлей порядка полуметра. Так тяга выйдет максимальной. При этом труба притока в сечении должна быть равной, а лучше немного меньше диаметра воздуховода-вытяжки. Если размеры сделать наоборот, то возможно опрокидывание тяги.
Схема расположения вентиляционных труб в гараже с ямой
- разницы температур воздуха внутри и снаружи;
- наличия на улице ветра и его силы;
- разницы давления между верхней точкой вытяжки и нижней притока;
- места расположения вентиляционных труб на фасаде и степени их утепления.
Как расположить вентиляционную шахту для лучшей тяги
Факторов влияния немало. Поэтому нередко приходится делать систему вентиляции, функционирующую благодаря принудительной тяге воздушных масс. Здесь расчет параметров еще проще.
Трубы можно взять вдвое меньше, чем в рассматриваемом выше варианте. Все равно обмен воздуха будет производиться за счет работы вентилятора. Его мощность подбирается исходя из кубатуры гаража и необходимой кратности воздухообмена. В подавляющем большинстве случаев вполне хватает осевой канальной модели на 100 Вт.
Трубы и отверстия располагаются так же, как и в варианте с естественной тягой. При этом самостоятельно сделать вентиляцию с принудительным обменом зачастую проще. Воздуховоды требуются меньше в диаметре. А значит и дырки в стенах пробивать придется меньшего размера. Однако по затратам такая вентиляция за счет наличия электрооборудования выйдет дороже обычного аналога.