10 вещей, которые умели советские дети, в отличие от современных

Отличия школьников СССР от современных детей

Разным годам соответствуют разные поколения. Школьники, которые учились в 90-е, существенно отличаются от современных первоклашек. В чем же разница между ними?

Первоклассники в 90-х

Детей тех лет отличает, прежде всего, необыкновенная коллективизация и отсутствие зависимости от различных гаджетов. На переменках было принято носиться по коридорам или выходить во двор школы, чтобы поиграть в «классики», попрыгать через веревочку или с мячом.

А если погода оставляла желать лучшего, то ребятня взахлеб обсуждала серии зарубежных сериалов, обменивалась постерами популярных актеров и певцов того времени.

Что еще характерно для школьников 90-х:

  • Школьная форма. В те времена это было обязаловкой: девочки носили коричневые платья с накрахмаленными воротничками, а сверху надевали белые или черные фартуки, мальчики носили темные костюмы и обязательно белые рубашки. На праздничные мероприятия девочкам полагалось завязывать бантики.
  • Стремление стать октябренком, пионером, вступить в комсомол. Тогда это было престижным, и школьники действительно хотели соответствовать всем требованиям, которые к ним предъявляли. Дети с гордостью носили пионерские галстуки и значки октябрят.
  • Облагораживание территории вместо уроков труда. Бывало такое, что учиться работать приходилось на практике, а не на уроке. Обычно школьники мыли окна и парты, пропалывали сорняки.
  • Расчерчивание тетрадей вручную. Сегодня продаются тетрадки уже с полями, а тогда это приходилось делать самостоятельно.
  • Использование логарифмической линейки для вычислений. В советское время, когда калькуляторы только стали появляться, а смартфонов еще не было вообще, такой инструмент был незаменимым. Ведь на нем можно было: складывать, вычитать, умножать и делить, извлекать корень, вычислять логарифмы и возводить в степень. И все это с высокой точностью.
  • Рукописные рефераты — так как компьютеров тогда не было, все доклады и рефераты нужно было писать от руки.
  • Игры на уроках — мега-популярный «Морской бой», «Крестики-нолики» и зарисовка разноцветных «косичек» на полях тетрадей.
  • Заполнение анкеты. В основном такие опросники делали девочки, давая на заполнение всем своим подружкам и мальчикам, к которым испытывали симпатию. Причем, каждая старалась придумать какие-то интересные вопросы, чтобы сделать свою анкету оригинальной.

Современные школьники

Ребята в настоящем времени очень отличаются от школьников 90-х. У них в наличии современные гаджеты, доступная информация с помощью интернета о чем угодно, им не нужно учиться считать на логарифмической линейке и вручную исписывать листы бумаги.

Что еще отличает современных детей от советских:

  • отсутствие школьной формы как таковой, но соблюдается принцип — белый верх, черный низ;
  • более слабое здоровье — и физическое, и психическое;
  • автоматизация учебного процесса — рефераты и доклады зачастую печатаются на компьютере, как и производятся многие вычисления;
  • усиленная подготовка к школе — дети приходят в 1 класс более подготовленными, чем это было раньше;
  • замкнутость в себе, что связано с привычкой зависать в системных играх и соцсетях;
  • самостоятельность и независимость в своих желаниях и устремлениях;
  • недоверие к взрослым, что иногда сказывается не лучшим образом на отношениях с преподавателями.

Любому времени соответствуют свои особенности и нравы. Сейчас дети отличаются от тех, которые были раньше, но это не значит, что тогда было лучше или хуже — просто изменились условия жизни, а вместе с ними и дети.

9 любопытных отличий современного подростка от советского

9 любопытных отличий современного подростка от советского

Современные подростки родились в эпоху интернета и смартфонов и воспринимают информацию по-другому. Как минимум не так, как их родители. В чём их главные отличия от предыдущих поколений — обсудили социологи Юлия Юзбашева и Ирина Морозова (ValidataKIDS) и психолог Анна Привезенцева (центр «Точка») в рамках совместного проекта «Мела» и Pioner Talks «Вы нас даже не представляете: Подростки 2.0».

1. Гордится тем, что он ребёнок

Детство в СССР, будем честны, никак не было устроено. Оно считалось обыкновенным возрастным этапом, когда ребёнок ходит в школу, делает уроки, бегает во дворе и как-то сам по себе растёт. Современный мир стал детоцентричным. Теперь женщина выстраивает целый сценарий вокруг своего материнства. Ребёнок едва успевает родиться, а уже спит на подушке с собственным изображением (какой кадр для инстаграма!).

Детство сейчас — это огромная инфраструктура: детские медиа, политика, бренды. И подростки прекрасно осознают свой детский статус. Они садятся и говорят: «Окей, сыграем в ваши маркетинговые игры. Кто тут интереснее за меня борется, тому и отдам родительские деньги». При этом подростки плохо понимают, например, зачем идти в сберкассу и за что-то платить. Для них взрослый мир — какая-то далёкая реальность.

2. Рано осознаёт свой гендер

В СССР, как известно, секса не было. А гендер был, но, скорее, функциональный. Он определял общественные роли: мужчина — защитник родины и семьи, женщина — хранительница очага. И тем не менее в детстве мы все носили одинаковые штанишки. Выпячивать свою девочковость или мальчиковость никому и в голову не приходило. Даже герои мультфильмов (Карлсон или кот Леопольд) были совсем не про пол.

Сегодня мамы наряжают годовалых девочек маленькими принцессами, а мальчики, которые лежат как кабачки и ещё ничего не понимают, уже облачены в футболки с Суперменом. Годам к десяти дети отлично осознают свой гендер и иногда даже заводят первые романтические отношения. А вот дальше, когда ребёнок превращается в подростка, он радикально переворачивает какие-то детские модели. Отсюда тенденция к унисексу — ему гораздо менее интересно выпячивать то, что и так с ним с рождения.

3. Ищет выгоду из дружбы с родителями

На замену строгим мамам-консерваторам с их любимым «нельзя» приходят мамы либеральные. Самые продвинутые из них живут по принципу современных психологических учебников. Такая мама многое разрешает ребёнку, но выбор за него всё равно делает сама, причём заранее. Например: «Что ты будешь, сынок, — яблоко или грушу?» Здесь нет варианта с чипсами. Но отношения в таких семьях всё равно хорошие, потому что ребёнок уверен: к его мнению прислушиваются.

У подростка не возникает ощущение давления, как раньше, поэтому он не отторгает родителей. Получаются не авторитарные отношения, а мир-дружба-жвачка (только без жвачки, вредно ведь). Детям это выгодно, в том числе с материальной точки зрения. Они везде ездят с мамой и папой, которые балуют их одеждой и айфонами. И ребёнок часто проводит прямую связь между тем, что родители покупают и насколько сильно они его любят.

4. Увлекается сразу всем, но поверхностно

Мы все помним архетипы советских детей. Например, бунтарь, который не хотел участвовать в школьных огоньках и постоянно прогуливал. Или ботан-отличник, который в жизни всегда почему-то оказывался на троечку с минусом. Считалось, что чем лучше человек учится, тем меньше он приспособлен к реальной жизни.

Сегодня формируется совокупный архетип — этакий Леонардо, о котором грезят все родители: одновременно и спортивный, и интеллектуальный, и добрый, и умеет постоять за себя. У современного подростка полно неглубоких знаний, но их спектр колоссален. Такой ребёнок-трикстер набит актуальными темами, но слабо ориентируется в них. Он рассекает социальное пространство, как водомерка, и знает лишь то, как выкинуть очередную ложноножку и сформировать цепкий социальный контакт.

Если подросток серьёзно увлечён какой-то одной темой, например, компьютерным миром и гаджетами, в современном мире он уже гик — и сверстники теряют к нему интерес. Хотя ещё несколько лет назад это казалось крутым. Теперь немодно увлекаться и определённым стилем в музыке. Подростки зовут себя меломанами — это значит, что в музыкальных течениях ровным счётом ничего не смыслят. Просто они живут синглами из плейлиста «Топ-100 песен за последний год».

5. Социализируется в сети

Нынешние дети живут в социальных сетях. С одной стороны, это здорово. Если раньше социализация в школе не удавалась, ребёнок был несчастным (вспомните фильм «Чучело»). Сейчас даже если в школе ребёнок никто, в интернет-мире он повелитель драконов и окружающие его обожают. У человека нет такого ужасного ощущения одиночества.

С другой стороны, вся жизнь теперь выстраивается по принципу постоянного формирования социальной сети. И это тяжело. Нам в СССР было гораздо проще нагулять крутизну — хватало, например, прикида. Сейчас всё иначе: популярность — это прежде всего твоя социальная активность, в том числе в интернете.

6. Старается быть умеренным во всём

Поскольку мы живём во время тотального плюрализма, сверху не спущено никаких моральных, этических или эстетических норм. Подросткам дают полную свободу и максимум возможностей. А они все мигрируют к центру и формируют собственные нормы — пожёстче, чем были в Советском Союзе. Вот вам яркий пример: папа-рокер повёл дочку на концерт, она встала в очередь. Он ей: стоять тыщу лет, давай через забор! Она: папа, ну ты чего?!

Хороший тон среди подростков — соответствовать общему хипстерскому стилю. Выпендриваться уже не круто. Есть даже понятие «пояснить за шмот», когда ты оделся слишком вызывающе. Наши дети умерены в питании, в употреблении химических веществ и даже в политических взглядах. Да-да, большинство подростков лояльны к власти и не особенно включены в происходящие события. У них принято быть в меру патриотичным.

7. Постоянно хочет развлекаться

Дети сегодня в восторге от агрессивного монтажа. Долго следить за тем, что происходит на экране с одним человеком, они не могут. Ещё в 2000 году внимание подростка в среднем концентрировалось на 12 секунд, а к 2012 году этот показатель снизился до 8 секунд. В общем, детское сознание уже окончательно и бесповоротно стало клиповым. Поэтому ребёнок живёт демотиваторами и общается стикерами.

Подростки всё реже берутся за большие книги: скучно, сложно, много букв. Выражать свои чувства с помощью слов им тоже тяжело. Впрочем, и самих чувств, особенно негативных, ребёнок стал избегать. Он просто не представляет, как вообще можно остаться наедине со своей грустью, раздражением или скукой. Потому что под рукой всегда гаджеты, есть чем поднять настроение.

8. Некритично относится к информации

Раньше учёба была джедайством: знания перерабатывались внутри подростка и превращались в жизненный багаж. Сегодня шведский стол гугла и яндекса работает круглосуточно, и количество подходов к нему не ограничено. Дети не решают задачи, а сразу ищут ответы. Например, если раньше ребёнок задумывался над вопросом «Быть или не быть?», то сегодня он забивает его в поисковую строку — и ему вываливаются тысячи весьма неглупых ответов.

Читайте также:  Почему мужчина игнорирует женщину, которая ему нравится

Все взрослые восхищаются тем, как дети умеют работать с информацией. Но ведь ребёнок просто берёт её во временную аренду, и она не вызывает такого критического отношения, как вещи, которые мы просматриваем через призму знаний. Сегодня дети — не столько созидатели, сколько айтишники: они просто комбинируют разные данные и составляют коллаж, который и становится их взглядом на мир.

9. Боится свободы выбора

Родители почему-то уверены, что подросток живёт с ними в одном пространстве. На деле физическое пространство и правда одно, а вот человеческое изменилось. Если раньше было советское общество, то сегодня у нас социум. Это не просто новое модное слово, а единство непохожих, когда каждый изначально рождается уникальной личностью.

В СССР был культ личности, сейчас — культ личностей (сколько людей, столько и личностей). Чтобы помочь ребёнку раскрыться, почувствовать тягу к какому-нибудь занятию, родители отдают его в миллион секций. Педагоги там только и делают, что хвалят детей (ведь ругать психологи не советуют). И когда человек вылупляется во взрослую жизнь, он представляет собой не всесторонне развитую личность, а набор пробников. В нём пруд пруди успешных понравившихся опытов, и вдруг он должен выбрать что-то одно.

Раньше профессия была общественной функцией, винтиком в государственной машине. А сегодня это только твоё дело, лишь бы получал от него удовольствие. Родители дают подростку полную свободу выбора. Но ребёнок не знает, что с этой свободой делать. Он боится, что не сможет резко выбрать специализацию, что не станет успешным и счастливым.

Следующая встреча «Мела» и Pioner Talks «Современные подростки и интернет» пройдёт 18 июня в парке «Сокольники». О том, почему жизнь современных подростков больше не делится на офлайн и онлайн, расскажут психолог и специалист по интернет-зависимости Артем Кондрашкин, SMM-менеджер телеканала RTVi Роман Бордунов и учитель московской гимназии № 45 Иван Сорокин.

Вход бесплатный, но нужно заранее зарегистрироваться.

Фото: iStockphoto (Choreograph, Beo88, shironosov, Germanovich, STUDIO GRAND OUEST, PavelIvanov, Yalana)

10 вещей, которые умели советские дети и позабыли современные.

После распада СССР наша страна не только поменяла название — постепенно изменился и образ жизни бывших советских граждан. Так, воспитание современных детей очень отличается от воспитания их сверстников доперестроечного времени. Ребята, которые родились и жили в Советском Союзе, умели очень многое, что и не снилось сегодняшним изнеженным детям.

В большинстве советских семей ребёнок, который дорос до школы (то есть 6–7 лет), мог самостоятельно передвигаться по своему району, на целый день оставаться дома (пока родители на работе). Он без проблем мог разогреть себе обед (впрочем, мог съесть его и холодным), некоторые даже умели приготовить простые блюда, например, яичницу или кашу. Родители могли послать малыша в магазин за хлебом и молоком.

Сегодня же за оставление несовершеннолетнего ребёнка без присмотра предусмотрена административная и даже уголовная ответственность. Сами дети гораздо более инфантильные и беспомощные, чем их советские ровесники.

Самостоятельность в советское время выражалась и в уходе за собой, самообслуживании. Так, советские малыши в детском саду уже в 4–5 лет отлично завязывали шнурки, чего не умеют даже многие современные младшие школьники (а зачем, если есть обувь на липучках?).

Развитию указанных навыков способствовали и уроки труда в школе. Девочек учили шить, вышивать, вязать. Причём получались полноценные вещи, которые можно было носить. Мальчики приобретали отличные плотницкие навыки. Конечно, учебный предмет есть и в современной школе, однако содержание его разительно отличается от советского периода: в результате парни не могут собрать простейшую табуретку.

Работать руками и помогать по хозяйству

Советские девочки рано учились готовить, стирать свои вещи, могли пришить пуговицу, зашить порвавшуюся одежду. Опять-таки уже в первом классе у них были определённые домашние обязанности (вытирать пыль, мыть полы и пр.)

Мальчишки же с ранних лет учились ремонтировать бытовые приборы (утюг, настольную лампу и пр.), могли починить порванный провод (зачистить, соединить и скрепить концы изолентой), умели соорудить из проволоки антенну для телевизора, чтобы улучшить чёткость изображения. Некоторые современные же ребята часто не умеют делать этого и в 18 лет.

Много общаться друг с другом

Советская детвора проводила свободное время во дворе — после уроков и уж тем более во время каникул. Ребята играли в многочисленные игры (подвижные, сюжетно-ролевые), были дружными, сплочёнными. Старшие покровительствовали младшим, передавали им свой опыт.

Свободное время советские ребята проводили во дворе, где играли, веселились, просто наслаждались живым, а не виртуальным общением

У современных же мальчиков и девочек лучшие друзья — это электронные гаджеты (компьютер, ноутбук, плантшет, телефон). Основное общение стало виртуальным. На улицу ребята если и выходят, то ненадолго (скорей домой — снова за компьютер), чаще в период летних каникул. Что же касается зимних, то редко встретишь на улице детей, весело катающихся с горки или лепящих снеговиков.

В советское время каждый ребёнок обязательно что-то коллекционировал: марки, значки, календарики, открытки, монеты. Для каждого такая коллекция была бесценным сокровищем, её часто пересматривали, подолгу любовались. В 90-е гг. дети стали собирать уже вкладыши от жвачек, наклейки от «Куку-руки».

Сегодня же ребят практически не занимаются коллекционированием. Конечно, кто-то собирает фигурки животных или тематических кукол, но здесь на первом плане остаётся игровая функция.

Бережно относиться к вещам

Советские ребятишки в большинстве своём имели немного игрушек и к каждой относились бережно. Приобретение каждой новой вещи было праздником. То же самое касалось и детской одежды, обуви, книг.

Сегодня же у детей куча игрушек, нарядов, при этом мало кто ценит свои вещи. Даже если у семьи небольшой достаток, малышу стараются ни в чём не отказывать, чтобы он не был хуже всех в садике или школе. В результате мальчик ломает новую машину уже через два дня после её покупки, а девочка отрывает кукле голову.

Слушаться и уважать старших

В СССР уважение к старшим прививалось с пелёнок. Дети без напоминания родителей уступали место пожилым людям в транспорте. Современные же мамы прежде всего сажают своё чадо (отнюдь не ясельного возраста), а сами стоят рядом вместе со стариками.

У советских ребят даже мысли не было нахамить взрослому как знакомому, так и постороннему. Сегодняшние же дети избалованы, могут грубо разговаривать с окружающими, в том числе с родителями.

К примеру, если мальчики-подростки собирались в укромном месте, чтобы покурить (это было всегда), и вдруг видели проходящего взрослого, то все скорее прятали сигареты, так как очень боялись. Современные же тинейджеры в этом плане никого не стесняются и могут очень дерзко ответить на сделанное им замечание.

Не бояться боли

Гуляя на улице, советские ребята сдирали себе коленки, локти. При этом никто не придавал этому особого значения: к ранке летом просто прикладывали подорожник, и веселье продолжалось.

Современные же дети в этом плане изнежены: малейшая царапина становится трагедией. Её бегут показывать маме, которая охает и ахает, начинает утешать своё плачущее чадо.

Ребята в СССР представляли себе светлое будущее, которое построят сами, то, как будут прославлять свою Родину (производственными подвигами, научными открытиями, спортивными достижениями). Мальчишки скорее ждали, когда пойдут в армию (это было очень почётно).

Сегодня же всем известно, как родители запугивают будущих мужчин предстоящей воинской службой.

Дух патриотизма отсутствует и в спорте: зарубежные клубы покупают и продают российских спортсменов.

В прошлом у ребятишек были романтические, возвышенные мечты: получить огромную коробку сладостей, иметь собаку, научиться летать, чтобы мама никогда не болела и была счастлива.

У многих современных детей мечты очень материальные, приземлённые: «хочу крутой телефон (ноутбук, Айфон)», «хочу богатого мужа, чтобы никогда не работать» и пр.

Выбирать будущую профессию по интересам

Советские дети хотели быть учителями и врачами, поварами и парикмахерами, милиционерами и космонавтами. Повзрослев, они и выбирали себе профессию по интересам. Сегодня же, если спросить девочку, кем она хочет стать, когда вырастет, она наверняка назовёт профессию фотомодели, актрисы, певицы. Мальчики же планируют быть банкирами, сотрудниками ГИПДД, полицейскими, но только потому, что знают от родителей, что эта работа хорошо оплачивается.

Дети в СССР в целом были гораздо самостоятельнее, рано приобретали многие жизненные навыки.

При этом они любили мечтать, общаться и быть счастливыми.

Безусловно, в произошедших метаморфозах виноваты не сами ребята, а условия жизни, поменявшееся мышление российских людей.

Найдены возможные дубликаты

В первом классе нам сказали что-нибудь заштопать. Из 30 человек как надо сделала я одна. Тогда меня похвалили, и я гордилась, что делаю что-то лучше других. Повзрослев, я поняла, что гордится-то и нечем. Просто большинство ребят были из более богатых семей, где не было нужды зашивать вещи. Пусть сегодняшние дети не умеют того, что приходилось делать нам, они могут делать нечто другое и развиваться дальше, не тратя время на бытовуху.

В первом классе у моего брата был конкурс по чистке картошки. Сумели почистить трое.. И это говорило не о том, что дети неумехи, а о том, что родители просто не доверяли детям ножик в шесть лет!

Вот-вот, не понятно зачем подобные задания вообще

Не, именно советский строй тут не при чем. Просто общество все время развивается и усложняется. Лет 100 назад четырёхлетним поручали гусей пасти, например. В советском союзе пятилетний мог присматривать за трехлетним. Сейчас 5-летних стараются дополнительно развивать (языки, спорт, творчество), чтобы они лучше устроились в обществе в будущем. Другое время, другие потребности.

>У многих современных детей мечты очень материальные, приземлённые: «хочу крутой телефон (ноутбук, Айфон)», «хочу богатого мужа, чтобы никогда не работать» и пр.

Да и у взрослых, как бы, тоже. Я тоже хочу богатого мужа, чтобы никогда не работать. А то работать я уже заебался.

Мастер неожиданной концовки 🙂

Прошли годы после геройского поступка Мальчиша Кибальчиша.

Все забыли про него: параходы не гудят, самолеты крыльями не машут, пионеры салют не отдают.

Иногда только подъезжает Плохиш на 600-м мерсе. Постоит, покурит и скажет: “А ведь судьба тебе давала шанс!”

Читайте также:  Почему нельзя ставить пустые бутылки на стол: приметы и факты

ну за хлебом в 7 лет они бы все равно ходили бы

Наши дети не ходят в 6 лет за хлебом вовсе не от беспомощности, а потому что мы их не пускаем. Особенно после таких новостей как вчера из Саратова.

Если бы у меня был ребенок мне бы было его очково отпускать за хлебом, разве что магазин совсем близко. Мне чтоб дойти до хлебушка нужно перейти две дороги на перекрестке где нет светофоров, а есть только зебры, но там часто машины носятся как попало и пропускать особо пешеходов не стремятся. Мне самой страшно там переходить. а отпустить ребенка самого я бы не смогла. Раньше и машин то поменьше было что ли. Меня отправляли с 6 лет в киоск за хлебом, но он находился в киоске, во дворе с многоэтажками и дорог пересекать не нужно было.

Так и я о чём. У малого школа, тоже через дорогу, так я не светофора боюсь, а тех машин, которые во дворах несутся, утром полный бедлам, машины лавируют между пешиками. дети на велосипедах самокатах протискиваются между машин, не, в жопу, провожаю до дороги. Конечно, в моих 80-х такого не было.

вспомнить хотя бы Фишера (Головкин)

А когда будет пост о том, что умели дети крепостной россии и позабыли современные? :))

Сено косили, скотину кормили, коней запрягали, хлеб убирали, лес валили, дрова кололи.

Надо было написать «рубили» вместо «кололи», было бы тогда все в рифму

Не возражаю и продолжаю: воду носили, супостата били, много работали, но мало лопали!

Тифом болели, зело смердели, рано вставали, к тридцати померали.

. подковы гнули и в жопу дули.

Хуя ты рэпчик зачитал.

Вы так говорите, как будто это что-то плохое, что дети это не умеют. И как будто это их вина.

тоже что и современные дети в селах и деревнях, в отличии от городских 😉

пахать в поле, венчаться, записываться в армию с рождения (дворяне), терять место на троне (Иоанн, вроде, V)?

Эх, а ещё взрослые, которые выросли из этих детей, умеют невероятно утрировать и настальгировать. Ничего больше.

Сейчас учителя свято уверены что ” Родители ДОЛЖНЫ трижды прочитать вместе с ребенком страницу из учебника. Желательно отдельно с мамой, бабушкой, папой..” Эту фразу сегодня написала учительница дочери в чате школы.. Мой ребенок читает страницу сам без меня , наверное я говномать..Правда я в первом классе делала уроки самостоятельно.. ммм.. куда мы свернули не туда?

мне девчонка с моей группы в три года шнурки завязывала. я её не просил, она сама

Ну что за высер ? Типа раньше не было ТП и Яжмать которые бежали и спорили с учетилями что их дитетка самая самая , были такие же инфантильные дети, были трудные подростки, неуважение к старшим ( а чего этот жирный хер наш мяч запнул , видит ли мы можем его москвич ебануть мячом) . всё было, просто не было ебанутых СМИ которые с экрана про всякую ерунду орали. А пустые прилавки, или прилавки с одной морской капустой и дохлой селёдкой . нахер эту настольгию

У автора мышление мартышки, которая не может в причинно-следственную связь. Не буду разводить демагогию по поводу другого времени и реалий, просто спрошу, не эти ли уже взрослые чудесные дети, которые сейчас растят своих, ругаемых автором, детей? Почему они их воспитывают такими?

В селе, где живёт моя бабушка и родились ее дети, детей до 2-3х лет привязывали к палке, чтобы не уходили пока взрослые на огороде или по делам сельским ходят. Пеленали до года.

Бабушка очень удивилась увидев что ее правнук в год бегает во всю, и пытается звуки повторять.

Но да, раньше “было круче чем сейчас”

Если подойти критически, то ничего нового произошло. Просто изменилось время.

Сами родители виноваты в том, что за ребенка решают очень много. Вот и дети такие. Ничего удивительного.

Выдать учителям розги и зарплаты правильные сейчас что-то не могут, а потом удивляются, что же так дети такие не воспитанные. А не воспитанные, что уже в советское время их родителей или бабушек и дедушек плохо воспитали.

Работать руками и помогать по хозяйству

Инициатива наказуема, а в квартире тем более. Вот на селе такого нет, там с самого детства дети участвуют в работе. Если бы этот пункт писали лет 50-60 назад, то бабушки и дедушки видавшие царский режим ругались бы как советский режим испортил детей, которые кур покормить не могут.

А ещё делать что-то по дому приходилось от бедности. Антенна из проволоки – это от бедности и дефицита потребительских товаров. Сейчас куда проще купить самую дешевую антенну, чем самостоятельно её делать.

Много общаться друг с другом

Народ также общается, только через интернет. Раньше письма слали, а теперь шлют мыла. Просто общаться стало сложнее, тк больше стало вещей для общения по интересам и мало какие разные темы для общения пересекаются.

Сейчас также не мало коллекционируют, только коллекции немного другие. А те коллеции чаще всего были от бедности и дефицита товаров.

Бережно относиться к вещам

Те дети у которых родители имели большой доступ к товарам и деньгам также ничего не ценили, тк у них всё было. Ценили те у кого ничего не было. И что-то новое становилось праздником.

Слушаться и уважать старших

Прошло то время, когда старшие были умнее и их надо было уважать за их старость. Уважать тех бабок у подъезда, которые всех наркоманами и проститутками считают? Уступать место бабке с котомкой размером с саму бабку, которая едет на дачу? Очень спорно.

Раньше также были грубые дети, которые хамили. А сейчас почему бы так не вести, тк их родители являются примером. А значит их плохо воспитали ещё их советские родители или бабушки с дедушками.

Не бояться боли

Зависит от родителей. Манипуляция плачем старый приём, который раньше прокатывал и сейчас прокатывает. Если ребенок один, то он шоу устраивать не будет, а вот на зрителях пожалуйста.

Промывка головы политикой партией – патриотизм? Пошел против партии – поехал на Колыму, патриотизм? Очень тонкие грани. Особенно в 1937 году. Вера в будущее хорошо, когда ничего не знаешь и не видишь. Но как только увидел, что за границей есть что-то другое, то в наигранное будущее уже не веришь.

И почему те дети патриоты допустили развал СССР?

Сегодня же всем известно, как родители запугивают будущих мужчин предстоящей воинской службой.

Дедовщина, дачи генералам, дух не человек – разве это не из советской армии выросло?

А толку то мечтать? Всеравно на Луну не полетим, как и в России доступного туризма на Камчатке в ближайшее время не будет.

Выбирать будущую профессию по интересам

А сейчас разве не выбирают эту профессию по интересам? Часто выходит так же, только список профессий изменился. Но ничего нового не произошло. Хотя теперь ещё приходит денежная составляющая, но почему-то народ до сих пор идёт учиться на врачей и учителей.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ СОВЕТСКИЕ ШКОЛЬНИКИ ОТ СОВРЕМЕННЫХ?

В преддверии Дня знаний МЫ решили спросить наших родителей об их школьных временах и молодых родителей о том, как выглядит школьник сегодня.

СОВЕТСКИЙ ШКОЛЬНИК

— Канцтовары были у всех одинаковые. На ранних порах ученики писали чернилами, поэтому в каждую тетрадь был вложен специальный лист, «промокашка», которая быстро высушивала чернила и предотвращала их размазывание. Пластмассовые линейки в некоторых школах считались диковинкой. Еще один атрибут советского школьника — нарукавники, которые надевались на уроки трудов или во время письма, чтобы не замарать рукава и не протереть их.

— У учеников было сильно развито чувство патриотизма. Быть в комсомоле — это гордость для ребенка. Чтобы попасть в комсомол, дети проходили строгий отбор: отличная успеваемость и знание устава. Многие дети могли до слез расстроиться, если они не прошли отбор.

— Внешний вид строго стандартизирован: строгое платье с черным в будние дни и с белым в праздничные дни фартуком, бантики, грубая, но качественная обувь, пиджаки с обычным воротником или воротником стойкой. Возможно, в городе было и разнообразие в одежде, но в сельских магазинах, если размер подошел, то продавец тут же заворачивал покупку и отдавал ее покупателю, так как не было смысла выбирать из чего-то. Спортивной обувью у учеников были не кроссовки, а исключительно кеды.

Источник: nnm.me

— Советская школа обеспечивала своих детей практически всем. Если ученики жили далеко от школы, то их зачастую селили в интернате, где обеспечивали всем необходимым, иногда бесплатно давали ученикам молоко и булочки, спортзал был оснащен всем разнообразным инвентарем.

— Школьники были более приобщены к спорту. Система ставила жесткие требования к детям, а они, в свою очередь, охотнее стремились им соответствовать.

СОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНИК

Ребенок сейчас находится в невообразимой гуще информации, из-за чего нынешние подростки и дети более продвинутые, чем родители в их возрасте, умнее и более целеустремленные. Они уже четко могут сформулировать то, какими видят себя в будущем. Отчасти такая ситуация продиктована более жесткой конкуренцией и развитой мотивацией.

— У школьника сейчас есть огромный выбор. Это относится ко всему: от рисунка на обложке тетради до системы обучения.

— Сейчас дети менее самостоятельны, так как родители больше опекают их. Мамы и папы больше уделяют времени своим детям, чего не скажешь о временах, когда родители пропадали на работе.

— В плане школьной формы сейчас каждая школа может проявить индивидуальность. Красные пиджаки, серо-зеленые жилеты, нагрудные нашивки с гербом — по этим признакам можно узнать, в какой школе обучается ребенок. В остальных же случаях, школы придерживаются государственных норм: белый верх, темный низ.

— Развитие технологий, конечно, не могло не повлиять на облик современного школьника. Рефераты теперь пишутся исключительно на компьютере и с помощью интернета, уравнения решаются на продвинутых приложениях для телефона, а расписание и шпаргалки передаются через WhatsApp и «ВКонтакте». Это не могло не сказаться на здоровье детей: многие из них, не достигнув 17 лет, уже имеют проблемы со зрением или осанкой.

Читайте также:  Продукты, ускоряющие обмен веществ в организме: список, отзывы

А что вы можете сказать о современных и советских школьниках?

Благодарим Куаныша Джуматаева, Юлию Гончарову, Мадину Байболову, Алию Нургуатову, Ербола Нургуатова, Елену Шикеру, Гульзиру Абдраимову, Дамеш Мишелеву, Зайру Мухамеджарову и Алтыншаш Успанову за помощь в создании материала.

Советское детство

Вспомните, сколько раз вы слышали от старшего поколения фразу «А вот в наше время…». И действительно, после распада Советского Союза изменились не только названия стран, но и образ жизней бывших советских граждан. Конечно, взрослые еще помнят те времена, когда не было Интернета, компьютера, мобильных телефонов. Только человек, родившийся в СССР, поймет, как тяжело набрать номер на обычном стационарном телефоне, который имеет в своем составе ноль. Чатом моего детства был уютный дворик с лавочками или улица, на которой играли в квача, прятки, «лилипуты», рисовали мелом или просто общались. Сейчас, глядя на молодое поколение 21 века, я четко вижу разницу между российскими и советскими детьми. Для того чтобы наглядно это продемонстрировать, вот 10 основных отличий, которые задевают меня за живое.

Сразу же хочу сказать, что не хочу никого обидеть. Конечно, есть исключения, и их много, но, все же, большинство детей соответствуют именно этому психологическому портрету.

1. Хобби. У меня в шкафу на нижней полке до сих пор лежат стопки наклеек, вкладышей, фишек, коробка с монетами и несколько альбомов с марками. Не смотря на то, что стоят они недорого, для меня – это целый мир, который я не продам ни за какие деньги. Сейчас же дети почти не занимаются коллекционированием, но зато они имеют другие хобби. К примеру, если говорит о мальчиках, сейчас в широком доступе сборные модели кораблей, самолетов и автомобилей. Даже продаются специальные тематические журналы с деталями. Что касается девочек, то они занимаются дизайном одежды, созданием аксессуаров и другими видами творчества. В принципе, этим могли заниматься и советские дети, но тогда, чтобы достать те же самые сборные модели, нужно было иметь родителей, которые регулярно выезжают заграницу.

2. Общение. Если предыдущее отличие вызывает у меня только положительные эмоции, то по поводу общения у меня совершенно другие взгляды. Сейчас большинство диалогов происходят в социальных сетях. Мы потеряли «душу» разговора, уже не ощущая его теплоты. А ведь как же было приятно хотя бы раз в неделю собраться с друзьями на летней веранде, сидеть на стареньком продавленном диване и вспоминать былые времена! Конечно, когда люди не могут часто встречаться, то Интернет становится единственным выходом, а в других случаях, нет ничего приятнее живого общения.

3. Образование. Тут дело, скорей всего, не в детях, а в самом государстве. Раньше дети изучали немного базовых дисциплин, но зато хорошо их знали. Да и учебники были понятными. А сейчас у ребенка в школе 100 предметов, и из-за нагрузок он не может сосредоточиться хотя бы на основных. А про учебники я вообще молчу.

4. Отношения. Мне кажется, что сейчас главная цель молодого поколения как можно быстрее повзрослеет. И это отображается не в поступках. Уже в 11-12 лет они хотят найти себе парня или девушку, относясь к этому не так, как мы раньше. Для них это стильно, модно, делает их взрослыми. Вспомните теперь советских детей. Да, мы влюблялись в школах, но чаще всего один раз и на всю жизнь. Мы не позволяли себе проявлять эти чувства на улицах, так как это было нечто личное, интимное.

5. Развлечения. Всего два слова – компьютерные технологии. Вот и все различие. Мы зимой катались на коньках, санках, картоне (кто знает – поймет), лепили снеговиков и игрались в снежки, а летом ходили на рыбалку, купались в речках, гоняли на великах и занимались разной ерундой, которая приносила огромное удовольствие. А сейчас смотрю на брата, который все зимние каникулы провел в Интернете, и думаю – неужели это можно назвать прогрессом?…

6. Вредные привычки. Не спорю, я в детстве тоже пробовала покурить папины папиросы и тайно отливала себе немного домашнего вина. Но я никогда не напивалась до полусознания, не считала курение модным и ни разу не пробовала энергетик. Я хочу, чтобы мои дети росли здоровыми и сильными. Конечно, сейчас есть и нормальные дети. Но как-то я забирала маленькую дочку своей подруги со школы, заглянула за гаражи и обомлела: там стоял не дым, а смог, мусорки были забиты бутылками с-под пива, и, самое страшное, что большинству было не больше 14 лет. Вот такой современной тенденции я никогда не пойму.

7. Мечты. О чем вы мечтали? К примеру, я хотела целую коробку сладостей, собаку и уметь летать. Став постарше, я поняла, что мечтаю о том, чтобы добиться успеха. Тогда я смогу исполнить мечты своих родителей, близких, друзей. Это было лет в 14. Сейчас я спросила девушку лет 15, о чем мечтает они. Вот, что я услышала: я хочу крутой ноутбук, новый Айфон и выйти замуж так, чтобы никогда не работать. Я потеряла дар речи. Неужели мы разучились мечтать. Неужели мы продали свои мечты в обмен на технический прогресс? Но я верю в чудо. Я расплакалась, когда задала тот же вопрос о мечтах мальчику семи лет. Он мечтал не про игрушки, не про телефон. Он сказал: я хочу, чтобы моя мама всегда была счастлива.

8. Работа. Советские дети хотела стать космонавтами, врачами, учителями, пожарниками, актерами и поварами. Сейчас же девочки хотят стать моделями и певицами, парни же хотят открыть свой бизнес и уверенно стать на ноги. В принципе, эти изменения нельзя назвать негативными. Просто дети понимают, что деньги просто так не получишь, для этого надо работать. А так как государство совсем не финансирует ин учителей, ни пожарников, ни врачей, то их желания понятны. Больше ничего сказать не могу.

9. Семья. Не знаю, как вас, но меня пугают отношения к вопросу семьи нынешней молодежи. Браки по расчету обрели особую популярность, карьера начала выходить на первое место. Но хочу вас заверить, что это все только на словах. На самом деле, любовь вечна, поэтому, когда человек влюбляется, все другие варианты сразу же отходят в сторону.

Сделано в СССР: 12 вещей, назначения которых не знают современные дети

Эти вещи были почти в каждой советской семье. Тогда люди не знали, что такое «бренд» и брали то, что предлагала промышленность СССР. Названия выбирали, ориентируясь на назначение устройства. Если пылесос, то «Буран», если выжигатель по дереву, то «Дымок».

«Кошка» отправилась в казанский Музей соцбыта и выбрала 12 предметов, изготовленных в Советском Союзе. По словам экскурсоводов, некоторые вещи заставляют впасть в ступор не только детей, но и взрослых.

1. Комбайн для сбора ягод

Это самый настоящий комбайн для сбора ягод — клюквы, брусники и других. Конструкция оказалась настолько удобной, что ее производят и сейчас.

2. Компостер

Это чудо инженерной мысли можно было встретить в общественном транспорте. Его предназначение — «гасить» проездные билеты. В СССР (и несколько лет после его распада) пачку билетов на автобус, трамвай или троллейбус можно было купить в киоске. Во время проезда нужно было оторвать один и прокомпостировать. У каждого компостера была своя комбинация дырок, поэтому «зайцы» возили с собой коллекцию использованных билетов, чтобы предъявить контролеру нужный узор.

3. Арифмометр

«Феликс» — самый распространённый в СССР арифмометр. Назван в честь Феликса Дзержинского. С 1929 по 1978 годы было выпущено несколько миллионов машин. Это счетное устройство позволяло проводить вычисления с цифрами до 8 знаков и получать ответ длиной до 13 знаков.

4. Телефон

Современные дети уже не знают почему иконка звонка в смартфоне обозначается непонятным символом. И только люди, заставшие вот такие телефоны, знают ответ на этот вопрос. Самая необычная модификация — диск набора номера располагается на самой трубке. В СССР считалось крутым, когда в твоем номере нет «9» и «0», так как это упрощало набор.

5. Калькулятор

Микрокалькулятор «Электроника МК56». Несмотря на название, компактным его не назовешь, да и работал он от электросети. Эта ЭВМ была мечтой каждого советского школьника. Кто помнит уроки информатики, на которых обучали работе с калькулятором?

6. Кинопроектор для пленки 8-мм

Перед вами первая советская «видеодвойка». Производился в 1960-е годы. Работал с 8-миллиметровой кинопленкой. Позволял воспроизводить записи с двумя скоростями — 16 и 24 кадра в секунду. Две мощности лампы. Изображение выводилось на встроенный экран.

7. Фотоэкспонометр

Без этого устройства не обходился ни один фотограф. Это сейчас можно сделать кадр на цифровую камеру и увидеть результат, а если кадр засвечен или получился слишком темным, то переснять. С пленкой так не поработаешь, поэтому приходилось делать вычисления, чтобы настроить фотоаппарат под условия съемки.

8. Монетница

Это сейчас монеты в 1, 5 и 10 копеек исчезают из оборота из-за слишком высоких цен, а в СССР на эти монетки можно было приобрести много чего полезного. 2 копейки, например, стоила школьная тетрадь, 5 — билет на автобус, 10 — стакан настоящего томатного сока или пирожок с мясом. Чтобы монетки не терялись, их держали вот в таких монетницах.

9. ТВ-антенна

Комнатная телевизионная антенна. Обычно ставилась на телевизор, но в попытке поймать более четкий сигнал, переставлялась на окно.

10. Фото на память

Этот шарик был у каждого детсадовца. Внутри — цветной кадр фотопленки (так называемый, позитив). Смотреть нужно было в глазок на свет. Кстати, самый популярный фотосюжет для портретов в детском саду — сидя за столом с телефонной трубкой в руках.

11. Стереоскоп

Первое 3D в жизни советского ребенка. Вставляешь карточку с 6 изображениями (по одному кадру на каждый глаз) и смотришь трехмерную историю, передвигая карточку сверху вниз. Смотреть нужно было на свет.

12. Точилка для карандашей

Точилка, которая напоминает мясорубку. Но большинство советских школьников предпочитало точить карандаши по старинке — ножом.

Подпишитесь на наш канал, посвященный советскому кино, в Яндекс.Дзен. Мы уже опубликовали там материал о гонорарах Леонида Гайдая.

Ссылка на основную публикацию