Какие вопросы можно задать священнику на встрече

Вопросы об интересном и познавательном

Вопросы священнику об интересном и познавательном

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Перед Вами рубрика вопросов-ответов на весьма интересные темы, в которых священники рассказывают о жизни на том свете, о космосе, мистике и многом другом.

ИНТЕРЕСНОЕ

О ЖИЗНИ НА ТОМ СВЕТЕ

ЖИЗНЬ ВОКРУГ НАС

ЦЕРКОВЬ И МИСТИКА

РАЗНЫЕ ВОПРОСЫ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожий материал:

Здравствуйте
Батюшка меня интересует такой вопрос ? Могут просфорки церковные дома покрываться плесенью ,у меня такое стало как поменяла жилье ,а до этого никогда не покрывались плесенью просто высыхали и все и оставались свежими . Спасибо за ответ !

Здравствуйте, Елена!
Просфоры, как и другой хлебобулочный продукт, может покрываться плесенью. Особенно в тех помещениях, где влажность повышена или в закрытом пакете без возможности просушиться.
Это конечно плохо, когда просфора плесневеет. Правильно было бы нарезать на кусочки, если вы сразу не употребляете, и высушить. А если все же все испортились, то их надо, как и любую святыню, сжечь или же выбросить в чистую проточную речку. А на исповеди покаяться в этом.
С Богом!

Здравствуйте батюшка! Меня волнует вот такой вопрос.Много читала о старцах на Афоне, о последних временах.О ужас . Ведь все, что говорится происходит сейчас.Афонских монахов изгоняют с Афона, они страдают за веру Христову.На Украине что творится, спаси и сохрани Господь всех православных христиан.У меня болит сердце за людей, что им приходится выдержать.А мы зная, о пророчествах, оформляем СНИЛС иИНН, а новые паспорта со встроенным чипом.Зарплатные карты определяющие личность по сетчатке глаза.Не это ли дьявольская печать?А что сейчас творится с людьми? Люди стали, как зомбированные.Какой же ужас! Что делать?Куда бежать с детьми?

Здравствуй, Екатерина!
Вы так пишите, что мне самому стало страшно – надо уходить в пещеры. Но это всего лишь хорошая уловка дьявола! Такого рода настроения парили в воздухе всех времен и народов, даже в первые времена христианства, ведь Господь говорил: «приблизилось Царство Небесное». Но кроме смущения, уныния и страха людям это ничего не принесло. Поддаваясь этой злой шутке нечистого, человек забывает о самом главном – спасении своей души, которое и есть бдительная, трезвая жизнь в покаянии, в борьбе со своими грехами и страстями и стремлении ко всем добродетелям, высшей из которых есть любовь к Богу и ближним. Эта суета и страхи сбивают с толку человека и вряд ли мы сможем сделать что-то доброе и вряд ли даже сумеем распознать, где есть Бог.
Что в душе христианина должно гореть, чтобы действительно считаться верным Христу? Вера… А где же наша вера, если мы не уповаем на Господа, не доверяем ему всю свою жизнь, возглашая на Литургии: «…и весь живот наш Христу Богу предадим». Господь всегда с нами, всегда поможет по нашей вере.
Конечно, никто не отрицает, все медленно идет к концу. Но в то же время так было всегда. Господь говорит: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время». Мк.13:33. Только Господь знает, нам же всегда надо быть готовым, а подготовка это не пещеры или еще какие потаенные места, быть готовым значит жить по заповедям, бороться со страстями, и жить в Церкви. Кто на Бога уповает, тому Господь откроет, когда и куда бежать.
С Богом!

Добрый день! Скажите пожалуйста, можно ли подавать записочки на Литургию через кого-то, если сам не присутствуешь на службе? Спаси Господи!

Людмила, здравствуйте!
Да, конечно, Вы можете передавать записочки в Храм. У нас на сайте, на странице Записки в Храм, есть такая возможность.
И все же, при любой возможности, нужно стараться ежевоскресно посещать храм Божий.
Храни Вас Господи!

Здравствуйте, батюшка! У меня вот такой вопрос. Когда мы подаем записочки на Литургию о здравии, можно ли в них писать имена родственников, которые крещенные, но редко ходят в Храм. Мне сказали, что их только можно писать в записочках, которые мы подаем на Молебен, так ли это? Спаси Вас Господи!

Здравствуйте, Людмила!
Правильно будет обязательно подавать за таких родственников записочку в алтарь, и еще самим молиться за них в храме на литургии и дома. За кого же тогда молиться? Многие, которые приходят в храм, ничем не отличаются от тех, кто в храм не ходит.
С Богом!

Спаси, Вас, Господи!

Батюшка, добрый день!
Помогите пожалуйста разобраться, я родилась 4 января, зовут меня Ирина, когда правильно почитать день моего ангела? посмотрела в интернете, много дат нашла.
Спаси Господи!

Здравствуйте, Ирина!
Вам можно выбрать в покровители любого святого, носящего то же самое имя. Возможно, у Вас есть духовно близкая Вам святая Ирина, к которой Вы прежде обращались в молитвах, получали помощь, утешение. Можно выбрать день памяти этого святого. Но по давней традиции, принято определять своего покровителя по церковному календарю. Для этого надо найти день памяти соименитого с Вами святого, то есть, ближайший после дня Вашего рождения. Это и будут Ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет Вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для Вас эти даты станут «малыми именинами».
С Богом!

скажите, можно ли просить Бога выиграть в лотерею, если например нужно свое жилье, а взять деньги вообще неоткуда? спасибо

Руслан, здравствуйте!
Вы можете пройти на страницу сайта, в которой был затронут как раз Ваш вопрос: Грех ли играть в лотерею? Хочу заработать детям на жилье
Храни Вас Господи!

Здравствуйте, Батюшка! В Рождественский пост идя на работу увидела на улице иконку «Спас Нерукотворный» маленькую(такие обычно носят с собой). Сначала прошла мимо. Но потом пришли мысли что дворники в этом дворе мусульмане и могут ее выбросить в мусорку.Вернулась подняла и оставила себе. Вопрос такой: может быть мне стоит ее стоит освятить в Храме?

Здравствуйте, Елена! Христос Воскресе!
Очень хорошо, что Вы подобрали эту святыню и правильно будет если Вы отнесете в храм, чтобы ее освятить.
С Богом!

Воистину Воскресе! Спаси Вас Господи!

Здравствуйте Батюшка,у меня такой вопрос:При заключении брака,мы с мужем сделали кольца на заказ, они разные, муж сделал то кольцо, которое ему понравилось, я сделала другое,и на своем сделала гравировку «Господи ,помилуй мя грешную» ,потом мы венчались с этими же кольцами,т к я тогда была в положении кольцо мне было как раз, сейчас я родила и оно мне мало, чтобы его увеличить, там целая проблема и надпись нужно убирать и еще что то,и я не знаю что мне делать, ждать когда оно мне будет как раз, или увеличить его и заново надпись написать ,или вообще сделать другое новое, например как у мужа, но там надпись уже сделаешь, т к кольцо не простое. Может, я конечно, слишком большое значение этому придаю, и дело не кольце совсем, но мы ведь венчанные,как мне быть, подскажите? Спасибо

Здравствуйте, Виктория!
Нельзя так сильно зацикливаться на внешних вещах. Люди живут без колец вообще, и живут счастливо. Главное — сохранять мир в семье. Ничего страшного не произойдет, если Вы увеличите свое кольцо. А надпись на кольце Вам зачем? Ведь не она нас сохраняет, а вера в Бога. Хорошо, когда молитва на устах, а не где-нибудь написанная, о которой все забывают.
С Богом!

Здравствуйте,батюшка.Скажите существует ли понятие судьба человека,мне недавно 1 воцерковленный человек (моя знакомая) сказала ,что нет понятия судьбы ни у кого,что Бог не планирует жизнь нашу и если случаются несчастные случаи,то это всего лишь совпадения. И еще .что душа смертна,она сказала,по смерти человека ,душа умирает с ним,нет рая и ада,никуда душа не отлетает,она все трактует по Библии,ведь там же не указано про судьбу и душу,так ли это?Я не верю всему этому. Верю,что есть у каждого своя судьба и после смерти,душа идет на суд Божий и там решает уже Господь куда ей.Пожалуйста,помогите разобраться.

Здравствуйте, Татьяна!
Конечно же, ее слова совсем далеки от православного учения. В Библии неоднократно говориться о событиях, в которых описывается участь души. Самое главное, что все души в Ветхом Завете попадали в ад, и только по воскресение Христа души праведников наследовали Царство Небесное.
Ничего просто так не бывает, во всем есть воля Божья, но человек не робот. Господь создал человека со свободной волей, и человек сам выбирает, жить ему в добре или во зле. Поэтому судьбу свою человек сам себе строит. Если человек свою волю вверяет в руки Божии, то Господь ведет его. Читайте больше святых отцов.
С Богом!

Здравствуйте! Я смотрела в окно в Крещенскую ночь, было часа 2 — 3 ночи. Прямо перед моим окном горела яркая звезда, ярче всех остальных. Раньше ее никогда не было, и на следующий день тоже. Это точно не искусственный спутник, потому что они быстро исчезают из поля зрения. Ничего в голову не пришло, кроме как прочитать несколько раз краткую Иисусову молитву. Расскажите, пожалуйста, что это могла быть? Я правильно поступила? Мне показалось, что это что-то от Господа, ощущение непонятное, но приятное и спокойное.

Здравствуйте, Валерия!
Мы не знаем, что было Вам за явление, но одно знаем точно, надо своей жизнью угождать Господу Богу, жить по Заповедям Господним.
Тогда Господь благословит нас и всегда будет рядом!

Батюшка добрый день! Я привезла себе из Иерусалима красные нити и вифлиемскую звезду на шею ее освятила в храме рождества для женского счастья. . Сейчас почитала, что их нельзя носить, подскажите правда ли это?
Большое спасибо за разъяснения!

Здравствуйте, Ирина!
Мне мало что известно о красной нити из Иерусалима. Но в любом случае, как святыню не принимал бы. У нас, у православных, на груди должен висеть только крест, как символ веры и благодати. Как какая-то нить может принести счастье? Только вера в Бога, соблюдение Его заповедей, Святое Причастие дают человеку благодать.
С Богом!

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, можно ли в день своего рождения идти на поминки (9дней)?

Здравствуйте, Юлия!
Да, можно.
С Богом!

Здравствуйте! Подарили подрясник(прислуживаю в храме), но благословения на его ношения пока нет. Могу ли я ,пока не получено благословение, одевать подрясник у себя дома? Спасибо

Здравствуйте, Евгений!
Нет, Вам без благословения нельзя одевать подрясник нигде, даже дома.
С Богом!

Мир вам! Подскажите пожалуйста,говорят что можно крещенскую Воду добавлять в ванну,потом она уходит в канализацию это не грех?СПАСИ ГОСПОДИ!

Здравствуйте, Димитрий!
Не надо добавлять воду святую в ванну. Это не хорошо. Святую воду можно брызгать на себя, принимать во внутрь. Этого будет вполне достаточно.
С Богом!

Здравствуйте. Батюшка, а можно ли поминать усопших в Ильин день? С детства помню, что на 2 августа всегда ездили в кладбище и поминали умерших, теперь начала искать в интернете по этому вопросу что нибудь, го ничего не нашла

Здравствуйте, Анастасия!
Да, можно.
Храни Вас Бог!

Доброе утро, батюшка! Подскажите, пожалуйста, имеет ли какое-нибудь отношение к вере полнолуние? Простите за глупый вопрос. просто православная женщина говорит, что на до придерживаться разных правил во время полнолуния. Например, нельзя ничего выбрасывать, даже мусор.

Здравствуйте, Марина!
Нет, это неправда. Это все суеверие, грех.
К сожалению, не каждый, кто именует себя православным христианином, таковым именуется.
Храни Вас Бог!

Храни Вас Бог. Спасибо за ответ!

Во славу Божию!
Храни Вас Бог!

Батюшка,здравствуйте!У меня особенный вопрос к Вам.Купила лампадку,чтобы помолиться на могилке мамы.И не знаю,нужно ли её там оставлять,или можно забрать с собой,чтобы в следующее посещение опять помолиться.Люди рассказывают,что не слишком порядочные люди(да простит их Бог) их воруют.Как мне поступить батюшка?Спасибо.

Христос Воскресе!
Здравствуйте, Светлана!
Лампадку можно оставить, и можно взять с собой. В этом нет никакой разницы. Как Вам удобнее, так и поступайте.
С Богом!

Здравствуйте! В 6 лет я впервые летела с мамой на самолёте. Этот полёт мы оба помним до сих пор. Я видела на облаках белые дома с огромными золотыми крестами, не на каждом облаке. Но много было, я кричала»Мама! Смотри, дома, какие красивые»-, но она ничего не видела…кроме облаков. Это не могло быть фантазией, картинками из книг, жили мы в деревне, никуда не ходила, никаких впечатлений. До сих пор приятно вспомнить это!

Здравствуйте. 29 ноября ушла моя мамочка. Мне очень плохо без нее,я не знаю как жить без нее.Каждый день плачу,виню себя. Стала интересоваться о жизни после смерти. Скажите есть ли ТАМ жизнь и какая она. Просто мне снился сон : снится наш город в котором я живу,серый,грязный .И я спрашиваю: Мам,а там где ты сейчас,все такое же как и здесь? И голос мужской мне отвечает НЕТ, и меняется буквально на секунду картинка: домик…весь увитый цветами,такой красивый…весь и все в цветах,яркие,непередаваемые краски…И я проснулась.Это было буквально секунду..Скажите что это может быть? И есть ли жизнь ТАМ? Спасибо.

Здравствуйте, Галина!
Приносим Вам свои искренние соболезнования!
Советуем Вам ознакомиться с ответами священников, на тему: «Если ли жизнь на том свете»
Помоги Вам Бог!

Батющка, приветствую Вас. Меня волнует один вопрос- Я отправила Матроне письмо, но требуют пожертвование, а если я безработная и в кошельке 120 рублей, а у меня дочь, то мне Матрона не поможет и письмо мое не дойдет до адресата? Спасибо

Здравствуйте, Ирина!
Если Вы подавали письмо на нашем сайте, то на странице Письмо св. Матроне ясно прописано, что пожертвование добровольное. То есть, если у Вас есть возможность, вносите, если нет — подавайте записку без пожертвования. Редактор Татиана также её отвезет.
А святая Матрона будет нас слышать лучше, если мы будет жить воцерковленной жизнью. А это означает ежевоскресное посещение храма, а также один раз в 2-3 недели нужно исповедываться и причащаться.
С Богом!

Читайте также:  Как изменились актёры сериала Моя прекрасная няня: фото тогда и сейчас

Какие вопросы можно задать священнику на встрече

Полина Баженова

20 апреля в культурном центре «Вдохновение» состоялась очередная встреча с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным) «100 вопросов батюшке». Множество людей смогли задать свои вопросы священнику как непосредственно во время беседы, так и по электронной почте, через социальные сети. Прозвучали и видеообращения, записанные во время проведения Фестиваля постной кухни. Ниже приведены некоторые из заданных вопросов – особенно актуальных и животрепещущих.

Два самых главных дня

Хочу начать с небольшого вступления. В жизни человека есть два самых главных дня: первый – это день появления на свет, ведь через рождение человек получает возможность вечной жизни. И в этом плане мы, верующие, счастливые люди, потому что у всех нас есть перспектива вечности. Второй самый важный день – когда человек понял, зачем он родился. Особенно это актуально для русского человека, который чаще остальных спрашивает себя, для чего он живет.

Почему так трудно просить прощения?

Я думаю, что произнести волшебное слово «простите» мешает гордость. В жизни нам часто приходится сталкиваться с так называемыми «наездами»: с коллегами на работе, с родителями, соседями… Я и сам с этим сталкиваюсь и всегда пользуюсь этим словом, оно работает как огнетушитель. На самом деле, это очень полезно, ведь мне удается «потушить» волну агрессии.

Какие чудеса происходят в наше время?

То, что мы сейчас находимся здесь, – это уже чудо.

Приведу пример из личной жизни. Меня крестили в 1963 году в храме Преображения, в 1964 году этот храм взорвали, а позже построили заново. В прошлом году я был участником освящения этого храма Святейшим Патриархом Кириллом… За одну жизнь человек вошел в храм, затем храма не стало, а потом человек второй раз вошел – вот это чудо.

Но, конечно, самые главные чудеса – это когда меняются люди. Не было, казалось бы, никакой надежды на исправление, как вдруг человек преображается: из злого – в доброго, из пьяницы – в трезвенника, из блудника – в целомудренного. Можно что угодно построить или нарисовать, но когда преображается человеческая душа – это самое большое чудо.

Как следует проводить день своего Ангела?

Если есть возможность, то следует сходить в храм и причаститься, поблагодарить Бога и вашего Небесного покровителя. Обязательно надо позвать родных, близких и друзей, поделиться радостью с другими людьми.

Какие молитвы нужно читать детям о своих родителях?

Любая молитва, идущая от сердца, доходит до Бога, поэтому здесь нет универсальных формул. Самое главное – чтобы это была сердечная, доверчивая молитва.

Как Церковь относится к алкоголю и горячительным напиткам?

Прежде всего, есть понятие меры. Святые Отцы имели обычай выпивать по большим праздникам не больше трех чаш разбавленного сухого вина. Все, что без меры, – все не на пользу. Не следует думать, что Церковь выступает категорически против алкоголя, но от чрезмерного, бесконтрольного употребления необходимо воздерживаться.

Как сохранять в себе христианский дух за пределами Церкви?

В любой обстановке нужно оставаться человеком, иметь внутренний стержень. Начинайте свой день с молитвы, ведите себя спокойно и достойно на работе, уделяйте внимание своей семье. Если человек старается вести духовный образ жизни, наблюдать за своими мыслями, словами и поступками, он сподобится помощи Божией. Есть такое выражение: по течению плывет мертвая рыба, против течения – живая.

Мне вспоминается пример из жизни советских времен, когда христиане шли в армию с крестом и жили по закону своего внутреннего христианского мира, к чему армия совершенно не располагает…

Все зависит от внутреннего расположения человека. Это касается не только веры – каждый должен уметь отстаивать свои убеждения и взгляды, нравственные принципы.

Как помочь человеку прийти к Богу?

Слова назидают, а дела влекут. Дело в том, для человека важно увидеть пример христианской жизни – это гораздо более действенно, чем книги и рассуждения.

На самом деле, приход человека к вере – тайна. Бывает, ребенок, выросший в семье пьяниц, становится священником…

Здесь возникает и другой вопрос: если я сам правильно не живу, должен ли я об этом говорить? Должен, потому что в итоге сам устыжусь и встану на правильный путь.

Если человек не исповедуется, но ходит в храм, что ему можно посоветовать?

Если человек готовит праздничный обед, но не ест со всеми – он сам себя лишает и питания, и праздника. Так же и с верой. Ходить в храм – это одно, а исповедоваться и двигаться вперед – совсем другое. Пусть это будут первые шаги, которые потом перерастут в полноценную жизнь с Богом.

Вспоминаю свою жизнь. Мне было 17 лет, когда я решил начать духовную жизнь, но в течение полугода я не мог исповедоваться – все не находил подходящего священника. В конце концов, поехал в Троице-Сергиеву лавру и там, на исповеди, встретил игумена, который стал впоследствии моим духовником. Если человек возжаждет духовной жизни, то по его смирению и молитвам Господь обязательно поможет ему. Очень важно найти духовника – человека, которому можно открыть душу. Духовник поможет «излечить» недостатки и подскажет, как искупить грехи.

Что делать, если духовник периодически закрывает собой Бога? Уйти от него? Где граница душевного и духовного по отношению к духовнику?

Духовник – это, прежде всего, проводник, он очень мал по сравнению с Богом и не может его закрыть.

Что главное в Причастии? Как к нему подходить?

В Причастии важен сам факт соединения со Христом: оно подобно пуповине, соединяющей нас с Богом. Подготовка к Причастию – тема для отдельного разговора.

Говорят, много любви не бывает. Но в семье муж и дети говорят, что устали от моей любви. Где середина?

Говорят, что чрезмерная любовь – это эгоизм, стремление оставить человека только для себя. Если речь идет о детях, необходимо научиться их отпускать, ведь у них свой путь.

Как относиться к матери, которая всю жизнь помыкает дочерью, командует, очень обижается и сердится, когда ей не подчиняешься?

Тяжело сказать, кто здесь прав, кто виноват. Конечно, воспитание и научение – главная задача родителей, но не следует стараться сделать из детей свою копию. Это страшный путь – клонировать себя самого. Важнее научить ребенка принципам нравственной жизни, а во второстепенных вопросах предоставить разумную свободу.
Как не копить в сердце обиду?

Во-первых, надо понять, что обида созвучна со словом «беда». Необходимо попытаться понять мотивацию человека и уметь объясниться, иначе обида будет разъедать вас изнутри. Обидчивым человека делают гордыня и самовлюбленность. Есть хорошая поговорка: слабый мстит, сильный прощает, счастливый забывает.

Как следует поступить, если человек рядом с тобой богохульствует?

Пропускать такое мимо себя нельзя – нужно остановить человека и защитить свои принципы.

В жизни было много ошибок, но самая главная – это аборт. Что сделать, чтобы Господь простил мне этот грех?

Нет непрощенных грехов, кроме одного – нераскаянного. Раскаяние – это не только сожаление, но и исправление ситуации. Человек должен измениться. Если женщина находится в детородном возрасте – обязательно надо родить, если нет такой возможности – тратить силы, время и средства на имеющегося ребенка или помочь многодетной семье, специальному фонду. Важно не закрывать глаза на эту проблему, а деятельно в ней участвовать – это и будет настоящее раскаяние. Нет греха, который бы Господь не простил.

Что Вы можете сказать про встречу Святейшего Патриарха с Папой Римским и про Собор, который будет происходить в июне 2016?

Эта тема очень обширная. Патриарх сказал, что основная цель встречи – объединить усилия против геноцида христиан в Сирии, на Ближнем Востоке, в Африке, а также выступить в защиту семьи, против однополых браков и эвтаназии. Сейчас христианские ценности изгоняются из жизни общества: в католических странах из учебных программ удаляется Закон Божий, из церквей выносят Распятия и иконы. А вот в России наблюдается обратный процесс.

Важно, однако, понимать, что никакие Соборы, никакие встречи не влияют на наши личные грехи.

Вы невероятно деятельный и занятой человек, ваше служение требует большого напряжения сил и совести. Можете ли Вы назвать свой внутренний девиз, который помогает Вам собраться с силами и справляться с огромным количеством дел?

Царство Божие берется усилием. Я часто думаю: а вдруг этот день последний? И сразу отпадает желание тратить его впустую. Есть еще и волшебное слово – «надо». Наша жизнь – это место подвига, а не отдыха.

Как люди приходят в Оптину пустынь за духовным опытом?

По-разному. Я лично знал людей, которые приходили в Оптину в буквальном смысле пешком – настолько силен был их порыв.

Мой сын восемнадцати лет никак не хочет идти в храм. Что должно произойти, чтобы молодежь пришла в храм?

Дело в том, что направлять нужно, в первую очередь, самого себя. Дети в любом случае будут похожи на родителей. Конечно, надо что-то предпринимать, но самое главное – личный пример.

От всей души вам желаю счастливой семейной жизни, надежды, любви
Пускай во всем, что совершаешь ты,
Проступит свет душевной чистоты,
И сила не во внешности твоей,
а только в человечности твоей.

Церковный этикет

Как правильно обратиться к священнику?

В церковной практике не принято приветствовать священника словами: “Здравствуйте”.

Сам же священник, представляясь, должен сказать: “Иерей (или священник) Василий Иванов”, “Протоиерей Геннадий Петров”, “Игумен Леонид”; но будет нарушением церковного этикета сказать: “Я – отец Михаил Сидоров”.

В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: “Отец настоятель благословил”, “Отец Михаил считает. “. Но режет слух: “Иерей Федор посоветовал”. Хотя на многоклирном приходе, где могут оказаться священники с одинаковыми именами, для различения их говорят: “Протоиерей Николай в командировке, а иерей Николай причащает”. Или же в этом случае к имени добавляется фамилия: “Отец Николай Маслов сейчас на приеме у Владыки”.

Сочетание “отец” и фамилия священника (“отец Кравченко”) употребляется, но редко и несет оттенок официальности и отстраненности. Знание всего этого необходимо, но порой оказывается недостаточным по причине многоситуативности приходской жизни.

Рассмотрим некоторые ситуации. Как поступить мирянину, если он оказался в обществе, где несколько священников? Вариаций и тонкостей здесь может быть много, но общее правило таково: берут благословение в первую очередь у священников старших по званию, то есть вначале у протоиереев, затем у иереев (Вопрос в том, как это различить, если не все они вам знакомы. Некоторую подсказку дает крест, который носит священник: крест с украшением – обязательно протоиерей, позолоченный – или протоиерей, или иерей, серебряный – иерей). Если вы уже взяли благословение у двух-трех священников, а рядом находятся еще три-четыре батюшки, возьмите благословение и у них. Но если видите, что это почему-то затруднительно, скажите: “Благословите, честные отцы” и поклонитесь. Заметим, что в Православии не принято обращаться со словами: “святой отец”, говорят: “честный отче” (например: “Помолитесь за меня, честный отче”).

Другая ситуация: группа верующих во дворе храма подходит под благословение священника. В этом случае следует поступить так: вначале подходят мужчины (если среди собравшихся есть церковнослужители, то они подходят в первую очередь) – по старшинству, затем – женщины (тоже по старшинству). Если подходит под благословение семья, то вначале подходят муж, жена, а затем дети (по старшинству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят: “Отец Петр, это моя супруга. Прошу вас, благословите ее”.

Как поступить, если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте (в приемной мэра, магазине и т.п.)? Даже если он в гражданской одежде, вы можете подойти к нему и взять у него благословение, видя, конечно, что это не помешает его делу. В случае невозможности взять благословение ограничиваются легким поклоном.

При прощании, как и при встрече, мирянин вновь испрашивает благословения у священника: “Простите, батюшка, и благословите”.

Нормы поведения при разговоре со священником

Отношение мирянина к священнику как носителю благодати, полученной им в таинстве Священства, как лицу, поставленному священноначалием пасти стадо словесных овец, должно быть исполнено почтительности и уважения. При общении со священнослужителем необходимо следить за тем, чтобы речь, жесты, мимика, поза, взгляд были благопристойными. Это значит, что в речи не должны встречаться экспрессивные и тем более грубые слова, жаргон, которыми полна речь в миру. Жесты и мимика должны свестись к минимуму (известно, что скупая жестикуляция есть признак воспитанного человека). В разговоре нельзя прикасаться к священнику, фамильярничать. При общении соблюдают определенное расстояние. Нарушение дистанции (чрезмерно близкое нахождение к собеседнику) есть нарушение норм даже и мирского этикета. Поза не должна быть развязной, тем более вызывающей. Не принято сидеть, если священник стоит; садятся после предложения сесть. Взгляд, который обычно менее всего подвластен сознательному контролю, не должен быть пристальным, изучающим, ироничным. Очень часто именно взгляд – кроткий, смиренный, потупленный – сразу же говорит о человеке воспитанном, в нашем случае – церковном.

Вообще следует всегда стараться выслушать другого, не утомляя собеседника своими многоречием и словоохотливостью. В разговоре же со священником верующий человек должен помнить, что через священника как служителя Тайн Божиих может часто говорить Сам Господь. Поэтому-то так* внимательны бывают прихожане к словам духовного наставника.

Надо ли говорить, что и миряне в общении между собой руководствуются теми же; нормами поведения.

Как правильно общаться между собой мирянам?

Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга “брат” или “сестра”. Эти обращения довольно часто (хотя, может быть, и не в такой степени, как в западной ветви христианства) употребляются в церковной жизни. Именно так обращаются ко всему собранию верующие: “Братья и сестры”. Эти прекрасные слова выражают то глубинное единение верующих, о котором сказано в молитве: “Нас же всех от единаго Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу во Единаго Духа Святаго Причастие”. В широком смысле слова и епископ, и священник для мирянина – тоже братья.

Читайте также:  Самые глупые мужчины по знаку зодиака: рейтинг

В церковной среде не принято даже пожилых людей называть по отчеству, зовут только по имени (то есть так, как мы подходим к Причастию, ко Христу).

При встрече мирян мужчины обычно одновременно с рукопожатием целуют друг друга в щеку, женщины обходятся при этом без рукопожатия. Аскетические правила накладывают ограничения на приветствия мужчины и женщины через целование: достаточно поприветствовать друг друга словом и наклоном головы (даже на Пасху рекомендуются разумность и трезвенность, чтобы не привнести в пасхальное целование страстности).

Отношения между верующими должны быть исполнены простоты и искренности, смиренной готовности при неправоте тотчас же просить прощения. Для церковной среды характерны небольшие диалоги: “Прости, брат (сестра)”. – “Бог простит, ты меня прости”. Расставаясь, верующие не говорят друг другу (как это принято в миру): “Всего доброго!”, но: “Храни, Господи”, “Прошу молитв”, “С Богом”, “Помощи Божией”, “Ангела хранителя” и т.п.

Если в миру часто возникает смущение: как отказать в чем-либо, не обидев собеседника, – то в Церкви этот вопрос решается самым простым и лучшим образом: “Простите, я не могу на это согласиться, потому что это грех” или “Простите, но на это нет благословения моего духовника”. И таким образом быстро снимается напряжение; в миру для этого пришлось бы приложить немало усилий.

Как приглашают священника для исполнения треб?

Иногда требуется пригласить священника для исполнения так называемых треб.

Если священник вам знаком, можно пригласить его по телефону. При телефонном разговоре, как и при встрече, непосредственном общении, не говорят священнику: “Здравствуйте”, но строят начало разговора так: “Алло, это отец Николай? Благословите, батюшка” – и далее кратко, лаконично сообщают цель звонка. Заканчивают разговор благодарением и вновь: “Благословите”. Или у священника, или у стоящего за свечным ящиком в храме нужно выяснить, что надо приготовить к приходу батюшки. Например, если священник приглашен причастить (напутствовать) болящего, необходимо подготовить больного, прибрать комнату, увести собаку из квартиры, иметь свечи, чистый плат, воду. Для соборования же необходимы свечи, стручцы с ватой, масло, вино. При отпевании необходимы свечи, разрешительная молитва, погребальный крест, покрывало, иконка. К освящению дома готовят свечи, растительное масло, святую воду. На приглашенного для требы священника обычно тягостное впечатление производит то, что родственники не знают, как вести себя со священником. Еще хуже, если не выключен телевизор, играет музыка, лает собака, ходит полуобнаженная молодежь.

По окончании молитв, если это позволяет обстановка, священнику можно предложить чашку чая – это прекрасная возможность для членов семьи поговорить о духовном, решить какие-то вопросы.

Иеромонах Аристарх (Лоханов)
Трифоно-Печенгский монастырь

Детские вопросы священнику. Родители, посмотрите вместе с детьми!

Беседа протоиерея Димитрия Смирнова с учащимися воскресной школы «Зёрнышко» при храме Преображения Господня Люберецкого благочиния.

СПИСОК ВОПРОСОВ:
1. Ребёнок ведёт себя по-разному в воскресной школе и в обычной школе. (4:51)
2. Не хочется быть белой вороной в школе. (5:49)
3. Можно ли уходить с ненавистных уроков? (13:15)
4. Можно ли уйти от ненавистного учителя? (16:41)
5. Почему мы совершаем так много грехов, а Бог нас прощает? (22:14)
6. Когда к нам приходит Ангел-Хранитель? (25:51)
7. Какая длина юбки должна быть у православной девушки? (26:23)
8. Каким святым нужно молиться о том, чтобы улучшить жилищную площадь? (27:56)
9. В каком возрасте любят? (31:00)
10. Какие православные школы есть в центре Москвы? (31:05)
11. Что нужно делать, чтобы улучшить отношения в семье? (31:20)
12. Как в школе нужно молиться перед едой, если ты веришь в Бога, а твои одноклассники нет? (33:23)
13. Что делать, когда жена – православная, а муж – иудейской веры? (37:48)
14. Как можно отмечать Новый год? (40:27)
15. Как нужно отмечать День рождения в пост? (42:16)
16. Что нужно делать, чтобы дети слушались и уважали родителей по мере их взросления? (42:56)
17. Стать взрослым для юноши или девушки – что это прежде всего? (44:29)
18. Какое влияние имеют компьютерные игры на внешнее и внутреннее состояние? (46:26)
19. Можно ли играть в компьютерные игры? (47:28)
20. Как уберечь ребёнка от компьютерных игр? (48:29)
21. Как относятся христиане к азартным играм, в том числе к компьютерным? (49:38)
22. Какие передачи смотреть по телевизору и на какие сайты заходить – этот выбор остаётся на нашей совести? (49:52)
23. Как помочь ребёнку, ходящему в храм и воскресную школу, не чувствовать себя белой вороной? (52:38)
24. Подросток 15-16-ти лет не хочет идти на Исповедь, он считает, что личное общение с батюшкой ничего хорошего ему не даёт, батюшка ему чужой. Что делать? (54:48)
25. Алкоголь, сигареты среди детей, дворовые компании. Как противостоять? (56:47)
26. Внукам интересны компьютерные монстры, разные скелеты, зомби, ожившие мумии. Для них реальные герои – ведьмы и вампиры. Что это – развитие прогресса, неизбежность или происки врагов человеческих? (59:57)
27. В одной радиопередаче, которую ведёт американский пастор, рассказывается о том, как люди приходят к вере. Особенность в том, что всё равно к какой. Все церкви обобщаются, и выставляются одним целым, в том числе и секты. Вредно ли подростку слушать такие передачи, или надо к этому относиться снисходительно? (1:01:33)
28. Почему плохо смотреть по телевизору всё подряд? (1:04:21)
29. Что особенного в том, что мы, молодёжь, ходим в штанах ниже талии вниз? Это же мода. (1:06:11)
30. Я не люблю читать, но знаю, что надо. Что мне делать? (1:06:50)
31. Мой отец, родные (кроме мамы), друзья не ходят в церковь. Зачем мне ходить? (1:07:10)
32. Очень тяжело поститься, не есть мяса, молока, поэтому причащаюсь раз в год, а нужно чаще. Как заставить себя поститься? (1:11:16)
33. С пятого класса попробовал курить, выпивать. Сейчас не могу бросить совсем курить. Как бросить? (1:12:04)
34. Что такое благодать? (1:13:02)
35. Кто создал НЛО? (1:13:19)
36. Часто слышу, в основном от женщин, что они пришли в церковь, и кто-то им там что-то не то сказал, сделал замечание. И вот эта женщина обижается, и говорит, что больше она в церковь не пойдёт. Что ей сказать? (1:14:44)
37. Я учусь в школе, и у нас половина школы курят, ругаются матом, дерутся. И я не знаю, как мне быть, чтобы тоже не стать такой как все? (1:16:04)
38. Взрослые дети, состоящие в браке, не хотят венчаться, а объяснение, что они живут во грехе, и от этого страдают их дети, не помогает (1:17:23)
39. Батюшка, вопрос непосредственно об Основах православной культуры, которые вводили-вводили в школах, и так и не ввели. Причины не понятны, почему не ввели. (1:21:13)
40. Как оградить ребёнка от компьютера, если я сама постоянно работаю на компьютере? (1:23:23)
41. Можно ли смотреть иностранные фильмы? Как Вы относитесь к каналу ТНТ и СТС? (1:28:15)
42. Обязательно ли ходить на вечернюю службу в субботу? (1:29:51)
43. Можно ли православной девушке краситься и делать маникюр? (1:30:15)
44. Как относиться к человеку, который тебя ненавидит и учится с тобой в одном классе? (1:35:40)
45. Что делать, если младшая сестра не слушается старшую? (1:36:39)
46. В чём смысл веры? (1:37:23)
47. Как духовно разбогатеть? (1:38:50)
48. В чём смысл жизни? (1:39:04)
49. Посоветуйте, я хочу стать врачом, но никак не могу определиться, в какую направленность идти. (1:39:18)

Беседы с батюшкой, ответы на вопросы прихожан

По своей духовной немощи и мало опытности большинство из нас не умеет молиться, не знает, как и за что славословить Бога, какими словами и о чем должно и можно Его просить; еще не испытали на собственном опыте, что значит «преклонить колена сердца» пред Господом, не научились «устраняться суетного мира, ум на небеса преложив», и, говоря словами апостола Павла, еще не нашли и не ощутили Бога, «хотя Он и недалеко от каждого из нас» Этому мы можем научиться у тех, кто собственными страданиями стяжали благодать Святого Духа, вступили в непосредственное богообщение и передают нам свой опыт познания Бога.

На вопросы прихожан отвечает Иерей Георгий Боровиков, настоятель Дмитриевского прихода с. Яблоново Корочанского благочиния, Белгородской и Старооскольской Епархии. В рукоположении 4 года, до этого батюшка Георгий служил морским боевым офицером и Господь привел его своей милостью к архимандриту Ипполиту, настоятелю Свято-николаевского рыльского мужского монастыря в 2000 году. В паству многие люди не просто так попадают. Святые отцы научают, что в монашество стремиться почетно, а в священство надо только за послушание. Через это послушание о. Георгий и принял сан священника.

ВОПРОСЫ К БАТЮШКЕ ГЕОРГИЮ

Какие службы можно заказывать в храме?

служба, которая совершается в алтаре, подаются либо записки, либо список заносится в поминальную книгу. При службе вынимается частичка со служебной просфоры и опускается по окончании Божественной литургии в чашу с кровью Христа Бога нашего. Таким образом, Гоподь, прощает грехи тех, кого поминали;
Обедня – здесь для каждого имени вынимается частичка отдельной именной просфоры и тоже опускается в чашу по окончании литургии.

Молебны о здравии –

совершаются или до литургии или после. Молимся мы Господу Богу нашему и Богородице, святым угодникам божьим, просим их ходатайствовать перед Богом за наших близких живых.
Заупокойные службы совершаются как проскомидии и обедни, но еще совершаются панихида и лития – это отдельные службы, на которых мы поминаем наших умерших. Служатся они в конце службы или отдельно. Желательно на такой службе присутствовать родственникам, потому что души умерших, которых поминают, по упоминанию святых отцов, будут присутствовать.

это есть чин разлучения души от тела. Ангелы берут душу и относят ее к Богу. Но само отпевание не избавляет души от тяжести грехов. Освобождение от грехов есть покаяние, совершаемое перед Господом через исповедь священнику. Прощение упомянутых грехов Господь дает после разрешительной молитвы, которую прочитывает батюшка над исповедником. Забытые грехи, т.е. те грехи, которые не можем вспомнить, Господь прощает по совершению таинства Елеепомазывания или Соборования.

Прощение многих грехов душа человеческая получает при совершении проскомидии и обедни. В месте с этим и милостыня, розданная в поминание или во здравие имеет огромную силу. Но милостыня не такая, что дал у храма три копейки, а настоящая помощь, вещи, добрые дела, что-то нужное по-настоящему. При этом просим «помяни этого раба божьего». Человеку в ответ достаточно только сказать «Господи, упокой душу усопшего раба твоего (имя)». Это уже и есть поминание, совершение милости.

Каким образом душа карается за грехи?

Когда братия спрашивали у настоятеля рыльского монастыря батюшку Ипполита о мытарствах после смерти: «что же происходит на самом деле?», он улыбался и говорил: «отцы, мытарства у каждого свои». Есть канонически упоминания об ответе души за грехи свои, например 20 мытарств Феодоры, но это не значит, что у каждого они будут такими. Но то, что отвечать придется – это точно. Не очистив душу покаянием перед смертью, не причастившись и не пособоровавшись, мы весь груз грехов несем с собой к Богу. И Господь как судия взыскивает с нас то, что мы имеем недостойного.

А если смерть произошла внезапно, человек погиб в автокатастрофе?

– В православии всякое событие случайным не бывает. Фактор внезапности присущ, есть святые угодники, которые вымаливают душу у Бога тех, кто умер скоропостижно – великомученица Варвара, блаженная Ксения. К Богу мы обращаться должны не как в ларек, когда что-то случается. Православие сама по себе живая вера, подтверждение тому, что кто начинает Богу молиться, Бог устрояет ему все во благое, научает как молиться и через каких святых. Как молиться о живых, о мертвых. Кого как вымаливать. Результаты всех духовных трудов сказываются таким образом: когда благочестие в дом будет возвращаться, то и дети послушными будут, тогда Божье понимание в семье будет полным, желание ходить в храм наступит не по обязанности, а по велению сердца. К Богу тянуть будет, в роду все будет благодатно, благодать будет возвращаться. Пробелы богоборчества, неверия, будут стерты. Может Господь призовет кого-то из семьи в монашество, за род надо нести ответственность, чтобы спасти всех своих близких.

Получается, вера в Бога держится только на страхе кары за грехи?

– Мольба к Богу делится на три ступени: первая – самая низшая, как любит раб хозяина. А любит и угождает раб так, чтоб хозяин его не наказал.

Вторая ступень –– любовь наемника – за свой труд наемник ждет вознаграждения от Бога в виде даров, успехов, благополучия в жизни и спасение в жизни будущего века.

Самая высокая любовь – это любовь сыновья, когда душа любит Бога, не требуя и не ожидая от него ничего взамен совершенно, никакой благосклонности. Просто она рвется к Богу и в Боге соединяется всю свою жизнь. Святые угодники так любят Бога нашего. А Господь к такой душе приходит и претворяет все благое еще при жизни.

Что такое понятие веры? Какое значение играет вера в жизни человека?

– Само понятие веры, оно жизнеопределяющее для человека, потому что если человек живет без веры, он живет на уровне животного. Человек разумный задумывается – «Для чего я живу? Почему я живу? Как мне прожить? Что откуда всё произошло и как все заканчивается?». Мы все сейчас являемся, разумными, образованными, не только задаем себе эти вопросы, но и пытаемся найти на них ответы. Но без веры ответа никакого не будет, потому что Бог – творец всего сущего, и он открывается человеку ровно на столько, на сколько человек к нему идет. Чем сильнее человек Бога ищет, тем более Бог ему откроется. А когда человек почувствует в себе Бога, тогда и будет с радостью Бога в своей жизни исповедовать, по мере своего креста. Может совершать добрые дела во имя Бога нашего или помогать в храме будет. А может и в будущем православным сподвижником станет, монахом, как Господь покажет, как ему в жизни идти, какой у него крест.

Читайте также:  14 запахов тела, которые нельзя игнорировать

Получается, мы живем, креста своего не зная?

– Мы наделены громаднейшей свободой и Бог человека к себе на аркане не тянет. То, что мы сподобились стать православными христианами – это заслуга наших предков, наших отцов, дедов, прадедов. Потому что они стяжали благодати духа святого, вымолили у Бога, чтоб мы родились православными. В большинстве случаев мы детей крестим еще во младенчестве и часто у неверующих возникает вопрос: «зачем? почему ребенку самому не избрать веру, когда вырастет?». Ответ здесь прост – мы являемся православным родом и живем на православной земле, которая православна 1025 лет. Потому Бог дал нам детей православных. Если бы ребенку суждено было быть иудеем, то он родился бы в Израиле, если буддистом, то в Китае. Но раз дети рождены в православной земле, то и крестим мы их в православие. Это Богом определяется, избранностью народа. Раньше избранным народом был еврейский, но по Новому Завету предав на распятие Христа-Бога, они от Бога отвернулись, потеряв свою избранность. Избранность перешла не просто на какую-то расу, а перешла на православных христиан. Когда Бога распинали на кресте, иудейский народ радовался. Бог сказал, что мира на этой земле не будет никогда, это проклятье действует поныне, они сами наложили его на себя. Как сказано в Писании: «глазами будете видеть и не увидите, ушами будете слышать и не услышите». То есть один человек может читать Библию и ничего в ней не понять, а другой по милости Божией будет Духом Святым знать все сущее… Это зависит от благодати рода, переданной по наследству от предков, называется благочестием. А благочестие рождает в человеке праведность или преподобность, если человек в монашеском постриге.

За подвиги, за благочестие открывается благодать духа. Господь дает силы на служение, ведь если почитать жития святых, какие скорби они несли, кажется что человеку это не под силу. Но это от любви к Господу. Такие люди особенные. Они с рождения носят в себе Бога. Это большая честь для всего рода – по своему благочестию семья заслуживает молитвенника, преподобного или праведного. Святые угодники вымаливают род до 14 колен назад и вперед, за их труды, за их святость.

Раньше на кладбищах ставили кресты, сейчас памятники, как правильно?

– Часто бывает, что светские имена отличаются от православных. И на памятнике пишут метрики светские, а по православному устроению кладбища, положено, чтоб на могилах кресты православные стояли. На кресте значится имя, записанное у Бога, а метрики пишут ниже. Это принято для того, чтоб усопшего поминали по-православному. Поминальные угощения оставляются на могиле не для мертвых, душа ничего не кушает, для того, чтобы малоимущий или нищий, взяв угощение, помянул усопшего: «упокой Господи душу раба или рабы твоей». Если креста на могиле нет, при поминании душа приходит в смущение.

Надо ли занавешивать зеркала, когда в доме покойник? кто-то говорит – предрассудки, кто-то боится, но мало кто знает, как правильно делать

Душа приходит в дом, когда ее поминают, отражения своего она не имеет и от этого может приходить в смущение. Канонически это нигде не прописано, но по старым поверьям, люди выполняют этот обряд. Хотя ровным счетом ничего страшного не произойдет, если его не выполнить.

Как поминать родственников, если не знаешь их имен, и были ли они крещенными?

Раньше на Руси брак для Бога считался только венчанный, остальное блуд. Поэтому если вы поминаете сродников в невенчанном браке, то отдельно надо поминать сродников мужа и жены. А если семья венчанная, то род поминается целиком. Можешь и не знать про своих предков, но Бог приоткроет, если молимся, просим, то непременно будет все открыто. Если сам не знаешь, через праведников откроется, духовника, которым Господь дает благодать Духа Святаго. Даже не зная, крещен ли сродник или нет, поминать его надо и за него молится, он все равно нашей крови, земля у нас православная.

Когда человек в храм приходит, вымаливает на четыре поколения вперед и три назад, даже если мы не знаем всех имен, заказываем службу «со сродниками». Наших умерших, мы можем вымаливать, понемногу, шаг за шагом. Есть такая молитва Чудового монастыря Архангелу Михаилу, который человек прочтет сию молитву, того дня не прикоснется к нему ни диавол, ни зол человек, ни лестию соблазнится сердце его. Если преставится от жития сего, то и ад душу его не примет. Очень важно эту молитву читать 19 сентября в день памяти святого Архангела Михаила и 21 ноября – Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, также – всю страстную неделю Великого Поста. По преданию, в это время Архангел Михаил находится на берегу долины огненной, и опускает свое правое крыло в геену огненную и она гаснет. Называйте в эти в два дня усопших по именам, и Архангел Михаил выведет их души из ада. Это канонически не прописано, но вера наша живая. Это монастырское откровение вселяет огромную надежду на величайшее милосердие Господа Бога нашего.

Можно молиться своими словами?

– Молиться можно и своими словами, но лучше сначала писанными. Молитвы составлены святыми отцами, теми, которые сподобились милости божьей и стали святыми. И мы, начав молиться, зажгли в себе факел духа святаго, мы как православные имеем у себя в сердце дух святый. Богу надо молиться не душою, а духом святым, а для этого его надо зажечь. Грамоте тоже можно учиться по буковке выискивая из газет, но все это долго будет. А если учиться по букварю, это гораздо быстрей и проще. На самом деле мы все младенцы в Иисусе Христе и чтобы нам это понять дух молитвы, основы православия, надо опираться на святых отцов.

Почему и молишься и в храм ходишь, а все равно болеешь?

– В Евангелии сказано: «Скорбями и болезнями спасать будете души ваши». К болезням православие относится так – немощь от многих грехов может избавить. Господь дает силы нести свою немощь всю жизнь. Бывает, человек в Бога не верит до конца, но ездит по святым местам и Господь дает ему чудо исцеления для укрепления веры. Тело не лечить нельзя – это грех. То есть скорби и болезни даются не для того, чтобы мы мучились, а для того, чтобы к Богу приходили. Чтобы мы несли покаяние. И тогда мы понимаем, какой крест у нас в жизни есть. Ведь Бог креста, которого мы понести не можем не даст, все дается по мере наших сил. Так удивительно происходит, как говорится в Евангелии «духовных трудов». Кому на 20 , кому на 40, кому на 100. Только нужно эту меру подвигов духовных не только пронести, но и стяжать, преувеличивать их два раза. Не только иметь что есть, то и есть.

«Бог есть огнь, неугосаемый» Итак, если мы ощутим в сердцах своих хлад, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он пришед согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближнему. Где Бог, там нет зла. Все происходящее от Бога мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению. Бог являет нам Свое человеколюбие не только тогда, когда мы делаем добро, но и когда оскорбляем и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония! И когда наказывает, как благоутробно наказывает! Отцы написали, когда их спрашивали: ищи Господа, но не испытуй, где живет». Наставления преподобного Серафима Саровского. Надо нам в жизни жить так, чтобы мы стяжали прежде Царствие Божие. А все остальное нам приложится. Аминь.

Как обращаться к священнику — правила и традиции

Церковный этикет

Как в светском обществе, так и в церковной жизни есть определенные правила поведения, учтивости, тактичности. Такие нормы взаимоотношений между верующими людьми составляют церковный этикет. К сожалению, за годы богоборческой власти изменились отношения между священниками и прихожанами. Делающие первые шаги в церковной жизни люди порой не имеют представления, как обращаться к священнику, как обращаться к диакону. Из-за отсутствия элементарных знаний и сложностях при налаживании диалога порой возникают проблемы в общении между христианами.

Например, многие не знают, как правильно брать благословение.

«Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IС ХС, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением” (протоиерей Андрей Дудченко).

Такое незнание может привести к более серьезным последствиям. Из-за стеснения и боязни оказаться в неловком положении новые прихожане не общаются друг с другом. Они не задают священникам важные вопросы и не получают ответы, которые могут изменить их жизнь к лучшему, решить многие духовные и жизненные проблемы.

Какие “должности” бывают у священников

Чтобы понять, как обращаться к священнослужителям, следует понимать их иерархию. В Православной Церкви существуют три степени священства: диакон, священник, епископ. Диакон и священник могут состоять в браке, а могут принять монашеский постриг. Вопрос о браке или монашестве должен быть решен до рукоположения. Епископом является только монах. Все женатые священнослужители условно относятся к белому духовенству, монахи – к черному духовенству. Схематически священническую иерархию можно изобразить так:

БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВОЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО
I. ДИАКОН
Диакон
Протодиакон(старший диакон)
Иеродиакон
Архидиакон(старший диакон)
II. СВЯЩЕННИК
Иерей, или священник, или пресвитер
Протоиерей(старший священник)
Иеромонах
Игумен
Архимандрит
III. ЕПИСКОП (АРХИЕРЕЙ)
Епископ
Архиепископ
Митрополит
Патриарх

Обращение к священнику

К священнику следует обращаться “отец (имя)”. Или просто: «отче, скажите пожалуйста» или «отче, позвольте вопрос» или «благословите задать вопрос, отче». В неофициальной обстановке можно называть священника “батюшка” или “батюшка (имя)”.

Некоторые невоцерковленные люди упрекают христиан в том, что они называют священников “отцами”. Ведь в Евангелии сказано:

“И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах” (Мф 23:9).

Но уже апостолы называли себя духовными отцами. Получается, что самые близкие ученики Иисуса Христа ослушались его заповеди или стоит толковать слова Спасителя иначе?

Стоит отметить, что данные слова Иисуса Христа вырваны из контекста. За несколько дней до ареста Господа, фарисеи и первосвященники являлись учителями и отцами еврейского народа. Они пытались поймать Иисуса Христа на обмане и несогласованности Его проповеди. Именно фарисеев обличает Христос, обращаясь к народу, как лживых и лицемерных “учителей” и “отцов”.

Приветствуя священника, не принято говорить “здравствуйте”, а “благословите”. При этом мирянин кладет правую руку поверх левой, после благословения священнику следует поцеловать руку. Рука благословляющего священника – это символ благословения Иисуса Христа. Иногда священник полагает руку на голову человека, не давая руку целовать. Креститься перед благословением и тем более класть поклоны неуместно и является распространенной ошибкой. Обращение к иеромонаху не отличается от обращения к женатому священнику.

Как обращаться к священнику вне храма

Если встреча со священником произошла вне храма, но при этом он в рясе, благословение взять можно, если это уместно при тех или иных обстоятельствах. Когда же священник одет в мирскую одежду, то лучше воздержаться от принятия благословения, если лично вы не знакомы. Хотя такое приветствие не запрещается и в “светской” обстановке. В некоторых случаях священник может подать руку для рукопожатия. Такая форма приветствия допустима, особенно если она выражает уважение и приятность встречи.

Когда встреча произошла одновременно с несколькими священниками, то благословение берется вначале у высшего по иерархии. Чтобы определить, кто занимает более высокое положение, присмотритесь к кресту, который носит священник. Если крест с украшениями – это обязательно протоиерей. Позолоченный крест может быть и у протоиерея, и у иерея. Серебряный – скорее всего, священник в сане иерея (хотя такое деление весьма условно).

Если понять иерархию затруднительно, нужно сказать: “благословите, отцы”, тогда они сами благословят “по старшинству”. Это требование носит неукоснительный характер для внутренней церковной жизни. Если вы являетесь обычным прихожанином и точно не знаете, как обращаться к священнику, вам незнакомому, строго соблюдать иерархию не обязательно.

Обращение к священнослужителям

Обращение к диакону. Диакон помогает священнику при совершении богослужений. Он не имеет права совершать таинства самостоятельно и не благословляет верующих. Отличить диакона от священника можно по отсутствию наперсного креста. Уместно обращаться “отец диакон” или “отец (имя)”.

Обращение к епископу (архиерею). К высшей степени священства относятся: епископ, архиепископ, митрополит, экзарх, патриарх. Они руководят церковной жизнью и могут совершать все таинства, рукополагать, освящать храмы. Официально принято обращаться: к епископам — «Ваше преосвященство»; к архиепископу или митрополиту — «Ваше высокопреосвященство»; к патриарху — «Ваше Святейшество».

Этикет — помощь в общении

Церковный этикет – это не просто формальный свод правил поведения, но также уважительные, добрые, искренние отношения между прихожанами. К сожалению, в храме можно услышать неуместные замечания и упреки. Такое поведение зачастую оправдывается тем, что пришедший в храм человек “ведет себя не так, как нужно”. Но это недопустимо как с точки зрения христианской нравственности, так и обычной человеческой морали.

Если вы видите, что кто-то поступает неправильно, указывать на ошибку нужно тактично, чтобы не задеть и не обидеть человека. Иисус Христос назвал всего две основные заповеди:

“возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф 22:37-39).

Поэтому так важно проявлять если не любовь, то хотя бы уважительное и дружелюбное отношение к братьям и сестрам во Христе.

Ссылка на основную публикацию