Спрашивали? Отвечаем (цвет шубы Деда Мороза, откуда взялась внучка и т.п.)
Традиционный облик Деда Мороза
В вопросе определения традиционного образа Деда Мороза существуют многочисленные “подводные камни”. Действительно, что считать критерием соответствия – исторические зарисовки, исследования эпоса или образ сформированный современными художниками и кинематографистами? Вопрос остаётся открытым.
Особенно не повезло костюму Деда Мороза. Образы созданные в кино замечательными Российскими режиссёрами и актёрами во многом разрушили традиционные каноны костюма. При этом виновниками такого вольготного отношения к традициям зачастую оказываются сами зрители, ассоциируя с Дедом Морозом его многочисленных “младших братьев” – Морозко, Мороза-Трескуна и других.
И всё же, давайте попробуем определить основные черты облика Российского Деда Мороза соответствующие как историческим так и современным представлениям об этом сказочном волшебнике. По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза – кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой – традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает:
Борода и волосы – густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего “физиологического” смысла (старец – седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы – единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.
Шуба. – длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте – это не Дед Мороз, а один из его многочисленных “младших братьев”. Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы – перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.
Рубашка и брюки – белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!)
Шапка – красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки – полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие “неточности”: замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же).
Трёхпалые перчатки или варежки – белые, расшиты серебром – символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость – символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки – неизвестно.
Пояс – белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль .
Обувь – серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро – символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от “подделки”. Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).
Посох – хрустальный или серебрённый “под хрусталь”. Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям. Фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью изменили его очертания.
Снегурочка – уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения. Образ Снегурочки – символ застывших вод (вот откуда она взяласьи почему у Деда Мороза нет и не было детей). Это девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и как правило оправдываются отсутствием возможности изготовить “правильный” костюм.
Какой цвет шубы должен быть у Деда Мороза: синяя или красная?
Дед Мороз и Снегурочка — персонажи, без которых не наступит Новый год. С детства мы уверены в этом. С их шествия по стране начинаются новогодняя суета и приготовления к празднику. Так происходит не год или два, а столетия. За это время даже его внешний вид изменился. Сегодня мы привыкли видеть его в длинной красной шубе, богато отделанной вышивкой и лебяжьим пухом. Однако не столь давно наряд сказочного персонажа выглядел совсем по-другому.
Почему Дед Мороз раньше носил синюю шубу
Языческие мифы и легенды представляют любимого детского героя величественным стариком, который жил в мире мёртвых. Попасть в него удавалось только через колодец. Там у него была своя ледяная избушка, которую он раз в год покидал, чтобы дарить праздничное настроение людям.
Значение синего цвета
Важно! Синяя шуба была основным нарядом сказочного дедушки. Она олицетворяла мороз, сковывающие реки и озёра льды и приход морозной зимы.
Большинство советских открыток и различных иллюстраций представляет нам шикарного Деда Мороза в шубе из синей парчи, расшитой яркими узорами серебристой нитью. Валенки и шапка в тон к шубе дополняют образ величественного волшебника.
Сегодня синяя шуба также имеется в гардеробе мифического персонажа. Многие театральные постановки и различные детские мероприятия используют сапфировый наряд для волшебного гостя, приносящего нам зиму и праздничное настроение на Новый год.
Дополнительный оттенок — белый
Была в гардеробе Деда Мороза и белая шубка. Она также напоминала об арктических льдах, холоде и пронизывающих ветрах. На дореволюционных открытках часто можно встретить Деда Мороза в длинной белой шубе, отороченной белоснежным мехом. Образ смотрится очень эффектно и величественно.
Причины смены цвета
Сегодня наряду с этими оттенками в гардеробе героя имеется белая, красная и даже зелёная шубы. Но самой распространённой на сегодняшний день считается красная одежда. Есть несколько версий такого обновления.
Традиционное отношение народа
Одной из версий смены синего наряда на красный считается значение самого слова «красный». Для наших соотечественников это не просто цвет, а показатель красоты, силы и чистоты помыслов.
В русских народных сказках всегда можно встретить выражение «красна девица», что означает «красавица». А представители знати в сказках всегда одеты в красный кафтан, ставший символом богатства и достатка.
Красный — цвет революции
После Октябрьской революции 1917 года, когда отвергались старые верования и языческие предания, Дед Мороз стал подвергаться гонениям. Он, вместе с ёлкой и Снегурочкой, как символ прежней жизни, был признан идеологически вредным персонажем. Использование атрибутики праздника признавалось вредным для нового государства.
К счастью, опала сказочного персонажа длилась недолго. Уже в 1935 году мифический дедушка снова начал появляться на зимних праздниках. Но за это время произошло небольшое обновление. Роскошную синюю шубу сменил наряд красного цвета — знака революционных перемен.
Красная шуба представляет собой символ праздника, красоты, счастья и надежд на светлое будущее.
Влияние зарубежного Санты
Ещё одной причиной считают веяния из Европы и Америки, которые стали особенно заметными после падения железного занавеса.
Санта-Клаус и другие новогодние персонажи, например гномы, носили короткие красные шубы, украшенные белоснежной отделкой. Почему бы и нашему Деду не стать таким ярким? Он богат на сюрпризы и подарки, обладает непомерным величием и является главным зимним волшебником. Красная шуба как нельзя лучше подходит, чтобы подчеркнуть его способности принести людям праздник и хорошее настроение.
А вам Дед Мороз больше в какой шубе нравится?
«Так происходит не год или два, а столетия.» Да неужели?
«После Октябрьской революции 1917 года, когда отвергались старые верования и языческие предания, Дед Мороз стал подвергаться гонениям. Он, вместе с ёлкой и Снегурочкой, как символ прежней жизни, был признан идеологически вредным персонажем.» Вы это серьезно?
Не знаю даже смеяться или плакать над вашим невежеством. Дед Мороз и Снегурочка как Новогодние персонажи были придуманы в СССР (в 30-х годах 20-го века). До этого были просто отдельные сказочные персонажи Снегурочка и Морозко (при чем из разных сказок). Персонажа Дед Мороз не существовало, как и не было традиции дарить детям подарки от его имени. Было божество злой Карачун, он же Мороз. И на западе была традиция, хоть и не очень распространенная: на Рождество приходил Санта Клаус и хорошим детям мог положить в чулок (башмачок) монету, а плохим кусок угля. Широко же традиция дарить подарки от имени Санта Клауса разошлась только в начале 20-го века.
Вам самой не стыдно такой бред нести? НЕВЕЖЕСТВОНЕВЕЖЕСТВОНЕВЕЖЕСТВО. Читая такие непрофессиональные стати хочеться разбить монитор компьютера о голову пишущих. Вас дети читают! Вы это специально делаете? Причем здесь веяния запада и цвет шубы? Причем здесь Революция и цвет шубы? Причем здесь гномы и цвет шубы? Причем здесь Клаус и цвет шубы? Что значит ваша постоянная формулировка «Была..»? А сейчас нету? Тогда к чему вопрос: «А какой цвет шубы вам нравится?» Сейчас только красный. Вы сами это написали и притянули непонятные высказывания типа: «Ещё одной причиной считают…» Кто считает? Вы. «Языческие мифы и легенды представляют любимого детского героя величественным стариком…» Вы серьезно? Да не было этого персонажа в Русской культуре ни в языческие времена ни в христианские. Почитайте предыдущего оратора. Вам БАН! НЕУЧИ.
славянский вариант рождественского дарителя[3]. Известен (как Мороз Иванович) с 1840 года[4], но создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего — а не рождественского — праздника произошло в советское время и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка[5]. Прообразами Деда Мороза являются персонаж славянского сказочного фольклора и календарных обрядов[6] и Святой Николай[7].
Дед Мороз изображается как старик в цветной — голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки, а во времена СССР, бывало, и Нового Года — мальчика в красной шубе и шапке (на одном из этих предметов одежды часто имелось цифровое обозначение наступающего/наступившего года)
Тайна шубы Деда Мороза. Дедушка, почему ты такой модник?
Не так давно в свет вышел очень интересный топик про Деда Мороза (https://babiki.ru/blog/collection/81497.html), натолкнувший меня на философские мысли… Вам никогда не приходила в голову мысль, почему у Деда Мороза шуба бывает разного цвета — либо красная, либо синяя, иногда даже белая, а может, (я не видела, но слышала о подобном) даже зеленая?
Что же, обратимся к Его Превосходительству Яндексу и выясним это прямо сейчас!
Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец», или как даритель при правильном поведении сказочного героя.
(«Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, синяя красная?»© кф «Морозко»)
Заморозить беспечного путника было для этого божества делом обычным. Именно поэтому славяне пытались задобрить злобного духа и приносили ему нехитрые дары.
Еще одним прообразом Деда Мороза считают Позвизда — славянского бога бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой — на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.
В легендах древних славян существовал и другой персонаж — Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой БЕЛОЙ одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет — там жди жестокой стужи.
Обратим внимание на еще одно божество нижнего мира — Карачуна, являющееся повелителем морозов, холода и мрака. Чаще всего Карачун изображается седобородым стариком с суровым выражением лица и леденящим взглядом. Ходит одетым в длинный кафтан синего цвета с белой оторочкой и зимнюю шапку (или в белую шубу и с непокрытой головой), почти не выпускает из рук морозящий посох.
Шутка для любителей тс «Игра Престолов»: «Я видел белого ходока!»
После христианизации славянских земель началась замена языческих божеств и их культов на христианских святых и христианские праздники. Так как период чествования Карачуна примерно совпадал со днём святителя Николая, именно с этим Святым Карачун и стал отождествляться, а также, по информации ряда источников, он слился с другим мифологическим персонажем — Морозом — олицетворением зимних холодов, однако, по мнению других — Карачун и Мороз — это два имени одного персонажа. Современным воплощением Карачуна можно считать Деда Мороза.
Итак, с происхождением нашего прекрасного Деда мы разобрались… Но что же насчет шубы?
Светлана Жарникова, кандидат исторических наук, искусствовед и этнолог в своих работах утверждает однозначно — в красной! И расписывает традиционный облик Деда Мороза подробно, указывая, что он складывается из таких атрибутов:
1. БОРОДА И ВОЛОСЫ — густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего «физиологического» смысла (старец — седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы — единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.
2. РУБАШКА И БРЮКИ — белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!)
3. ШУБА — длинная (по щиколотку или по голень), ОБЯЗАТЕЛЬНО КРАСНАЯ, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте — это не Дед Мороз, а один из его многочисленных «младших братьев». Замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.
4. ШАПКА — красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки — полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие «неточности»: замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (нежелательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же).
5. ТРЁХПАЛЫЕ ПЕРЧАТКИ ИЛИ ВАРЕЖКИ — белые, расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость — символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки — неизвестно.
6. ПОЯС — белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму.
7. ОБУВЬ — серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро — символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от «подделки».
8. ПОСОХ — хрустальный или серебрённый «под хрусталь». Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям.
Из 8и пунктов абсолютно нет вопросов к бороде, обуви и посоху, а вот в остальном можно покопаться. Вы обратили внимание на практически приказ искусствоведа насчет шубы — ОБЯЗАТЕЛЬНО КРАСНАЯ! Если принять это за догму, то почему главный Дед Мороз страны в прошлом году выходил в красной шубе, а в этом — в синей?
Теперь контраргументы Жарниковой, взятые из Всемирной паутины на сайте «За Деда Мороза».
Внешние особенности Деда Мороза и его неизменные атрибуты таковы:
1. Дед Мороз носит очень теплую шапку с меховой опушкой. Внимание: никаких бомбошек и кисточек!
2. Нос Деда Мороза – обычно красный. ( Никаких дурных аналогий! Просто на крайнем севере ОЧЕНЬ холодно! 😀 )
3. У Деда Мороза борода до самого пола. Белая и пушистая, как снег.
4. Дедушка Мороз носит длинную толстую шубу на меху. Изначально, цвет шубы был СИНИМ, ХОЛОДНЫМ, В СИЛУ СНЕЖНО-ЛЕДЯНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕДУШКИ, но под влиянием красных шубок «европейских собратьев» изменился на красный. На данный момент допускаются оба варианта.
5. Руки Дед Мороз прячет в огромные рукавицы.
6. Дед Мороз не носит ремней, а подвязывает шубу кушаком. В крайнем случае, застегивается на пуговицы.
7. Дед Мороз предпочитает исключительно валенки. Неудивительно, ведь при – 50 С (обычная северная температура воздуха) в сапогах даже у Снежного хозяина ноги отмерзнут 😀
8. С собой Дед Мороз всегда носит посох. Во-первых, чтобы легче было по сугробам пробираться. А во-вторых, по легендам, Дед Мороз, еще будучи «диким Морозко», этим самым посохом народ-то и «морозил».
9. Мешок с подарками – более поздний атрибут Хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он, не глядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет.
10. Дед Мороз передвигается пешком или на санях, запряженных тройкой. Любит также рассекать родные просторы на лыжах. Случаев с использованием оленей не зарегистрировано.
11. Самое главное отличие русского Деда Мороза – его неизменная спутница внучка Снегурочка. Оно и понятно: в одиночестве да на крайнем севере, где одни тюлени да пингвины, с тоски умереть можно! А с внучкой веселее.
Еще один аргумент в пользу синей шубы — это легенда связанная с Великим Устюгом — родиной Деда Мороза.
История этого древнего северорусского города богата былинами, легендами и сказаниями. Есть среди них и такая. Жили на реке Гледен два брата — Водолей — старший и Мороз — младший. И правили они водами: старший — летом, младший — зимой. Однажды поссорились братья, и старший Водолей, закручинившись, пошел куда глаза глядят, пришел на то место, где стоит сейчас Великий Устюг, и построил там дивный град. (Кстати, на гербе города и по сию пору изображен Водолей (а цвет этого знака — синий. ).) Младший же решил пойти на чужбину счастья искать. Много дорог исходил Мороз, много чего с ним за это время приключилось, пожил он и в Лапландии, путешествовал даже в Америку… Но вот устал Мороз, душа его заныла, потянуло в края родные, знал он, что ждут его в Устюге, не дождутся. Вернулся он, помирился с братом Водолеем и поселился в деревушке Морозовице подле Устюга. Так и стали они, как прежде править водами (опять же вода синего цвета!), Водолей летом, а Мороз — зимой.
Но сказать однозначно, что живет русский Дед Мороз только в Великом Устюге, сложно, так как существует масса других легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят – из Лапландии. А в сказке В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» Мороз Красный Нос вообще по весне перебирается в колодец, где «и летом студено».
И еще один аргумент в защиту синей шубы Деда Мороза, взятый из «Истории Деда Мороза»
В России прижилась распространенная в Европе традиция дарения подарков под елкой особым мифологическим персонажем. Имя у этого персонажа появилось не сразу. Называли дарителя и Дедушка Николай, и Старый Рупрехт (персонаж из немецкой традиции), добрый Морозко, Мороз Елкич… Но постепенно свое место у елки прочно занял Дед Мороз. Постепенно из злого деда, которым родители пугали детей, Мороз превращается в доброго волшебника, властителя зимнего леса, создающего зимний праздник. И поныне все знают, что живет Дед Мороз в лесу и дружит с лесными зверями и птицами.
Сначала шуба его была СИНЕЙ (КАК УКАЗЫВАЮЩАЯ НА СЕВЕРНОЕ, ХОЛОДНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ), на дореволюционных открытках можно встретить и синего, и даже белого Деда Мороза. Сейчас Дед Мороз чаще всего приходит в красном костюме (что не очень верно, ведь он не святой Николай!), хотя бывает, что и в синей шубе.
ПОЧЕМУ ЖЕ ШУБА «ПОКРАСНЕЛА»?
Дело в том, что в наше время тесно переплелись два образа – русского Дева Мороза и американского Санта Клауса.
Прообразом Санта Клауса считают реального человека. В IV веке в турецком городе Мира жил архиепископ Николай. Он родился в богатой семье и был очень добрым человеком, помогал бедным и заботился о детях. И вот как-то раз, желая помочь бедной семье, в которой были три дочери, и отец которых из-за бедности решил продать их в рабство, Святой Николай подбросил им под Рождество три мешочка с золотыми монетами. Так он делал несколько раз. Но однажды все окна в доме оказались запертыми. Тогда Святой Николай подкинул мешочки с золотом в трубу. Золотые монетки попали в висящие у печки сохнущие носки и башмаки.
Эту историю христиане рассказывали своим детям и внукам. Так и появился обычай: дети на ночь ставят свою обувь и вешают чулки у камина, ожидая получить утром подарки от Святого Николая. Традиция дарить подарки сохранилась и до наших дней. Когда произошел переход на новый календарь, святой начал приходит к детям на рождественские праздники, а в нашей стране – на Новый год. Так и возник образ Санта Клауса. Вначале он был веселым эльфом без бороды, носивший, к слову, зеленый костюм.
В 1931 году компания «Кока-кола» запустила рекламную кампанию для увеличения продаж прохладительных напитков в зимнее время. При этом она предложила более современный облик Санты, разработанный Хэддоном Сандбломом. Именно этому живописцу принадлежит заслуга создания образа обаятельного Санта-Клауса, узнаваемого и очень популярного во всём мире. Его изображения стали самыми удачными из тех, что были представлены ранее многими художниками под влиянием поэмы Клемента Кларка Мура и рисунков Томаса Наста.
Костюм Санты в трактовке Сандблома был красным, с белой опушкой из меха. Но приоритет в использовании такого сочетания цветов в одежде сказочного персонажа вовсе не принадлежит компании «Кока-Кола»: гораздо раньше Санта, одетый подобным образом, появился на нескольких обложках юмористического журнала «Пак» (Puck) и на плакатах, рекламирующих напитки компании White Rock Beverages.
И сейчас Деда Мороза, по аналогии с Сантой, все чаще рисуют именно в красной одежде. Способствуют этому и европейское влияние, и многочисленные рекламы, и фантазии художников и дизайнеров.
Какой Дед Мороз настоящий: в красной или в синей шубе?
Начать придется издалека.
Как известно, Деда Мороза придумали в Советском Союзе в середине 30-х гг. ХХ века. К тому времени прошла разрушительная горячка революционных лет. Общество встало на путь относительно мирного развития. Понемногу стали возвращать некоторые дореволюционные традиции. Кроме прочего, возникло желание вернуть уютный семейный праздник – Рождество.
Однако в атеистическом советском государстве праздновать Рождество на государственном уровне было невозможно. Поэтому рождественские обычаи были перенесены на хронологически близкую дату – ночь с 31 декабря на 1 января, начало нового года.
Однако традиции были перенесены не механически. Произошло их творческое осмысление. Осталась наряженная ёлка, которая в контексте христианских рождественских торжеств символизировала «жизнь вечную», а теперь стала символом Нового года (как праздника, поэтому с прописной буквы). Остались подарки, которые дарили, прежде всего, детям. Осталась даже звезда, которая, впрочем, советскими детьми воспринималась совсем не как Вифлеемская, а как некое квазимистическое повторение рубиновых звезд Московского Кремля.
Но некоторые персонажи в новый формат не вписывались никак. Ни младенец Христос, ни Богородица, ни, в конце концов, волхвы с их дарами. Западный Санта Клаус тоже не подходил. Во-первых, потому, что тоже был тесно связан с христианской религией, во-вторых, это была «заграничная штучка», в-третьих, в России восприятие Николая Чудотворца было совершенно иным, не связанным ни с новым годом, ни даже с Рождеством.
Поэтому нужно было изобрести что-то новое. Кто конкретно решил ввести в сценарии новогодних праздников Деда Мороза – неизвестно. Однако понятно, что это был, как говорят в американских фильмах, «чёртов гений». Поскольку получилось у этого безвестного массовика-затейника хорошо. Персонаж прижился и стал восприниматься как неотъемлемая часть русской народной культуры.
У Деда Мороза было несколько прототипов. Разберем их с точки зрения шуб – их цвета и покроя.
- Русские фольклорные персонажи, олицетворяющие мороз и стужу. На самом деле, с добрым Дедушкой, дарящим подарки, их роднит, пожалуй, только название. Россия – холодная страна. Поэтому как в жарком Египте бог Амон, олицетворяющий солнце, не мог быть добрым, так не были добрыми убийственные духи холода на Руси. О цвете их шуб, и даже о наличии у них шуб, увы, судить невозможно.Скорее всего, шуб у них вовсе не было, поскольку по народным поверьям, злые духи сами страдают от тех горестей, которые приносят. Фольклористами зафиксировано, что русские крестьяне в XIX веке верили, что духа лихорадки вечно лихорадит, духа ломоты – ломает и т.д. По этой логике, мороз должен вечно мерзнуть. Без шубы.
- Гораздо ближе к современному новогоднему Деду персонаж литературной сказки, написанной князем Владимиром Фёдоровичем Одоевским в 1841 г. – Мороз Иванович. Это уже не просто злобный дух, а мудрый старик, скрывающийся от весеннего тепла в глубоком колодце. Впрочем, шибко добрым его тоже не назовешь. Сам он к детям с подарками не ходил. Наоборот, Рукодельница и Ленивица сами приходили к нему в гости. С современным Дедушкой Морозом его роднит еще и то, что подарочки он дарит не «просто так», а за работу. Конечно, Дед Мороз на ёлке в детском саду штопать себе белье не заставляет. Но немного потрудиться детям, тем не менее, приходится: стишок прочитать или песенку спеть. И все бы хорошо, но действие сказки происходит в усадьбе Мороза Ивановича, по которой он ходит, конечно, не в верхней одежде. Наличие у него пуховой постели и белья заставляет думать, что и шуба у него тоже есть. Но князь Владимир Фёдорович ничего о ней не написал. В сказке Мороз Иванович обходится без шубы.
- Санта Клаус. Благодаря Гольфстриму в Европе зима теплее, чем в России. Поэтому шубой коротенькое пальтишко святого Николая Мирликийского, в котором он лазит по печным трубам к европейским детям не назвать. Однако пальтишко это красного цвета. Но вообще-то он тоже – без шубы.
Выходит, Дед Мороз – первый «зимний» персонаж, который стараниями советских художников обрел полноценную шубу. Шуба деда Мороза, как и шапка, стилизованы под русский наряд века XVI–XVII. Такое художественное решение понятно. Дед должен был олицетворять русские традиции. При этом выглядеть как могучий добрый волшебник. Поэтому изображать его как морозного демона не было никакого смысла. Дед Мороз выглядит как знатный допетровский боярин в зимнем костюме.
Если изучить старые советские открытки, то видно, что оба цвета, и красный, и синий, были в ходу с самого начала. И тот, и другой вариант соответствовали древнерусским традициям. Однако чаще все-таки встречается Дед в красной шубе. Думается, причина в том, что отечественные художники вдохновлялись образом зарубежного Санта Клауса.
Затем в формирование образа новогоднего дедушки включился кинематограф и мультипликация. В мультфильме 1950 года Дед Мороз предстает перед нами в светло-серой (или серо-голубой) шубе до пола. В сказке «Морозко» Александра Роу (1964 г.) – он тоже в богато вышитой серебром голубой шубе. А вот в популярной детской сказке «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975 г.) Дед Мороз уже в красной.
При этом нужно принять во внимание, что Дед Мороз из «Новогодних приключений Маши и Вити» – это Дед Мороз, который приходит на ёлку к детям в Дом Пионеров. То есть, он напоминает тех явно «ненастоящих» Дедов Морозов, которых с разной степенью артистичности играли воспитали детских садов, школьные физруки и пр. Меж тем в фильме «Морозко» – Дед Мороз существует в контексте, который не позволяет усомниться в его подлинности. Он «настоящий». Ситуацию усугубил мультфильм «Дед Мороз и серый волк» (1978 г.) в котором настоящий Дед Мороз на протяжении всего мультфильма носит синюю шубу, а переодетый Дедом Морозом серый волк – красную.
Принцип этот соблюдался далеко не всегда. Однако, посмотрев несколько новогодних выпусков передачи «В гостях у сказки», советский сциентистски настроенный дошколёнок начинал усиленно размышлять. Полученных данных было достаточно для того, чтобы в детской среде зародилось стойкое убеждение, что в красных шубах ходят только «ненастоящие» Деды Морозы. Те самые, переодетые. А настоящий непременно должен быть в синей. Это был своеобразный психологический механизм, позволявший сохранить детскую веру в Деда Мороза даже в той ситуации, когда у Деда Мороза, пришедшего на ёлку в детский сад, случайно «отклеивался ус», а взгляд и голос подозрительно напоминал взгляд и голос строгого завхоза Клавдии Афанасьевны.
Поскольку автор этих строк – сам советский дошколёнок в отставке, то, конечно, он не может предать выводов, достигнутых консилиумом выдающихся умов детского сада «Солнышко» в 1979 году без достаточных на то оснований. Поэтому мой ответ на поставленный редколлегией сайта «Исторический документ» вопрос будет однозначен: настоящий Дед Мороз, конечно, «синий». Знакомство с некоторыми Дедами Морозами уже во взрослом состоянии, кстати, этот вывод повредило: если не шуба, то «цвет настроения» у современных Дедушек синим бывает довольно часто.
Впрочем, у уважаемых читателей, конечно, в детском саду тоже были неглупые друзья. Возможно, они пришли к иным выводам. Было бы интересно узнать о них. Пишите в комментариях: какой он, настоящий Дед Мороз: «красный» или «синий»?
Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.
Как шуба Деда Мороза стала красной и правильно ли это.
Говорят, что нынешний Дед Мороз — это образ, который впитал в себя и древние предания славянской мифологии, и христианское учение с легендой о святом Николе – Угоднике, и прокоммунистические истории времен развитого социализма.
Часть первая – языческо-сказочная
В древниx преданиях это был языческий дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз.
Поскольку наши предки жили в очень непростых погодных условиях, когда холод и мороз могли вызвать в жизни очень много проблем, и болезнь, и смерть, и голод, то изображался дед в образе злобного старика, враждебного по отношению к людям и всему живому. Заморозить беспечного путника, поморозить урожай или скот было для него делом обычным.
Все мы с детства знаем русскую народную сказку “Два Мороза”, где два братца Мороз Синий Нос и Мороз Красный Нос решили позабавиться — людей поморозить.
Мороз Синий Нос там от мужика поленом поимел, когда шубу его проморозил
“Посмотрел мужик и принялся меня ругать — все слова перебрал, что нет их хуже. “Ругайся! — думаю я себе, — ругайся! А меня все не выживешь!” Так он бранью не удовольствовался. Выбрал полено подлиннее да посучковатее да как примется по полушубку бить! По полушубку бьет, а меня все ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз — выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит! Насилу я ушел. Думал, костей не соберу. До сих пор бока ноют. Закаялся я мужиков морозить.”
Ну совершенно никак не соотнести подобный образ с чем-то добрым, ласковым, да еще и с мешком подарков для детишек.
Еще все мы помним, как в школе читали отрывки из поэмы Некрасова “Мороз, Красный Нос” (1863).
“Есть женщины в русских селеньях. “
и
“Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои…”
Полностью детям эту поэму обычно не читали, потому что онa совсем не про доброго Деда Мороза, а про злобного Мороза-воеводу, который в этой поэме убил двух персонажей, сначала некоего Прокла, который простояв в сугробе, застудился, затемпературил и умер, оставив вдову с маленькими детьми, а потом заморозил и вдову Дарью, которая после похорон пошла в леc нарубить дров, встретила там этого Мороза под деревом, да и закоченела.
Да и вообще, вот Мороз о своих привычках там рассказывает:
“Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить”
Ну разве можно такое маленьким детям давать читать? Да напугаются же!
Ну вот это типичное представление наших предков о некоем прообразе Деда Мороза во времена, когда никакой Новый Год еще не праздновали, а мороза просто боялись.
Ну я думаю, что не нужно объяснять, что подобный образ никогда не был добрым дедушкой в красной шубе. Он скорее ассоциировался с чем-то белым (снежным), голубым или синим (холодным).
Вообще в литературной обработке образ Деда Мороза впервые появился в 1840 году, когда известный писатель В. Ф. Одоевский опубликовал свою книгу “Детские сказки дедушки Иринея”. Деду Морозу там была посвящена сказка ” Мороз Иванович”, которая известна и до сих пор. Две девицы, Рукодельница и Ленивица, поочередно попадают в подземное царство, где перед своим ледяным домом “сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой – от волос иней сыплется, духом дохнет – валит густой пар”.
По мотивам этой сказки сняли любимый фильм нашего детства “Морозко”. Дед Мороз / Морозко в фильме был изображен вот так.
А вот это иллюстрация 1932 года к сказке “Морозко” для сборника “Сказки русской бабушки”, художник Билибин.
И. Большакова Иллюстрация к сказке “Морозко”.
Палехская шкатулка “Морозко”
Ну вроде со “злобным” языческим образом и сказками разобрались. Красного кроме носа ничего не нашли, вся цветовая гамма бело-синяя.
Часть вторая – рождественско-христианско-городская
Дореволюционная Рождественская открытка. В процессе создания образа мы вначале в качестве одежды видим простой тулуп
Что там у нас с мешком подарков в дореволюционной России и Деда Мороза как рождественского персонажа?
Почти в то же самое время, когда увидели свет “Сказки дедушки Иринея”, в российских газетах стали появляться первые рекламные заметки о продаже елок, что свидетельствовало о начале усвоения в России обычая, до тех пор известного лишь по переводной литературе и по домам петербургских немцев.
Дореволюционная Рождественская открытка.
Возникнув одновременно на рубеже 1830-1840-х гг., Мороз Иванович и елка, принадлежа к разным культурным традициям, совершенно разведены: Мороз Иванович пришел из русской деревни (как обработка народного Мороза), елка – с Запада (как усвоение немецкого обыкновения).
Дореволюционная Рождественская открытка
Отсутствующая вначале связь возникнет двумя десятилетиями позже, когда сказка Одоевского будет включена в состав “елочных” текстов. Одновременно и, как кажется, независимо от создания в литературе образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, “заведующий” елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада.
Дореволюционная Рождественская открытка.
Образ мифологического персонажа, “заведующего” рождественской елкой, складывался нелегко и в течение довольно длительного времени. Поскольку православная церковь не хотела изменения смысла рождества как праздника, а немецкая традиция православию была чуждой, включилась довольно мощная машина адаптации западных перcонажей и реалий под российскую действительность, когда русские писатели (Соллогуб, Мамин-Сибиряк, Кудашева и т.д.) в течение нескольких десятилетий адаптировали елку и подарки под ней к российским реалиям.
Дореволюционная Рождественская открытка.
В ходе создания этой елочной мифологии на роль главного героя, предоставлявшего детям елку. пробовался Младенец Иисус, старый Рупрехт, Св. Николай или Дедушка Николай, бабушка Зима, Санта Клаус, старички-кулачки, заготавливающие в лесу елки, Святочный Старик, просто старик, живущий зимой в лесу, Ёлкич, елочный дед, рождественский дед и “властитель русских лесов” Мороз.
Дореволюционная Рождественская открытка.
В этой борьбе победил Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонажа.
К началу ХХ в. образ Деда Мороза окончательно оформился: он функционирует как игрушка на елке, главная фигура, стоящая под елкой, рекламная кукла на витринах, персонаж детской литературы, маскарадная маска, даритель елки и подарков. В это время утверждается мнение об “исконности”, древности этого образа. При этом какого-то конкретного канонического костюма создано так и не было, тулупы и шубы разных расцветок, на голове разные головные уборы.
Дореволюционная Рождественская открытка.
Однако до революции представление о Деде Морозе существовало только в городской среде, мифология которой создавалась в результате своеобразной обработки просвещенными слоями общества западных традиций и народных верований.
В деревнях, где жила бОльшая часть населения России ни о какой елке и деде Морозе, приносящем детям эту елку и мешок с подарками, ничего не знали и слыхом не слыхивали. В деревне рождественской традицией были ряженые и колядки (об этом будет отдельный пост)
Репродукция с картины М. Гермашева «Со звездой». Издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.
Часть третья – советско-сталинско-новогодняя
В первые годы после Октябрьской революции отношение новой власти к елке и Деду Морозу было вполне лояльным. Но когда в 1927 г. началась антирелигиозная кампания, одной из задач которой было уничтожение старых и утверждение новых праздников, елка и Дед Мороз превратились в “религиозные пережитки” и в одну из форм “антинародной деятельности капиталистов” . XVI партийная конференция (1929), утвердив “новый режим работы”, ввела пятидневку, в результате чего день Рождества стал обычным рабочим днем.
1929 – 1935 годы – самое нехорошее время в истории Нового года в СССР. Его, как и Рождества, просто не существовало. И 31 декабря, и 1 января были рабочими днями, и никаких праздников не устраивалось.
Советские новогодние открытки 1953 (слева) и 1956 (справа) года
Гонение на елку и Деда Мороза продолжалось до 1935 г., когда Сталин решил, что народу нужен веселый всенародный праздник. Выбор пал на Новый год, в который можно было перенести рождественские традиции. 28 декабря 1935 года вышел номер “Правды” со статьей П. Постышева про необходимость праздника, а на следующий день было обнародовано решение ЦК ВЛКСМ, предписывающее комсомольским организациям устраивать для детей новогодние елки. Вместе с реабилитацией елки кончились и обличения Деда Мороза, после некоторых сомнений полностью восстановленного в правах.
Советские новогодние открытки 1957 (слева) и 1959 (справа) года
Постепенно сложился облик новогоднего волшебника, ставший каноническим – большая белая борода, красная или синяя шуба до пят, подвязанная кушаком, такого же цвета высокая шапка и рукавицы, валенки (изредка сапоги), большой посох, мешок с подарками.
Первые годы советский Дед Мороз обеспечивал детей подарками в одиночку или при помощи каких-нибудь зверюшек. Только после войны, когда подготовку сценариев новогодних праздников стали поручать маститым писателям, поэтам, деятелям культуры, в окружении Деда Мороза стали появляться новые персонажи. Сценарии для кремлевских елок писали Сергей Михалков и Лев Кассиль. Они же подарили новогоднему Деду спутницу — внучку Снегурочку (персонажа сказки Островского и оперы Римского-Корсакова).
Как мы видим на открытках, несмотря на любовь советской власти к красному цвету и попыток придания Деду Морозу некоего революционного духа через красную революционную шубу, в народных традициях все-таки по-прежнему превалировал синий, белый и изредка желтый цвет. (как светлый зимний вариант и наследие коричневого тулупа)
Недавно в Москве в ГУМе открылась выставка коллекции Александра Олешко “Старинные Деды Морозы” https://nash-dvor.livejournal.com/1314115.html
Я взяла оттуда несколько фотографий
Когда я была маленькая, меня каждый год посылали на новогоднюю елку, и я не помню Деда Мороза в красной шубе, он всегда был в голубой или в белой (снежной).
Телевизоры у нас тогда были черно-белые, но даже по ним вспоминается какой-то светлый вид шубы, что-то типа такого.
Конферансье Борис Брунов и пионер — Новый год на молодежном балу в Кремле, 1968 год
Хотя вот на новогодних поздравительных открытках и в мультфильмах красный цвет встречался очень часто. Красный революционный Дед Мороз.
Часть четвертая – российско-постперестроечная.
Современного Деда Мороза усиленно пытаются одеть именно в красную шубу, утверждая, что красная в русском языке — это красивая.
Лично мне кажется, хотя доказать ничем не могу, чисто интуиция, что это больше из -за конкуренции с Санта-Клаусом в красных штанишках и курточке. В течение достаточно многих лет через “Праздник к нам приходит” от Кока Колы и “Джингл беллс”, через попытки внедрения разных СантаКонов и через кока-коловские благотворительные акции образ Деда Мороза и Санта Клауса пытались слить вместе, видимо, с целью последующей замены на кока-кольного героя. Поэтому шуба была просто обязана быть красной. Так ассимилировать легче.
Кстати, еще в советские годы имя Деда Мороза было переведено на все языки народов СССР, и собственный новогодний Дед появился даже в жарких азиатских республиках.
А в наши дни у российского Деда Мороза появились новые этнические “родственники”, которых уже не назовешь его копией. Об этом было здесь.
Какая шуба у Деда Мороза?
Совсем скоро любимая множеством поколений парочка – Дед Мороз и Снегурочка – начнет свое триумфальное шествие по праздничным домам и квартирам, чтобы дарить детям подарки, а взрослым – хорошее настроение. Сегодня мы расскажем вам, почему у Снегурочки шуба – синяя; почему Санта-Клаус носит красный кафтан и какие меха предпочитает Снежная королева.
Дед Мороз – символ зимнего холода, стужи, это древний языческий бог, властвующий над природой долгие месяцы. Традиционно его изображали в белой или синей шубе, отороченной лебяжьим пухом или собольим мехом, с посохом в руке. Обязательные элементы – трехпалые рукавицы, пояс с орнаментальной вышивкой, белые валенки. Шуба у Мороза длинная, она украшена серебряными узорами и подбита мехом. Посмотрите фильм-сказку «Морозко» – там грозный бог зимней стужи представлен во всей красе.
Традиционно Деда Мороза изображали в белой или синей шубе, отороченной лебяжьим пухом или собольим мехом, с посохом в руке
В красной шубе изображают Санта-Клауса, Святого Николая. Мало кто знает, что это неспроста – Святой Николай был епископом, а красный цвет – традиционный для облачения. «Краснеть» шуба Деда Мороза начала позже – самое забавное, что почти одновременно с зарождением идей коммунизма. После революции рождественские елки большевики отменили как пережиток буржуазного прошлого – повеселиться на новогоднем празднике детям удалось только в 1937 году. Хозяином праздника стал Дед Мороз – в красной шубе. Тогда же впервые у Деда Мороза появляется спутница. Каким образом Снегурочка, героиня знаменитой пьесы-сказки Александра Островского, оказалась мало того что в компании седобородого старца, так еще и на правах родственницы? Считается, что она дочь Весны и приходится Морозу внучкой, однако правдоподобнее выглядит версия, что поздравлять советских детей должна непременно пара. Получился эдакий праздничный вариант рабочего и колхозницы. Также есть мнение, что шуба Деда Мороза «покраснела», чтобы контрастировать с бело-голубой шубкой Снегурочки.
«Краснеть» шуба Деда Мороза начала позже – самое забавное, что почти одновременно с зарождением идей коммунизма
Примерить на себя костюм Снегурочки – мечта многих женщин еще со школьных времен. Изящная синяя или белая шубка, муфта, сапожки, сияющий кокошник или пушистая шапочка – вещи, без которых представить Снегурочку нельзя. Традиционный для нее цвет костюма – серебристо-голубой, цвет снега и льда. Шубка Снегурочки оторочена нежным кроличьим мехом, руки она прячет в кроличью муфточку. Иногда упоминается мех норки или горностая. Роскошный кокошник или венец расшит жемчужинами и бисером, иногда – у висков украшен шариками из лебяжьего пуха. Чтобы превратиться в настоящую Снегурочку, необязательно надевать кокошник – достаточно подобрать роскошную белоснежную шубку из норки, которая гарантированно привлечет мужское внимание.
Изящная синяя или белая шубка, муфта, сапожки, сияющий кокошник или пушистая шапочка – вещи, без которых представить Снегурочку нельзя
Снежная Королева – женщина-вамп из сказки Андерсена, властительница дум и сердец, предпочитает длинную соболью шубу, в которую могут укутаться целиком целый десяток Каев и Герд. Эта роскошная женщина носит тяжелую шубу в пол и высокую пушистую шапку ил меха полярной лисы. В отличие от Снегурочки, Снежная Королева полутонов не терпит – только белоснежный мягкий мех, только самый дорогой, только самый качественный. Примерить на себя подобный образ можно, выбрав шубу в пол с шикарным воротником.
Снежная Королева – женщина-вамп из сказки Андерсена, властительница дум и сердец, предпочитает длинную соболью шубу, в которую могут укутаться целиком целый десяток Каев и Герд
С наступающим Новым годом и Рождеством! Добрый Дедушка Мороз исполнит любые желания – если вы, конечно, хорошо вели себя в этом году. Пусть шубы, куртки и дубленки Московской меховой компании согревают вас в зимние холода, а родные и близкие наполняют теплом сердце.