Косметика времён СССР: чем пользовались советские женщины

10 самых любимых косметических продуктов, которыми пользовались в советское время

«Тайна Женщины» — так могли расшифровывать надпись «ТЭЖЭ» романтичные натуры, но на деле все было намного прозаичнее.

ТЭЖЭ — это Трест «Жиркость», который выпускал парфюмерную продукцию, а в 30-е годы, когда в стране решено было начать «движение за ликвидацию бескультурья в области личной гигиены», ТЭЖЭ по объемам производства обошел даже Францию и занял 3-е место в мире.

В то же время парфюмерное подразделение было передано фабрике «Новая заря», а производство туалетного мыла досталось фабрике «Свобода».

А тут на третьем этаже сияет вывеска —”Тэжэ” В. Маяковский: «История Власа — лентяя и лоботряса».

№ 1 Тушь «Ленинградская» для бровей и ресниц

Легендарная тушь была единственным средством для придания бровям и ресницам желаемой густоты и пышности. Помните жесткую щеточку и палетку с черной густой пастой, в которую нужно было поплевать? Красить необходимо было быстро, пока слюни в палетке не засохли. Из-за этого или из-за качества туши ресницы иной раз слепались, превращаясь в кашу, их разделяли иголочкой или булавкой. Смыть тушь с первого раза было почти нереально, ну а если она попадала в глаза, то ужасно щипала. Объяснялось это тем, что в состав туши входило обычное мыло, а не какие-то страшные химические вещества. Ну а если прочитать состав туши «Ленинградская» 1947 года выпуска, его можно назвать вполне натуральным: мыло, стеарин, пчелиный воск, церезин, масло вазелиновое, сажа, отдушка.

№ 2 Пудра «Гвоздика», «Ландыш», «Сирень»

На протяжении многих лет пудра имела неизменный состав: тальк, окись цинка, двуокись титана, белая глина, мел и другие минеральные вещества. Но в отличие от туши для ресниц, выбор был больше. Одними из дешевых вариантов, так называемым масмаркетом были «Сирень», «Фиалка», «Гвоздика» и «Ландыш». В коробочках лежал душистый порошок, наносить который предполагалось обычной ватой, т.к. с пуховками и спонжами в то время было сложновато.

Только с 58-года парфюмерные фабрики СССР начали выпускать компактные пудры, а с начала 60-х крем-пудры.

№ 3 Тональный крем «Балет»

Густой и плотный по консистенции «Балет» был первым советским тональным кремом. Он надежно маскировал прыщики и темные круги под глазами, но лицо при этом становилось похоже на маску. Чтобы выйти из положения, женщины разводили тональный крем увлажняющим, и тогда «Балет» становился более податливым и легким.

№4 Духи «Красная Москва»

Духи «Красная Москва» по праву считаются одним из символов СССР, но придуманы они были еще до революции. В этом году «Красной Москве» исполнилось уже 106 лет. Цветочный шипр «Любимый букет императрицы» был создан парфюмером Августом Мишелем на фабрике Брокара в честь 300-летия Дома Романовых, специально для императрицы Александры Федоровны.

В 1924 году, уже работая на национализированной фабрике, получившей название «Новая Заря», парфюмер Август Мишель воссоздал композицию и выпустил ее под другим названием: «Красная Москва». Кстати, какое-то время духи, разбавленные чаем, можно было купить и на городских рынках. «Красная Москва» была очень популярна у поколения, которое было молодым до 1970-х годов, но потом духи морально устарели.

№ 5 Лак для волос «Прелесть»

Сейчас такой лак можно было бы отнести к средствам супер сильной фиксации, но по сравнению с сахарным сиропом и пивом, которое использовали для создания укладок, «Прелесть» была настоящим сокровищем. Волосы она склеивала намертво и сразу дня на три. Прическа в итоге больше напоминала парик, зато стойко держалась. Не удивительно, что за «Прелестью» стояли огромные очереди и средство моментально раскупалось.

№ 6 Вазелин

Помните такие круглые баночки с вазелином? Они были просто необходимы в зимнее время, ведь гигиеническая помада появилась не сразу. Вазелин был бесцветным, не имел запаха, зато придавал губам блеск, так что использовали его после помады, слегка смазав накрашенные губы.

Вазелином также разводили сухие тени или смазывали ресницы, чтобы средства косметики лучше держались.

№ 7 Помада

У советских красавиц не было особого разнообразия и при выборе оттенка помады. Все они были матовыми, плохо ложились и еще хуже стирались, а из оттенков можно было выбрать ярко-розовый, морковный и коричневый. Особым шиком была помада «Дзинтарс 21″ кирпичного оттенка, Pupa, которую, правда, делали не в Италии, а в Польше, и розовая помада Christian Dior в синем граненом футляре — предел мечтаний. Само собой разумеется, что помаду использовали до последней крошки, поэтому в косметичках советских модниц легко можно было встретить помаду со спичкой внутри, которой доставали до самого донышка.

№ 8 Хна и Басма

Осветлялись в советские времена перекисью водорода, пижмой или отваром ромашки, ну а красились и закрашивали седину двумя красками: хной и басмой. Оттенок после хны был огненно — рыжым, а после басмы — черным и не смывался. Красились старой зубной щеточкой, разведя краску в горячей воде.

№ 9 Magie Noire, Climat и Opium

В конце 60-х и 70-е годы духи Climat от Lancome стали самым желанным подарком для женщины. Ходили легенды, что именно этими духами пользуются французские проститутки, Позднее появились роскошные имагические «Мажи Нуар» в виде декольте в обрамлении черного платья, и Opium от Yves Saint Laurent, за которыми сначала охотились в магазинах, а затем доставали только по торжественным поводам.

№ 10 Тени

В позднем СССР яркие тени — голубые, синие, фиолетовые, зеленые, розовые — были обязательны. Тени наносили не только на сами веки, но и на все пространство между бровями и глазами. Крутым считалось использование нескольких цветов: например, у наружного края века использовать голубые тени, дальше изумрудные, дальше темно-синие, а пространство под бровью сделать фиолетовым.

Какой косметикой и как пользовались женщины в СССР

Создавать косметические средства в домашних условиях сегодня не так популярно, как в период существования Советского Союза. Тогда женщины в этом деле были настоящими профессионалами. Они смешивали разные компоненты и получали желанные косметические средства.

Придумывать уникальные способы приготовления теней или туши побуждало модниц не использование натуральных компонентов, а сплошной дефицит. Приобрести косметику было очень тяжело и дорого.

Способы приобретения косметики

В современном мире при выборе косметики у девушек обычно возникает две проблемы. Одни не могут определиться из-за широкого ассортимента, а других останавливает ценовая политика.

А вот в Советском Союзе экономика была построена так, что спрос при закупке товара никак не учитывался. Даже при наличии необходимой суммы женщине просто негде приобрести желанную вещь. Одновременно с ограниченным выбором, качество косметики было ужасным. Но это не останавливало женщин, которые бесконечно стояли в очереди. Косметику покупали обычно через кого-то. Это могли быть руководители магазинов, члены партии или просто влиятельные работники.

Продавали косметические средства в торговых комплексах. Туда ездили со всего Советского Союза для покупки дефицитного товара. Люди могли стоять под магазином целую ночь. Заграничную косметику также можно было приобрести в торговых точках «Будапешт», «Ванда» и «Лейпциг».

Лаки для ногтей

Лаки, которые создавали отечественные производители были среднего качества. Но это никак не влияло на спрос. Из-за небогатого ассортимента, представительницам слабого пола приходилось самостоятельно придумывать заветные оттенки. Они смешивали белый лак с пастами от ручек разных цветов и таким образом получали нужный оттенок.

Перед праздниками женщинам хотелось создать уникальных образ. Они подбирали наряд, макияж и конечно же маникюр. Кроме лака дамы использовали блестки от новогодних игрушек. Можно было еще измельчать обертку от сладостей.

Тональный крем в советском стиле

В Советском Союзе продолжительное время изготовляли единственный образец тонального крема под названием «Балет». После его нанесения лицо покрывалось так называемой резиновой маской. Дамы шутили, что это средство делает лицо совершенно другим, а не просто скрывает недостатки. Чаще всего, данный образец подходил лишь некоторым женщинам, поэтому они продолжали искать другое средство для выравнивания тона кожи.

Многие протирали лицо соком из моркови. Нужно было сначала немного подождать и только потом умываться. Это самый распространенный и полезный метод. После такой процедуры кожа становилась на тон темнее.

Также женщины смешивали рассыпчатую пудру с «Детским» кремом. Так получалось тональное средство достаточно хорошего качества. Можно было наносить пудру с помощью кусочка поролона.

Пудра в Советском Союзе считалась наиболее дефицитным товаром. За заграничными средствами такого образца женщины могли стоять в очереди около 12-ти часов. Когда пудра заканчивалась, ее ни в коем случае не выбрасывали. Женщины смешивали туалетную воду с рассыпчатым средством. Потом эту смесь помещали в корпус и таким образом получалась новая пудра.

Чтобы добиться румяных щек женщины похлопывали себя перед тем, как выйти куда-то из дома. А для достижения более яркого тона щеки нужно было натереть перцем. Некоторые смешивали крем и сок из свеклы.

Настоящей мечтой считался набор для грима из магазина Всесоюзного театрального общества. Он состоял из нескольких цветов, в том числе подходящих для создания тона на лице. Они имели довольно таки жирную густоту. Перед тем как их нанести, нужно сначала грим разбавить кремом. Это необходимо для того, чтобы получился естественный вид.

Тушь для ресниц

Известным продуктом в Советском Союзе являлась сухая тушь. В народе ее называли «плевалкой». Ее следовало размочить слюной и нанести с помощью щетки. Но женщины стремились получить еще выразительней взгляд.

Читайте также:  10 российских знаменитостей, изменившихся после рождения ребёнка

Тушь для ресниц

Для это нужно было в тушь добавить сахарного сиропа. Еще можно смазать ресницы хозяйственным мылом или после нанесения туши присыпать их зубным порошком, а затем повторно прокрасить.

Некоторые делали тушь дома. Женщины смешивали хозяйственное мыло с краской подходящего цвета. Для этого все компоненты подогревали до тех пор, пока не получится однородная смесь. Наносили тушь зубной щеткой. Такие косметические средства можно было приобрести и в магазине.

Если тушь засохла, то ее не выбрасывали. Дамы добавляли туда воды и немного духов. Еще можно прокипятить сам тюбик.

Модным было подкрашивание бровей черным цветом. Эту процедуру делали с помощью урзола — натуральная краска без добавок. Черными становились не только волоски, но и кожа. Некоторые смешивали урзолу с сажей. Для окраски использовали также хну.

Карандаш для глаз, губ и тени

Изобретательные модницы умели находить не только тушь, но и другие косметические средства. Они покупали тени, карандаши для губ и подводки для глаз. Особой славой пользовались наборы «Живопись» с мягким стержнем. Стоимость набора с разными цветами была высокой. Поэтому женщины не могли самостоятельно приобрести такую роскошь. Для этого они объединялись в группы и таким образом получали желанный оттенок.

Некоторым дамам было недостаточно рисовать обычные стрелки. Они разрезали деревянный корпус вдоль и получали доступ к стержню. Потом смачивали его водой и водили по нему тонкой художественной кистью или заточенной спичкой. Так получались орнаментальные стрелки.

Также в отделе с канцелярией можно было купить карандаши «Ярославна». Этот набор состоял из трех цветов: коричневый, синий и черный. Для подводки глаз использовали химический карандаш. Если его смочить водой, то он станет синим.

Для создания праздничного образа женщинам были необходимы блестки. Дамы подходили к этому вопросу весьма креативно. Они их соскребали с новогодних игрушек.

Помады

Губная помада также считалась дефицитным косметическим средством в СССР. Женщины использовали ее до последнего. Чаще всего остатки выковыривали спичкой и только совершенно пустую тубу можно было выбрасывать.

Хоть и помады всегда пользовались спросом, ассортимент был не большой. Чаще всего на витринах лежали очень яркие цвета: морковный, красный, бордовый, вишневый.

Разнообразие в основном создавали с помощью карандаша. Он придавал губам естественного вида.


Какая была косметика в СССР – 23 фото

Мейкап по-советски. Кто-то застал его и успешно (или безуспешно) им пользовался, кто-то видел у бабушек и мамы, а кто-то знает о нем только по воспоминаниям взрослой части семьи.

То, без чего сложно представить себе макияж тех лет, — это тушь в брусочке. В нее плевали, а затем самые отчаянные разделяли ресницы иголками или булавками. Эффект получался сногсшибательный, особенно если предварительно прибегали еще к одной устрашающей процедуре — подкручиванию ресниц горячим ножом или ложкой. Я помню соседку по дому, которая выходила по утрам с ресницами, напоминавшими потрепанную жизнью обувную щетку.

Кстати, многие женщины уже тогда догадались до нынешнего модного среди визажистов приема — использовать в качестве румян помаду.

Зубной порошок vs. зубная паста. Помимо зубов, жестким абразивом порошка можно было еще столовые приборы почистить. Вот она — мультифункциональность того времени!

Шампунь «Кря-кря», пахнущий ирисками и карамелью. Волосы, легкие, как пух, — это про него.

Мода 80-х требовала совершенно гипертрофированного образа, часть которого составляла пышная прическа. Безумные начесы щедро заливались лаком для волос «Прелесть», так что прическа буквально становилась твердой на ощупь. Чем выше и тверже начес — тем краше.

В конце восьмидесятых добиться модного образа стало значительно проще — рынок завалили дешевые марки самой разнообразной косметики. Одни только наборы марки Ruby Rose гарантировали ультрамодный макияж.

Предметом особого вожделения были румяна Estée Lauder из фирменного магазина, куда можно было попасть только по специальным приглашениям. Вот бы сейчас завести человека из 80-х в какой-нибудь «Рив Гош» или «Л’Этуаль»…

Все женщины того времени мечтали о «золотых розочках» Lancôme и упакованных в сине-голубые коробочки пудрах и помадах Dior. У моей мамы была ланкомовская пудра — вещь, использующаяся по назначению только по особым случаям, а так она была предметом гордости и зависти приятельниц.

Ровный тон лица обеспечивал еще один легендарный косметический продукт тех лет — тональный крем «Балет» от фабрики «Свобода», ложащийся на кожу густым слоем, создавая эффект гладкой, хотя и неестественной маски. Этот крем, кстати, несколько лет назад пережил второе рождение, и теперь на рынке представлен «Балет 2000».

кстати тональник “Балет” был очень даже приличный по качеству
чтобы не создавалось
– достаточно было комбинировать его с нежирным увлажняющим кремом

а наборы Ruby Rose продаются до сих пор
я таким огромным “трёхэтажным” до сих пор иногда пользуюсь

ЗЫ – присоединяюсь к фанатам “Кря-кря”
такой вкусненький))

Порошковая пудра по степени измельчения и виду отдушки делилась на четыре группы:
высшего качества — «Восток», «Бархатистая», «Балет»;
группы А (хорошего качества) — «Красная Москва», «Кремль», «Эллада», «Сказка»;
группы Б (средняя) — «Маска», «Камелия», «Шипр»;
группы В (массовая) — «Кармен», «Сирень», «Фиалка».

Пудра «Ленинградская» для нормальной и жирной кожи. Любопытны рекомендации того времени по нанесению пудры: «Пудру можно накладывать в следующей последовательности: сначала припудрить подбородок, затем окружности рта, щеки, лоб, нос. Употреблять для этой цели пуховки негигиенично, так как они быстро загрязняются. Лучше пользоваться каждый раз чистым ватным тампоном».

Ну и конечно, парфюм. Выбор духов был значительно лучше, чем ассортимент декоративной косметики. Например, «Красная Москва», она же «Любимый букет императрицы». Эти духи были созданы на фабрике Брокара парфюмером Августом Мишелем в 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых и специально для Александры Федоровны.

Дальнейшая история духов и их создателя обычна для Страны Советов. К 1917 году самого главы «Империи Брокара» уже не было в живых. Его наследники благополучно эмигрировали, а старый сподвижник Брокара Август Мишель остался. Поначалу фабрику хотели закрыть, но рабочие, привыкшие к своему делу, пошли к Ильичу, тот принял их в Кремле и фабрику приказал сохранить, назвав Москворецким мыловаренным заводом №2. Главным парфюмером остался сподвижник старого Брокара Август Мишель.

Мишель старательно обучал советских специалистов всему, что знал. В 1922 году он предложил заменить неблагозвучное мыловаренное название на «Новую зарю». В 1925-м Мишель переименовал свои духи в «Красную Москву», а новый флакон и коробку сделал художник Андрей Евсеев. Когда же «красный директор» решил, что Август Мишель больше не нужен, старого парфюмера, верой и правдой служившего новой власти, сослали в места отдаленные, где он и сгинул.

Косметичка советской женщины: топ-10 средств

Интересно, как в советские времена женщинам удавалось эффектно выглядеть, учитывая перманентный дефицит товаров, включая косметику? А ведь представительницы прекрасного пола умудрялись следовать модным тенденциям makeup-индустрии и прилагали неимоверные усилия для того, чтобы приобрести крем, пудру или тушь. Давайте заглянем в косметичку советской женщины — что же в ней было интересного?

«В основном это была продукция фабрики „Невская косметика“, представляющая собой твердую массу, которую нужно размачивать водой. По виду и консистенции она напоминала детские краски для рисования. Тушь была упакована в маленькую коробочку, к ней прилагалась пластмассовая щеточка, напоминающая крошечную расческу. Без этой щеточки тушь нанести было невозможно».

К тому же советская косметика была не очень качественной и тушь скатывалась на ресницах комочками, без расчесывания ресницы выглядели неаккуратно. Советская тушь постоянно осыпалась и держалась недолго, а если женщина попадала под дождь, снегопад или сильный ветер — размазывалась. Наверное, поэтому женщины красили глаза на рабочем месте, как показано в фильме «Служебный роман».

Советскую пудру делали из талька, мела, белой глины, двуокиси титана и минеральных веществ. Первая пудра была только рассыпчатой и не вызывала аллергии. С 1958–1960 годов в Советском Союзе начали производить компактную и кремообразную пудру. Интересно, что к рассыпчатой пудре не прилагалась пуховка, кисточка или спонж, поэтому наносить ее приходилось ватой. Самыми популярными торговыми марками пудры были «Балет», «Красная Москва», «Маска», «Кармен» и «Сирень». Самую дешевую пудру «Лебяжий пух» выпускали в картонных коробочках, похожих на зубной порошок. Такая пудра при нанесении разлеталась по комнате и осыпалась быстро с лица.

Советские тональные кремы были настоящим испытанием для кожи — покрывали ее плотным слоем, не пропускали воздух и по текстуре напоминали оконную замазку. Нанесенный на лицо, к примеру, крем «Балет» казался резиновой маской, и нужно было иметь много мужества, чтобы дотерпеть его присутствие на коже до конца рабочего дня. Именно поэтому многие женщины смешивали его с кремом для более легкой текстуры. Альтернативой советским тональным средствам был дорогой крем «Жэмэ», выпускавшийся на фабрике «Свобода» совместно с компанией L’Oréal Paris. Этот крем стал мечтой многих женщин, которые пользовались недорогой косметикой Советского Союза, ведь «Жэмэ» был дефицитным товаром и стоил намного дороже доступных тональных средств.

Советский вазелин, который производили в Калуге и продавали за 5 копеек, занимал важное место в косметичке каждой женщины, особенно в зимнее время. Он был упакован в плоские металлические баночки, которые открывались с большим трудом.

Вазелин использовали для смягчения обветренных участков кожи и как блеск для губ. В морозы он выполнял две функции — защищал нежную кожу губ от растрескивания и сухости и делал их более влажными и объемными. На фоне тотального дефицита вазелин считался палочкой-выручалочкой на все случаи жизни: и от трещин на пятках, и от «цыпок» на руках, и при порезах.

Читайте также:  Что в косметичке у звёзд — какой косметикой пользуются знаменитости

А еще находчивые женщины использовали вазелин как основу под макияж, поскольку сухие тени, нанесенные на жирную кожу, держались дольше и не осыпались. К сожалению, вазелин изготавливали из нефтепродуктов, он оказывал неблагоприятное воздействие на кожу — загрязнял токсинами, усиливал салообразование и способствовал появлению угрей.

Губную помаду в СССР выпускали фабрики «Свобода», «Новая Заря», «Невская косметика» и «Северное сияние». Помада была одним из любимых косметических средств в советское время.

«Самой модной в советские времена была красная помада. У меня она была в нескольких оттенках: алая, бордовая, морковная, вишневая. На губах помада смотрелась ядовито, что совсем неудивительно, ведь в состав этой косметики входил кармин — вещество, которое получали из кислоты, выделяемой насекомыми после обработки их аммиаком. Если кому-то удавалось вырваться за границу или в Прибалтику, то эти счастливицы обзаводились помадами Dior, Dzintars или Pupa Italiano. Впрочем, польские подделки, которые продавали фарцовщики в СССР, тоже раскупались очень быстро».

Поскольку в СССР не было большого выбора румян, женщины обычно пользовались губной помадой. Однако кое-что из этого вида косметики в магазинах все же продавали. Это были жирные румяна, и иногда их использовали вместо губной помады и блеска.

Когда в 80-е годы в Москве открылся магазин Estee Lauder, женщины ходили туда как в музей, посмотреть на импортную косметику. Некоторые из них готовы были отдать половину зарплаты за коробочку розовых румян — других в ассортименте не было. Но и это не смущало советских модниц — не так важно, какого цвета макияж, главное, чтобы он был ярким и заметным!

В женской косметичке можно было найти и лак для ногтей, да, тот самый, за 40 копеек. Носили его с собой для того, чтобы подкрашивать облезающий лак на ногтях, ведь держался он очень недолго. Поскольку в те времена никто не знал о базовом покрытии, лак наносили прямо на ногтевую пластину. А еще женщины буквально гонялись за арабскими перламутровыми лаками — тогда этот оттенок только входил в моду. В тренде еще были лаки Kiki ярких молодежных оттенков.

Лак для волос «Прелесть» — еще один хит косметики советских времен. На фото 60–70-х годов прически у женщин — это так называемые начесы невероятных форм и размеров. Все эти сооружения держались по три дня благодаря «железобетонному» лаку для волос. С такой прической можно было даже спать! В косметичку «Прелесть» не помещалась, но некоторые дамы носили ее в сумочке, чтобы подправить прическу перед романтическим свиданием. К сожалению, лак портил волосы, делал их тусклыми, сухими и секущимися.

Когда в советских магазинах появились косметические наборы с большой палитрой теней, зеркалом и кисточками, женщины почувствовали себя королевами. Конечно, по сравнению с набором «Елена» производства Москва-Париж косметическая продукция Pupa ценилась выше, но и советским теням женщины были рады. Польские наборы Ruby Rose считались не очень качественными, но покоряли сердца российских красавиц своей насыщенной цветовой палитрой — за это им прощались все недостатки!

А некоторые дамы для макияжа использовали настоящий актерский грим, подводили им глаза, румянили щеки и красили губы. Главное достоинство грима было в возможности смешивать цвета и добиваться впечатляющего эффекта.

О советской косметике и парфюмерии можно писать бесконечно, и невозможно обойти вниманием духи, которые любили советские женщины. Первое место на парфюмерном олимпе занимает, конечно, «Красная Москва», непревзойденная классика! А среди самых популярных и любимых духов наших мам и бабушек были Climat от Lancome, «Пани Валевска», «Быть может» производства Польши и латвийские «Дзинтарс». В Ленинграде любили духи «Летний сад» и «Белый ландыш», а студентки могли себе позволить только духи «Наташа». Мужчины же благоухали одеколоном «Тройной», «Саша» и «Ландыш».

Во времена советско-болгарской дружбы в СССР ввозили деревянные флакончики со стеклянными пробирками, наполненными концентрированным розовым маслом. На флакончиках были выжжены украшения в виде розы. Не все знали, что концентрированное масло нужно разбавлять, душились им в чистом виде, а потом страдали сами и мучали окружающих приторным ароматом. Масло производила компания «Ален Мак», которая также поставляла на советский рынок кремы, шампунь «Кря-Кря» и зубную пасту.

В середине прошлого века дезодорантов и освежителей в Советском Союзе еще не было. С потом боролись при помощи ментолового крема, талька и одеколона. В Москве можно было купить специальные тканевые вставки, которые пришивались подмышками прямо на одежду и менялись раз в неделю. В 70-е годы стали появляться первые дезодоранты и освежители воздуха — отечественные «Свежесть», «Зеленое яблоко», «Виола», «Тойлекс», «Октава», «Дуэт», прибалтийский «Дзинтарс» и DEO производства ГДР.

Ближе к 80-м в Москве уже можно было достать югославский дезодорант ВОВ и немецкий «БАК». Пахли они намного лучше «Свежести», которая больше напоминала современные освежители воздуха. Некоторые средства против пота, например «Грезы» советского производства и «Одорекс» от болгарской фирмы «Роза косметикс», напоминали лосьон, который наносили ваткой. Это были первые антиперспиранты, которые женщинам нравились больше, чем «пшикалки».

Копеечные кремы по уходу за кожей тоже не радовали разнообразием. Хитом продаж был детский крем от фабрики «Союзпарфюмерпром», который появился в магазинах примерно в 50-х годах. И хотя его запах оставлял желать лучшего, женщины им пользовались, ведь особенного выбора не было, к тому же этот крем считался натуральным. Очень популярными были питательные кремы в тюбиках: «Янтарь», «Ланолиновый», «Люкс» и «Сюрприз», а также увлажняющие: «Земляничный», «Спермацетовый», «Огуречный», «Аврора», «Красный мак» и «Березовый».

Продавался защитный крем «От загара», осветляющий «Чистотел», антивозрастной «Геронтол» и кремы для рук «Каре» и «Велюр». Под пудру хорошо шли кремы на глицериново-стеариновой основе «Снежинка», «Белая ночь» и «Кристалл», поскольку они быстрее впитывались и не оставляли жирного блеска.

Делали и пилинг, для этого пищевую соду смешивали с мужским кремом для бритья или пользовались губкой бадяга.

Советским женщинам приходилось прикладывать много усилий, чтобы быть красивыми. И за это их можно считать героинями. Сейчас в магазинах можно купить любую косметику и выглядеть восхитительно без вреда для кожи и волос. Теперь вы понимаете, как нам повезло?

Косметика в СССР: чего всегда не хватало в косметичке советской женщины?

В этой статья вы найдете информацию об истории косметической промышленности СССР, основных декоративных продуктах и парфюмерных средствах, которые использовались советскими женщинами.

Содержание:

1. История советской косметической промышленности.

2. Идеально ровный тон.

3. «Эти глаза напротив…».

4. Сочные губы и румяные щеки.

5. Ногтевой дизайн.

Во все времена женщинам было присуще желание быть красивыми. Самый простой и доступный способ подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки – использование декоративной косметики. Хотя представительницы прекрасного пола, юность которых припала на советский период, могли бы поспорить с этим утверждением. В СССР косметика, как и многие потребительские товары, была в жутком дефиците. Тем не менее, женщины выглядели привлекательно. Как же им это удавалось?

История советской косметической промышленности

«Столпы» косметической промышленности в СССР – московские фабрики «Свобода» и «Новая заря». Первая из них основана на базе парфюмерного предприятия французского подданного Альфонса Ралле. Вторая является «наследницей» мыловаренной лаборатории Генриха Брокара – российского предпринимателя с французскими корнями. Обе фабрики были открыты еще в царские времена в середине XIX века, а после революции их национализировали.

В самом начале активного строительства коммунизма женщины веди аскетичный образ жизни и работали наравне с мужчинами, поэтому на использование косметики у них просто не хватало времени. Но в 30-х годах руководство страны решило уделять больше внимания вопросам личной чистоты.

Был провозглашен лозунг, что гигиена является неотъемлемым атрибутом быта культурного человека. Разумеется, это сказалось на расширении производства мыла, шампуней и прочих подобных средств. Вслед за ними «подтянулись» и декоративные продукты.В 1937 году был открыт Московский институт косметики и гигиены.

Примерно в это же время начал свою деятельность Трест эфирно-жировых эссенций, возглавляемый Полиной Жемчужиной – супругой министра иностранных дел СССР Молотова. Загадочная аббревиатура «ТЭЖЭ» расшифровывалась модницами, как «тело» или «тайны женщины», им не хотелось вдумываться в ее реальное тривиальное значение. «ТЭЖЭ» выпускал мыло, духи, тушь, помаду, пудру, крем и другую косметику. Причем ее было в избытке, а стоила она копейки. Некоторые товары выставлялись на прилавки по цене ниже себестоимости. Все служило одной цели – приучить людей ухаживать за телом.

Косметика активно рекламировалась с помощью интересных плакатов в стиле соцреализма и арт-деко.В 50-60-е годы было открыто еще несколько фабрик в крупных городах СССР – Ленинграде, Симферополе, Краснодаре, Харькове и прочих. Но в этот период уже ощущался дефицит декоративной косметики, который впоследствии только усугублялся.

Совет. Косметическое объединение «Свобода» работает по сей день. Наряду с инновациями, компания использует традиционные рецептуры. О советской косметике можно не только ностальгировать, но и попробовать ее в обновленном варианте.

Идеально ровный тон

Итак, попытаемся пройти «путь красоты» гражданок СССР в создании макияжа. Прежде всего необходимо позаботиться о тоне лица. Стоит отметить, что тщательной маскировкой несовершенств кожи занимались по большей части актрисы. В повседневной жизни женщины не слишком активно пользовались тональными основами и пудрой, но все же в их арсенале были некоторые продукты.

Читайте также:  Какие разводы — самые скандальные

Интересный факт. Основным уходовым средством для кожи был крем «Детский». Он отлично смягчал и увлажнял ее. Также выпускались крема на основе натуральных компонентов – «Облепиховый», «Ланолиновый», «Ромашка» и другие.

Тональная основа

Самый известное советское тональное средство – крем «Балет», выпускаемый фабрикой «Свобода». Он обладал очень плотной текстурой, напоминавшей оконную замазку, и создавал на лице эффект гладкой маски. Хуже всего было то, что кожа под ним не дышала. Производился «Балет» в одном оттенке. Модницы использовали его в основном для эффектных вечерних выходов, потому что при дневном освещении он смотрелся очень грубо.

Совместно с компанией L’Оreal «Свобода» выпускала тональное средство в тюбиках под названием «крем-пудра Жэмэ». Его качество было выше, чем у «Балета». Существовало три оттенка: бежевый, персиковый и натуральный. В магазинах чаще встречался последний вариант.

Кроме того, можно было найти жидкие тональные средства, помещенные в стеклянные флакончики, напоминавшие лекарственные.

Пудра

Выбор пудр был шире, чем ассортимент тональных средств. Все они относились к категории рассыпчатых и делились на группы в зависимости от величины частиц и наличия отдушки:

•высшее качество – «Балет», «Бархатистая», «Восток»;

•группа А (хорошее качество) – «Сказка», «Эллада», «Красная Москва», «Кремль»;

•группа Б (среднее качество) – «Шипр», «Камелия», «Маска»;

•группа В («масс-маркет») – «Фиалка», «Сирень», «Кармен».

Кроме того, выпускалась пудра «Ленинградская» для жирной и нормальной кожи. Оттенки средств были стандартными – белый, желтый (рашель), телесный, розовый и персиковый. Составы тоже не отличались разнообразием. Как правило, формула включала тальк, мел, двуокись титана, окись цинка, белую глину и так далее. Больше всего модницы ценили пудру с рисовой мукой, поскольку она матировала кожу. Но в массовую продажу поступали товары, напоминающие по текстуре толченый мел. Они ничего особо не маскировали.

Отдельного внимания заслуживает упаковка пудр. В довоенный период изготавливались металлические пудреницы, в том числе серебряные, с изображениями достопримечательностей СССР.

После войны металл уступил место картону и пластику. На бумажных коробочках красовались цветы, соответствующие названию продукта. Особенностью упаковок было отсутствие пуховок. Они продавались отдельно, но в очень ограниченных количествах. Более того, производители рекомендовали использовать вместо них вату, утверждая, что это более гигиенично. Весьма интересен и совет, касающийся порядка нанесения пудры: сначала на подбородок, затем вокруг рта, на щеки, лоб и нос.

Верхом шика в советское время была французская компактная пудра Lancome, которую можно было «достать» с большим трудом. Простой черный корпус из пластика с узнаваемой золотой розочкой содержал зеркальце и спонж.

Пудра неплохо матировала и не осыпалась. Использовали ее по особым случаям. После окончания корпус с зеркальцем надолго поселялся в сумочке женщины.

«Эти глаза напротив…»

Следующий шаг в создании образа – макияж глаз.

Советские барышни делали на них особый акцент, стараясь подражать отечественным и зарубежным актрисам. О популярном сегодня стиле nude не было и речи. Яркие тени, выразительные стрелки и длинные ресницы – обязательные элементы и для дневного, и для вечернего выхода. Причем из-за дефицита косметической продукции, модницы часто прибегали к помощи художественных товаров – карандашей для рисования и пастельных мелков.

Тени

С тенями в СССР ситуация была крайне сложная. Московская фабрика «Рассвет» выпускала наборы под названием «Елена». Они состояли из двух оттенков в прямоугольной коробочке. Также были трехцветные тени в футляре в форме рыбки. Встречались и большие палетки. Все тени были перламутровыми и экстравагантными – фиолетовыми, изумрудными, голубыми, бирюзовыми, розовыми. Чуть позже стали появляться варианты с бежевыми, серыми и коричневыми оттенками.

При определенных усилиях можно было приобрести польские тени Pollena Miraculum в коробочках в виде цветка с надписью «Тень для век» или в наборе с сухой тушью. Выпускались и палетки из трех оттенков. Палитра была такой же яркой, что и у отечественных теней, но держались они лучше.

В период перестройки рынок заполонили польские тени Ruby Rose. Большой ассортимент перламутровых оттенков перевешивал не очень высокое качество – они осыпались, скатывались и просто исчезали к концу дня.

Тайной мечтой многих модниц был набор итальянской косметики Pupa в элегантном красном корпусе овальной формы. В него входили тени, пудра и румяна.

Какая косметика была в СССР

Мейкап по-советски. Кто-то застал его и успешно (или безуспешно) им пользовался, кто-то видел у бабушек и мамы, а кто-то знает о нем только по воспоминаниям взрослой части семьи.

То, без чего сложно представить себе макияж тех лет, — это тушь в брусочке. В нее плевали, а затем самые отчаянные разделяли ресницы иголками или булавками. Эффект получался сногсшибательный, особенно если предварительно прибегали еще к одной устрашающей процедуре — подкручиванию ресниц горячим ножом или ложкой. Я помню соседку по дому, которая выходила по утрам с ресницами, напоминавшими потрепанную жизнью обувную щетку.

Кстати, многие женщины уже тогда догадались до нынешнего модного среди визажистов приема — использовать в качестве румян помаду.

Зубной порошок vs. зубная паста. Помимо зубов, жестким абразивом порошка можно было еще столовые приборы почистить. Вот она — мультифункциональность того времени!

Шампунь «Кря-кря», пахнущий ирисками и карамелью. Волосы, легкие, как пух, — это про него.

Мода 80-х требовала совершенно гипертрофированного образа, часть которого составляла пышная прическа. Безумные начесы щедро заливались лаком для волос «Прелесть», так что прическа буквально становилась твердой на ощупь. Чем выше и тверже начес — тем краше.

В конце восьмидесятых добиться модного образа стало значительно проще — рынок завалили дешевые марки самой разнообразной косметики. Одни только наборы марки Ruby Rose гарантировали ультрамодный макияж.

Предметом особого вожделения были румяна Estée Lauder из фирменного магазина, куда можно было попасть только по специальным приглашениям. Вот бы сейчас завести человека из 80-х в какой-нибудь «Рив Гош» или «Л’Этуаль»…

Все женщины того времени мечтали о «золотых розочках» Lancôme и упакованных в сине-голубые коробочки пудрах и помадах Dior. У моей мамы была ланкомовская пудра — вещь, использующаяся по назначению только по особым случаям, а так она была предметом гордости и зависти приятельниц.

Ровный тон лица обеспечивал еще один легендарный косметический продукт тех лет — тональный крем «Балет» от фабрики «Свобода», ложащийся на кожу густым слоем, создавая эффект гладкой, хотя и неестественной маски. Этот крем, кстати, несколько лет назад пережил второе рождение, и теперь на рынке представлен «Балет 2000».

Порошковая пудра по степени измельчения и виду отдушки делилась на четыре группы:

высшего качества — «Восток», «Бархатистая», «Балет»;

группы А (хорошего качества) — «Красная Москва», «Кремль», «Эллада», «Сказка»;

группы Б (средняя) — «Маска», «Камелия», «Шипр»;

группы В (массовая) — «Кармен», «Сирень», «Фиалка».

Пудра «Ленинградская» для нормальной и жирной кожи. Любопытны рекомендации того времени по нанесению пудры: «Пудру можно накладывать в следующей последовательности: сначала припудрить подбородок, затем окружности рта, щеки, лоб, нос. Употреблять для этой цели пуховки негигиенично, так как они быстро загрязняются. Лучше пользоваться каждый раз чистым ватным тампоном».

Ну и конечно, парфюм. Выбор духов был значительно лучше, чем ассортимент декоративной косметики. Например, «Красная Москва», она же «Любимый букет императрицы». Эти духи были созданы на фабрике Брокара парфюмером Августом Мишелем в 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых и специально для Александры Федоровны.

Дальнейшая история духов и их создателя обычна для Страны Советов. К 1917 году самого главы «Империи Брокара» уже не было в живых. Его наследники благополучно эмигрировали, а старый сподвижник Брокара Август Мишель остался. Поначалу фабрику хотели закрыть, но рабочие, привыкшие к своему делу, пошли к Ильичу, тот принял их в Кремле и фабрику приказал сохранить, назвав Москворецким мыловаренным заводом №2. Главным парфюмером остался сподвижник старого Брокара Август Мишель.

Мишель старательно обучал советских специалистов всему, что знал. В 1922 году он предложил заменить неблагозвучное мыловаренное название на «Новую зарю». В 1925-м Мишель переименовал свои духи в «Красную Москву», а новый флакон и коробку сделал художник Андрей Евсеев. Когда же «красный директор» решил, что Август Мишель больше не нужен, старого парфюмера, верой и правдой служившего новой власти, сослали в места отдаленные, где он и сгинул.

Старшеклассницы и выпускницы тех лет отчаянно мечтали о «Наташе».

Мужчины тоже не были обойдены вниманием.

О знаменитых «Шанель №5» советские женщины в большинстве своем знали только понаслышке, и лишь мизерное количество дам пользовалось ими в реальной жизни.

Если спросить дам, чья молодость пришлась на эти годы, они вспомнят духи «Клима» и «Черная магия» от Lancôme, а также «Опиум» от YSL и «Фиджи» от Guy Laroche.

Необходимый атрибут модниц тех лет — кричащие лаки для ногтей. Особой любовью пользовалась американская марка KiKi, выпускавшая сверкающие блестками лаки самых невероятных оттенков, из-за которых ногти слоились, желтели и ломались. Но на что только не пойдешь во имя красоты!

Ссылка на основную публикацию