Кремирование: это грех в православии или нет

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Можно ли кремировать православного человека

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Смерть – одно из самых страшных событий в жизни каждого человека. Многие говорят о том, что можно исправить любую ошибку до тех пор, пока еще ты жив. Данное событие приносит немало горя родным и близким тех, кто покидает нас. У разных народов есть свои традиции обряда погребения. Христианство также сформировало свои традиции. Но в современном мире есть определенные реалии, которые диктуют свои условия. Так как цены на традиционное захоронения достаточно высоки, а также количество мест не так уж велико, то распространенно такое явление как кремация. Что говорит церковь о том, можно ли кремировать православного человека?

Что значит кремировать

Данной процедурой называют сожжение трупов в специальных печах. В основном его проводят перед погребением. После кремации прах помещают в специальную погребальную урну, после чего она может быть захоронена различным путем.

Первые воспоминания о кремации были зафиксированы еще в эпоху древнего палеолита. В Европе кремация была широко распространена в Древней Греции. Затем она перенеслась в Древний Рим.

В христианстве кремацию считали признаком язычества. Именно поэтому погребение в землю получило большое распространение. До 18 века кремация была запрещена в Европе под угрозой смертной казни. Со временем количество смертей росло и городским властям было сложно справляться с числом умерших. Начали появляться братские захоронения перед домами.

Такие кладбища вызывали эпидемии и смертность росла. После открытия микроорганизмов было определенно, что это является источником опасности для людей. Именно поэтому вспомнили о кремации. Только эту процедуру необходимо было проводить таки образом, чтобы не оскорбить усопшего или его родственников. Обычные костры не подходили, а потому начали строить крематории.

Отношение православия к кремации

Кремировать или хоронить православного зависит исключительно от решения родственников или последнего желания умершего. В настоящее время современные христианские конфессии принимают такое явление как кремация.

Они основываются на словах раннехристианского церковного писателя о том, что он не видит никакого вреда в сожжении, но как и ранее привыкли зарывать трупы в землю. Но православные священнослужители говорят о том, что при выборе кремации или захоронения, стоит выбрать вариант сохранения тела в гробу.

Ответ христианской церкви на вопрос почему нельзя кремировать заключается том, что кремирование не даст возможности родственникам усопшего на утешение и молитву. Хоть это также спорный вопрос. Все зависит от необходимости проведения данной процедуры. Церковь не отрицает проведения данного процесса и не запрещает его, она просто терпимо относится к такому проявлению.

Почему православных не кремируют

Такой вопрос является неправильным. Церковь не запрещает сжигать тело умершего человека. Так, например, Русская православная церковь относится неодобрительно к кремации, но тем не менее не запрещает священникам проведение всех служб по умершим перед сожжением.

В Библии сказано что должна быть прочтена молитва об усопшем после смерти, но конкретно ничего не указано о том, как проводить захоронение тела усопшего. Часто в священных письменах говорилось о захоронении тел в пещерах или в земле. А фраза «из праха вышел и в прах превратится» говорится не о способе погребения, а о том, во что превращается тело после смерти.

Разное отношение к кремации прежде всего обусловлено различным пониманием предназначения человеческого тела или смерти. Это и может вызвать боязнь того, что таким образом мы можем причинить боль или неуважение к телу усопшего.

Погребение после отпевания

На вопрос, можно ли кремировать православного христианина после отпевания можно положительно ответить. Церковь разрешает проводить все обряды после смерти перед сожжением тела. Именно поэтому можно не задумываться о том, что православные погребальные обряды не будут проведены.

По поводу способа погребения есть как минимум два различных толкования:

  • Одни рассматривают сжигание тела как веру в мир неба, куда душа с помощью огня перемещается вместо захоронения в землю.
  • Вторые же говорят, что погребение мертвого тела в землю имеет отношение к языческим обрядам. Тем самым христиане, которые приходят на могилы, чтобы почтить память усопших, также взяты из язычества.

Какой способ захоронения выбрать зависит от желания умершего или его родственников. Но необходимо помнить, что важнее всего будет та память, которую Вы будете хранить в своем сердце о них.

Православная церковь о кремации: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Смерть — это естественное окончание жизненного пути любого человека и каждый с ним столкнется. У каждого народа были и существуют разные обряды погребения умерших, но сегодня становиться особенно популярна кремация. Что говорит об этом Русская православная церковь? Некоторые священники крайне отрицательно отзываются о процедуре и отказываются присутствовать на таком погребении мертвых.

Процедура кремации и ее история

Прежде чем узнать, что по этому поводу думает Русская православная церковь, необходимо разобраться в самом этом процессе.

По сути, это просто сжигание трупа при очень больших температурах так, что в итоге от человека остается лишь горсть пепла. После процедуры прах помещают в погребальную урну и ее хоронят на кладбище либо же (сегодня это модно) пепел рассеивают над землей.

С экономической стороны городским управлениям процедура выгодна, ведь не нужно отделять места под кладбища, а даже если и надо, то погребальных урн на одну и ту же площадь влезет больше, нежели полноразмерных гробов. С точки здравоохранения процесс также положительный: не надо хоронить инфицированные тела, они не выделяют трупный яд, не заражают землю и пр.

Православие о смерти:

Исторически так сложилось, что предки предпочитали также сжигать умерших, а не хоронить их. Процедура кремации была распространена в Древней Греции и Риме. Сжигали мертвых и викинги, отправляя горящие ладьи с телами в море. Однако делали они потому, что не верили в вечность и воскресение мертвых. Считалось, что душа человека перерождается в новом теле, поэтому старое можно уничтожить.

С приходом христианства эту традицию отнесли к языческим и постарались полностью забыть — в Европе до XVIII века она была запрещена под страхом казни. Но в те времена число умиравших вследствие эпидемий и моров серьезно увеличивалось, а выделять места под захоронения было невозможно и начали появляться братские могилы. Тогда правительство решило пересмотреть отношение к сжиганию тел.

На сегодняшний день разрешают сжигание умершего:

Отрицают эту процедуру и запрещают ее:

Касательно последнего пункта: в Греции церковь не отделена от государства и поскольку она запрещает сжигание, то на территории государства (также острова Кипр) нет ни одного крематория. Что касается основных христианских конфессий, то они придерживаются слов Минуция Феликса, который сказал, что «христиане не боятся этой процедуры и вреда от сжигания покойников нет, но лучше придерживаться древнего обычая захоронения, который более полезен и назидателен».

Отношение православия

Традиция сжигать тела относиться к язычеству, а для православного человека могила — это символ воскресения. Бог помещает Духа Святого в тело человека, и оно становится Его сосудом, поэтому в послании Коринфянам Павел пишет заботить о своем теле. Во время смерти и процесса захоронения телу отдают почести, как сосуду Божьему и засыпают в землю для последующего воскресение.

Господь сохраняет элементы плоти, чтобы в день Воскресения даровать им новую жизнь. Иисуса Христа после смерти также погребли в гробнице, так и христианам следует погребать своих умерших.

На Архиерейском соборе Русской православной церкви не было признано кремацию нормой для погребения, но при этом церковь не будет лишать поминовения тех христиан, которые были не погребены в землю, а сожжены. Более подробно о соборе и его решениях можно прочитать в документе «О христианском погребении усопших».

Также Священный синод издал еще один документ, призвав священство не осуждать кремацию и людей, которые предпочли такой способ захоронения, но относиться к нему как к нежелательному.

Важно! Православная Церковь (как и католическая в этом вопросе) не запрещает кремировать умерших, но рекомендует выбирать традиционный способ погребения.

Этот вопрос решает сам человек в своем завещании, либо его родственники после его смерти, но священники могут упоминать и читать панихиды за таких покойников.

В Библии есть лишь одно обязательное условие для погребения — чтение молитвы по усопшему, поэтому на кремацию, как и на панихиду следует призывать священников для проведения погребальной службы. При этом, обязанностью священников является напоминание прихожанам об отношении Церкви к этому процессу. После кремации прах должен быть захоронен в земле.

Читайте о похоронах:

Священники о кремации

Мнение священства полностью совпадает с общими церковными положениями о кремации. При этом они говорят:

  1. Митрополит Смоленска Кирилл уточняет, что кремация не является православной традицией, а христиане верят в воскресение мертвых. Кремируя человека, люди как бы разрушают эту веру. Речь тут, скорее, о символах, нежели о реальных предметах, ведь тело, погребенное традиционным путем в земле также подвержено разложению. Кремация же выступает как осознанное разрушение тела и отказ от спасительной веры в Господа. Поэтому следует избегать сжигания мертвого тела, если есть такая возможность.
  2. Диакон Андрей Кураев, цитируя древнего христианского мыслителя Минуция Феликса также утверждает, что Господь имеет силу воскресить любое тело, как бы оно не было погребено. Но при этом традиционное захоронение является более гуманным и человечным, нежели сжигание. Этот процесс насыщен библейской символикой и более утешительно для близких. Именно поэтому Церковь рекомендует уклоняться от сжигания тел, ведь это умершему уже безразлично, но ранит провожающих его в тот мир.
  3. Протоиерей Владислав Цыпин согласен с церковными положениями о кремации и говорит, что этот процесс является неуважением к телу покойного. Но при этом подчёркивает, что Церковь не категорична в этом вопросе и допускает такой способ погребения.
Читайте также:  Знаменитости, похожие друг на друга: 10 известных женщин со своими двойниками, фото

Таким образом, кремировать православного христианина возможно и допускается Церковью. Но обязательно должны быть перед этим проведены традиционные погребальные панихиды.

Совет! Если есть возможность похоронить человека привычным способом, то лучше придерживаться традиции.

Кремация в Православии — почему Церковь против

Что такое кремация

Кремация – это процесс сожжения тел умерших людей. Сегодня тела сжигают в специально оборудованных учреждениях – крематориях. Тело умершего предварительно регистрируют с присвоением идентификатора, а затем сжигают вместе с гробом. Останки измельчаются в прах, который затем помещается в специальную урну. Место дальнейшего хранения погребальных урн называется колумбарием. Такие хранилища оборудуются на кладбищах и при крематориях. Кремация в Православии в последние годы стала особенно актуальной.

Кремация практиковалась еще с древности, зачастую как специальный обряд, связанный с языческими верованиями. Но в наше время кремация получает всё большее распространение, в том числе в России. У этой практики есть как сторонники, так и противники. Вопросом “можно ли кремировать православного человека” часто задаются люди, вынужденные хоронить своих близких.

Кремация в Православии

Русская Православная Церковь не одобряет кремацию и не признаёт её нормой погребения. В православной традиции приемлемым способом погребения является захоронение тела в земле. Чтобы понять, почему Церковь против кремации, нужно знать об отношении к телу человека в Православии.

Древняя христианская традиция рассматривает тело человека не просто как оболочку для души, а как храм Духа Святого, к которому следует относиться с благоговением. Созданное по образу и подобию Бога, наше тело свято и способно постигать Его благодать. Таинства Крещения и Миропомазания совершаются именно над телом, а в Евхаристии через тело человек причащается Святых Христовых Таин. Причащается через тело не только как сотворённое Богом, но и как искуплённое Им.

Тело – это не материальная тюрьма для невещественной души, это одна из важнейших составляющих человека как сложного организма (дух, душа, тело). Человек – это задуманный Богом священный союз души и тела.

Одним из важнейших христианских догматов является воскресение всех мёртвых после Второго Пришествия Христа. Это будет воскресение не только души, но и тела, по образу Воскресения Спасителя. Таким образом, наши тела будут участвовать в Спасении, в нашем вступлении в вечную жизнь. Конечно, похороненные в земле тела превращается в прах, но Бог восстановит их, обновит и преобразит.

Почему нельзя кремировать православных христиан? Сжигая тело, мы проявляем неуважение к нему, участвуем в его сознательном разрушении, словно показывая своё равнодушие или неверие во всеобщее воскресение мёртвых.

Позиция Православной Церкви

Греческая Церковь бескомпромиссна: кремация в Православии абсолютно недопустима. Русская Православная Церковь в этом плане более снисходительна. Хотя также рассматривает кремацию как нежелательное явление, уходящее корнями в язычество.

Церковь не считает, что люди, чьи тела сожжены, не воскреснут, и не лишит поминовения христианина, тело которого по каким-то причинам было подвержено кремации. Особенно, если это случилось вопреки воле усопшего. В интернете довольно популярным остаётся поисковый запрос “кремация и Православная Церковь”. Это свидетельствует о том, что для многих людей немаловажно мнение Церкви по данному вопросу.

Православные аргументы против кремации

Кремация часто преподносится как современная, удобная и целесообразная с практической точки зрения процедура. Но в то же время умалчивается, что она неэкологична: продукты горения наносят вред окружающей среде. Задумайтесь, сколько дыма и копоти выводит в атмосферу обычный крематорий в течение хотя бы одного года.

Также кремация спорна с точки зрения морали даже без учёта того, что Церковь отрицательно относится к кремации. Так как кости не сгорают, их выгребают и перемалывают. Всё это походит, скорее, на утилизацию биологических отходов, а не на достойные проводы в иной мир близкого любимого человека. Иногда прах даже присыпают тальком для лучшего вида.

Сторонники кремации аргументируют её необходимость разрастанием кладбищ и более высокой стоимостью традиционного погребения. Но если нет мест на одном кладбище, можно обратиться к другому, третьему. Разница между стоимостью кремации и традиционного погребения преувеличена, и её всегда можно свести к минимуму.

На некоторых кладбищах, например, на Перепечинском кладбище в Московской области, власти предоставляют бесплатные участки для захоронения, платить там нужно лишь за выкапывание могилы (такие места есть и в других городах). Поиск места для захоронения в нашей необъятной стране не должен быть критической проблемой.

В конце концов, каждый решает сам, что ему важнее. С одной стороны, собственный комфорт с экономией времени и денег. С другой, уважение к человеку. Добрая традиция, которая призвана сделать человека более духовным, и благое соблюдение христианского обычая.

Отношение церкви к кремации православных людей: разрешается ли это

Кремация – процесс сожжения тела почившего человека на костре или в печи. Практикуется с древних времен. Осуждается, но не запрещается православной религией. Многие верующие полагают, что кремация и православие несовместимы. Поговорим о том, можно ли кремировать православного человека, грешно ли это, более подробно.

История ритуала кремации

Впервые идея о кремации, как об одном из способов захоронения тела, избавления от него, после смерти, возникла у людей, живших еще в среднем палеолите (за 300-30 тыс. лет до современного нам мира). Случаи сожжения изначально, очевидно, были редкостью, но уже в железном веке (1200 г. до н.э.- 340 г. н.э.) людей кремируют едва ли не повсеместно. Ритуал этот даже превалирует над трупоположением:

  • Кремацию практиковали жители древней Индии (тело Будды было сожжено, прах помещен в ступы и разослан по разным уголкам страны).
  • Тела мертвых сжигали жители Древней Греции (они верили, что огонь даст человеку очиститься и жить дальше в загробном мире).
  • Традицию зажжения погребального костра от эллинов переняли римляне (прах они хранили в колумбарии).
  • Упоминание о кремации содержится в Ветхом Завете, но практиковалась она язычниками.

В наше время кремация также распространена, как и ранее. Но если греки и римляне чаще всего сжигали тела на кострах, то сейчас умерших помещают в специальную печь, отвозят в крематорий (исключение – жители Индии).

В 1869 г. во Флоренции собрались светила медицины со всего мира, чтобы принять резолюцию, призывающую к возобновлению практики кремации. Это было необходимо сделать для сохранения здоровья людей. Разлагающиеся тела являются источниками заразы. Высокая смертность привела к увеличению количества кладбищ. Они располагались в непосредственной близости от жилых строений. Спустя несколько лет была изобретена первая кремационная печь, англичане создали Ассоциацию крематоров, в Англии и Германии были построены первые крематории, в том числе и для сожжения животных.

Но христиане, и прежде всего, православные, к существованию печей для сжигания тел и к самому этому процессу относятся во многом негативно и настороженно. Православная религия выступает против кремации крещеных людей.

Хоронить нельзя кремировать: что думает о кремации Русская Православная Церковь

Представители большинства христианских конфессий стараются не критиковать обряд кремации и не запрещать проведение его верующими. Но католические и православные священники рекомендуют родственникам воздержаться от сжигания тела покойного, если в этом нет необходимости (покойный умер при странных обстоятельствах, возможно, его тело является источником заразы).

Трупоположение является более человечным способом захоронения. Упомянутых в Библии святых и простых людей хоронили в земле, а не сжигали (если бы тело Лазаря было сожжено, он едва ли мог воскреснуть). Захоронение покойника посредством перемещения его в могилу, вырытую в земле, представляется гуманным по отношению к его родным. Вопрос о том, как церковь относится к кремации, крайне спорный.

Когда эта мера вынужденная, православная церковь снисходительно относится к сжиганию тел

Архиерейским собором Русской православной церкви было постановлено, что кремация не может быть способом погребения православного.

Но церковь допускает, что в случае, когда тело было сожжено не по зависящим от родных усопшего обстоятельствам, покойный может рассчитывать на все причитающиеся случаю ритуалы (причащение, исповедь, отпевание).

Заседание синода Русской православной церкви по вопросам кремации

В мае 2005 г. состоялось заседание синода Русской православной церкви, посвященное вопросам кремации. Собравшиеся обсудили допустимость этого ритуала, как одной из форм погребения православного человека, поставив под сомнение его правильность с точки зрения христианских традиций.

По итогам обсуждения был принят специальный документ (меморандум) – «О христианском погребении усопших», которым могут руководствоваться все православные при выборе наиболее приемлемого для них способа погребения.

Суть документа «О христианском погребении усопших»

Погребение тела скончавшегося человека, так, как это принять с ранних времен существования Церкви, является одной из важнейших сторон ее бытия. Отталкиваясь от этого, Синод посредством меморандума «О христианском погребении усопших» провозглашает следующее:

  • тело христианина является храмом Божьим, отсюда и особое к нему отношение;
  • обычай хоронить христианина в земле связан с верой в воскрешение мертвых в их телесной (физической) оболочке, ему уже не одна тысяча лет:
  • Богу по силам вернуть к жизни всех людей, не зависимо от того сохранилось тело или нет (церковь не видит ничего плохого в кремации, но призывает верующих соблюдать устоявшиеся веками традиции);
  • кремация не считается желательной процедурой, она не одобряется, но допустима в ряде случаев (иной способ захоронения запрещен законом страны, где проживал покойный, тело невозможно перевезти на родину);
  • священнослужители обязаны рассказывать родственникам усопшего об отрицательном отношении православной религии к сожжению тела;
  • прах после кремации должен быть захоронен в земле;
  • Церковь не оставляет без молитв ни одного христианина, потому за людей, чьи тела были кремированы, священники молятся так же, как и за тех, чье тело не было обнаружено из-за наводнения, землетрясения, иной катастрофы.

Если отпевание невозможно совершить над телом покойного, оно может быть проведено заочно. Случаи такового обговариваются в меморандуме. Церковь призывает родственников покойного принять участие в совместной молитве в храме, если тело было преданно сожжению, иногда такая совместная молитва является первым опытом общения с Богом для человека.

Причины распространения кремации на русской земле

Первый крематорий в России появился до Революции. Власти Владивостока сжигали в нем тела убитых во время войны японцев, а также тех из них, кто проживал в городе на постоянной основе. В современном российском обществе традиция сожжения тела после смерти распространена достаточно широко, в особенности в больших городах. Причин для этого несколько:

  • нехватка места (урбанизация имеет свои отрицательные стороны, они касаются не только живых, но и мертвых, на кладбищах просто не хватает места, чтобы похоронить всех, как подобает);
  • родственники не могут ухаживать за могилой, проживают далеко, а то и вовсе в другой стране (приходится выбирать между кремацией или погребением);
  • похороны дорого стоят (фактически место для могилы предоставляется бесплатно, но это не всегда так, гроб и другие атрибуты погребения стоят немало, кремация дешевле);
  • люди забывают традиции (все больше современных жителей городов не соблюдают православных традиций, не знают их).
Читайте также:  Зачем люди собирают чужие чеки в магазине

Как религия относится к отпеванию перед кремацией

Однозначного ответа на вопрос об отношении Церкви к отпеванию перед кремацией не существует. Официально священнослужители не одобряют такое решение, но запретить родственникам, решившим, что после отпевания можно и кремировать тело, сделать это никто не может. Огромную роль играет человеческий фактор. Все зависит от конкретного священнослужителя. Иногда в церкви отпевать отказываются, но священники действуют и при крематориях. Если приходской священнослужитель отказался проводить отпевание, скандалить не следует, церковь – не место для брани. Нужно обратиться к другому духовному лицу или настоять на своем, объяснив, что кремация в православии не запрещена, но сделав это вежливо.

Душа после кремации: вечный ад или способ очищения

На положение души кремация не влияет. Если человек вел праведный образ жизни, не грешил или раскаялся в грехах, у него есть такая же возможность попасть в Рай, как и у покойного, нашедшего последний приют в земле.

Душа покидает землю и расстается с телом окончательно на 3 день после смерти. Умершему уже не важно, что будет с его физической оболочкой. Его ожидает Царствие Небесное, с земными делами должны разбираться живые. Трупоположение – это древняя традиция, соблюдение которой придает уверенности в том, что ничего не заканчивается, родственникам покойного, но не ему самому. Процедура кремации и православная церковь вступают в бесконечный спор.

Огонь не очистит грешную душу, планируя совершить кремацию именно с этой целью, следует понимать, что христиане не воспринимают пламя, как способ освобождения от греха. Если покойный был большим грешником, то единственный способ заслужить прощение – это совершить покаяние в момент исповеди. Если человек скончался без покаяния и родные опасаются за участь его бессмертной души, то им следует неустанно молиться, ходить в церковь, ставить свечи за упокой.

Последствия для живых после кремации мертвых

На живых родственниках кремация покойного никак не отражается, поэтому беспокоиться о том, что скончавшийся будет кремирован во исполнение его последней воли и идти, из-за этого беспокойства, против таковой, нельзя.

Если сомнения все же не оставляют, православные священники рекомендуют обратиться в храм, совершить общую молитву с близкими и друзьями почившего, исповедаться, поговорить с батюшкой по этому поводу. Взгляд со стороны полезен.

Кремировать или хоронить?

Выбирать быть захороненным в земле или кремированным должен сам покойный или его родственники, если последняя воля не была озвучена. Православный человек преимущественно выбирает первый вариант. Он позволяет всем желающим проводить человека в последний путь, соблюдая старинные обычаи и традиции (похоронная процессия, возложение на могилу венков, особым образом завязывание несущих гроб людей, поминки, визиты на кладбище в день поминовения).

Если захоронение противоречит законам страны или невозможно по причине отсутствия у родных средств для проведения похорон, то усугублять и без того непростую ситуацию не следует. Кремация в православной религии не рассматривается как повод отлучения от Церкви. Говорить плохо, осуждать человека, кремировавшего родственника, нельзя.

Она может допускаться, стать единственным выходом, который Церковь не осудит. Покойному все равно, душа теряет связь с телом. После Страшного Суда Бог воскресит всех достойных, в том числе и тех, чьи тела были сожжены. На этом настаивают многие видные представители РПЦ. Но единого правильного решения все же нет. Разрешить кремацию церковь не согласна, но не разрешать не может.

Описание известных крематориев в истории и их особенности

Кремация, осуществляющаяся в специальной печи, проводится за счет подачи в нее раскаленного газа. Устройство работает в автоматическом режиме. Тело сжигают, а полученный прах упаковывают в специальные урны. Их передают родственникам.

Самым известным крематорием, действующим на территории России, был крематорий «Донской». Это было первое такое учреждение в СССР. Его открыли в 1927 г. и с этого времени начали активно продвигать среди населения идею о необходимости сожжения трупов. Колумбарии с урнами размещались в помещении и под открытым небом.

В Донском крематории сожгли тела Владимира Маяковского, Максима Горького, Валерия Чкалова, Кирова. Он упоминается в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Второй крематорий был открыт в Ленинграде в годы ВОВ. Тела умерших от голода и ран невозможно было захоронить из-за отсутствия места, рабочей силы, родственников. Благодаря им эпидемиологическую обстановку в городе удалось значительно улучшить, покойников перестали хоронить в братских могилах, что лишало родных хоть какой-то надежды на получение сведений о судьбе почившего.

Наибольшее число крематориев находилось на территории, подконтрольной нацистской Германии. Эти учреждения стали неотъемлемой частью контрационных лагерей.

Захоронение праха на кладбище, как происходит процесс

Урну с прахом вручают родственникам в специальном траурном зале под траурную музыку. На церемонии могут присутствовать все желающие. После получения праха, родные могут воспользоваться колумбарием для его хранения или похоронить пепел в земле, организовав могилу с надгробием так, как это принято во время традиционных похорон. Избавиться от праха можно посредством развеивания.

Процесс захоронения урны ничем не отличается от захоронения тела. Обычно на кладбище под емкость с прахом выделяют столько же места, сколько и под тело. При желании можно поместить урну в обычный гроб и так захоронить. Но подобным образом поступают не часто, хоть это и не запрещено.

В похоронных традициях многих стран мира практикуется кремация. Это один из способов избавления от трупа. Но православная религия выступает против сожжения тела, являющегося согласно христианским верованиям, сосудом Божьим. Священники осуждают, но не запрещают обряд кремации, но вопрос о том, как поступить следует с телом христианина остается очень спорным. С одной стороны урну с прахом удобно хранить (стоимость процедуры на порядок ниже обычных похорон). А с другой, сожжение тела не является традиционным, из-за чего возникают споры, по поводу того, кремирование – это грех в православии или нет, как в церкви относятся к кремации умершего человека, не осудят ли знакомые (общественное мнение часто против проведения этой процедуры).

Можно ли кремировать православного человека

Выбор похоронного обряда нередко заводит в тупик людей, которые хотят погрести родного человека по канонам православной церкви. Есть вековая традиция — предавать земле тело после смерти. Как современный и экономически выгодный вариант, все чаще сегодня рассматривается практика кремации останков умершего. Как церковь разрешает дилемму, можно ли кремировать православного человека?

Со снисхождением

Точку зрения Русской православной религиозной организации выражает документ Священного синода, принятый на Архиерейском соборе в 2015 году. РПЦ не поощряет кремацию, но и не запрещает ее, не считая грехом, а также поводом для отлучения умершего или его родственников от Церкви. Согласно хартии синода, погребение в земле Церковь считает нормой, а к факту кремации тела умершего относится «со снисхождением».

Что происходит в крематории

Процедура сожжения останков умершего называется кремацией, слово возникло от латинского cremare, что означает «сжечь». Сегодня процесс проходит не на погребальных кострах, как в старину, а в профессиональных автоматизированных печах, куда подаются потоки раскаленного до 1000 градусов по Цельсию газа. За полтора-два часа пламя уничтожает тело усопшего до небольших фрагментов костей. Их ссыпают в кремулятор – приспособление, которое перемалывает костные остатки до состояния порошка. После этого прах упаковывают в капсулу и вручают родственникам покойного.

Почему люди выбирают кремацию

В современном мире этот способ распорядиться мертвым телом является практичным и гигиенически оправданным. В больших городах он экономит пространство и предупреждает возможное попадание бактерий разложения в систему подземных вод. Существует ряд объективных причин, по которым кремация остается единственно возможным способом похоронить человека:

  • законы государства, где умер человек, не разрешают погребение в землю;
  • транспортировка покойного к месту захоронения связана с большими трудностями или невозможна;
  • воля умирающего, завещание;
  • хоронить на кладбище с покупкой участка и копкой могилы – дороже, чем могут себе позволить близкие покойного;
  • намерение иметь единое семейное захоронение, куда после кончины будут помещены урны с прахом всех родственников.

Некоторым людям психологически тяжело смириться с тем, что тело будет долго тлеть и разлагаться в земле. Кремация представляется чище и эстетичней.

Культурная парадигма

Трупосожжение было распространено на территории языческой Руси, не знавшей еще Закона Божьего. Летописец Нестор рассказывает, как мертвецов сжигали на погребальных колодах. Душа вместе с дымом восходит к небесам – так объясняется древнерусский обычай. Не прогоревшие кости укладывали в сосуд и расставляли на столбах по дорогам.

В восточной традиции практикуют кремирование потому, что считают плоть тюрьмой для души, быстрей освободить ее – это благо, а позволить ей загнивать — грех.

В православии утверждается, что человек сотворен из такой же материи, как и земля, поэтому и хоронить его нужно там.

Почему православных не кремируют

Документ Священного синода объясняет, по каким причинам церковь отвергает кремацию.

Полное уничтожение тела противоречит христианскому представлению о посмертном воскрешении покойников. О грядущем возрождении говорится в Библии. Духовидец возвещает: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» (Исайя, глава 26, ст. 19). После распятия тело Христа было погребено в пещере, на третьи сутки после распятия Он снова был жив и ученики увидели его во плоти.

Почтение или насилие?

В христианским канонам тело человека воспринимается как божий сосуд, в котором в дни земной жизни покоится душа. Небесное откровение приходит к человеку через тело. Апостол Павел в Первом послании к коринфянам (глава 3, ст. 16) уподобляет телесную оболочку храму, в котором живет Бог. Отношение христианина к вместилищу души и Духа должно быть благоговейным. Предавая покойника земле, его близкие выражают подобающее почтение. Сожжение и измельчение останков в крематории священники расценивают как неуважение и даже насилие.

На последнюю битву

Внимание к русским традициям в обращении с умершими тоже является причиной, по которой кремация в православии не вызывает одобрения. Человека надо хоронить в том обличии, какое сотворил Всевышний. В традиционных похоронах гроб кладут в могилу так, чтобы усопший лежал ногами на восток, чтобы туда было обращено лицо. Это символ того, что покойный идет от заката к вечности и ожидает второго пришествия Господа. Восстав при воскресении мертвых, человек с крестом, что расположен на его могиле, идет в стане Христа на последнюю битву со злом.

Читайте также:  Почему нельзя стирать в воскресенье

Не судить, увещевать

Не правильно будет назвать отношение русской православной церкви к кремации нетерпимым, поскольку христиане верят в то, что Бог способен воскресить человека из любого состояния. Об этом говорится в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова.

Хоть РПЦ и не благословляет кремацию у православных, в послании Архиерейского собора она призывает священство не осуждать тех, кто выбрал сожжение как способ погребения.

Дорога в ад?

Не нужно думать, что кремируя покойного, его обрекают на адский огонь или потворствуют проискам дьявола. Такое заблуждение категорически расходится с христианской религией любви и заботы о ближнем. Русская православная церковь с милостью относится к заблуждающимся людям и не запрещает отпевания и поминовения на Литургиях и панихидах кремированных усопших.

Придет ли батюшка в крематорий

Священник отслужит погребальную службу, потому что главная условие похорон православного человека – молитва по покойному о прощении грехов и даровании небесного царства. Однако духовное лицо обязательно напомнит родственникам о том, как православная церковь относится к кремации умерших. В храм урну с прахом приносить запрещается. Если по каким-то причинам отпеть почившего не удалось перед кремированием, по нему заказывают заочное отпевание в церкви.

Что делать с прахом

По канонам православия урну с прахом покойного необходимо предать земле. Присутствие церковнослужителя в ходе этого действия не требуется. Ритуал должна сопровождать совместная молитва близких почившего.

Непреклонные

Позиция Русской зарубежной церкви отличается большей категоричностью. Проблема, можно ли кремировать православного христианина, решается однозначным запретом. Сожжение тел Архиерейский собор РПЦЗ объявил нехристианским актом и призвал духовенство не служить панихиду по мертвым, чью плоть собираются кремировать. Если покойник завещал себя сжечь, родственники освобождаются от обязательства специальной молитвой.

Бескомпромиссное отношение РПЦЗ согласуется с выбором Элладской православной организации, заявившей, что нельзя кремировать тела божьих чад и что отпевать завещавших богопротивный ритуал она не будет.

Вопрос веры

Истинный православный христианин, по утверждению духовенства, обязан в своем завещании заранее позаботиться о соблюдении церковных норм и правил и заявить о том, что его нельзя подвергать кремированию. Так он подтверждает свою веру и демонстрирует, что мнение Церкви для него авторитетно.

В других христианских конфессиях

Протестанты и католики не видят противоречий в вопросе кремации в христианстве. В обряде отпевания отказывают только тем, кто завещал кремацию из языческих соображений.

Мнения представителей Русской православной церкви

Знак доверия Богу

Патриарх Кирилл считает, что сжигать усопших не принято в христианстве, потому что этот акт символически выражает неверие в то, что мы тела воскреснут и преобразятся по образу Спасителя. Убежденные христиане не только сами не должны соглашаться на кремацию, но обязаны отговаривать от этого других.

Покойники нам не мешают

Протоиерей Владимир Головин видит в кремации желание избавиться от трупа быстро и без проблем. Он напоминает о том, что традиционно усопшего клали в красный угол и по очереди молились о нем, в этом была забота и выражалась любовь. Таковым и должен быть истинно христианское обращение.

Чья воля важнее

Священник Игорь Сильченков утверждает, что мода на сжигание тел – это богоборчество, попытка поставить свою собственную волю выше божественной. Задача каждого духовника – увещевать прихожан не совершать подобной ошибки.

Плоть не хочет гореть

Протоиерей Андрей Ткачев убежден в том, что кремировать усопшего – это совершить надругательство. В интервью во время встречи с читателями служитель алтаря вспомнил об эксперименте питерских исследователей, которые к черепу трупа, отправляемого в печь, прикрепили датчики и обнаружили, что тело посылает сигнал страха перед дверцами топки. «Вегетативно клетки покойника продолжают жить, именно поэтому у него растут ногти и волосы. Тело не хочет гореть, потому что создано не для этого, ибо из земли взят, в землю и вернешься», — заключил Андрей Ткачев.

Бог не покарает

Протоиерей Дмитрий Смирнов считает, что на загробную участь способ погребения никак не влияет. Каждый из нас будет отвечать за то, как жил и во что верил. Время вносит коррективы в наследие веков, непреходящим в христианстве остаются доверие к Спасителю, любовь и милосердие.

Кремировать или хоронить?

Мы обратились за советом к московским священникам Иоанну Захарову, настоятелю храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице (РДКБ), и Николаю Петрову, клирику храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице, преподавателю Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы.

Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице (РДКБ), г. Москва

Можно ли кремировать?

Мне кажется, этот вопрос некорректно поставлен. Но сложно ответить, когда не видишь человека, который задает вопрос, не знаешь его конкретной ситуации, обстоятельств, возможностей. Скорее всего, родных беспокоит вопрос другой: что будет, если я кремирую своего родственника?

К сожалению, очень часто обстоятельства, в которых находятся люди, потерявшие своего родственника, не позволяют им должным образом совершить погребение. Мы знаем, что хоронить в городе, а тем более больших городах, очень дорого. Далеко не у всех есть “родовые” деревни, где они выросли, кладбища, на которых можно похоронить и приезжать туда. Хоронить за 100 километров от города, в котором живешь, на новом кладбище или полигоне, которые переделали под кладбище, куда сложно доехать одинокому и пожилому человеку? Часто многое упирается в физические силы и финансовые возможности родственников. Поэтому люди и прибегают к кремации по необходимости. Хотя с другой стороны, если человек задался целью похоронить родственника своего именно в землю, не кремировать, то можно такую возможность получить как с помощью государства, так и друзей, коллег. Похороны – это то, на что часто люди готовы помочь, скинуться.

В любом случае Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, со снисхождением относится к факту кремации. После кремации прах должен быть предан земле.

Кремируют ли православных?

Кремируют. Кто-то от безысходности. Некоторые кремируют потому что его родственник просил об этом. А почему он просил, еще надо разобраться. Скорее всего он не хотел доставлять проблем и лишних расходов со своими похоронами, но этот вопрос сложный. На могилу уже не придешь. А приходишь на могилу, в которой лежит некий глиняный сосуд с пеплом о непонятно чего. Кремация на самом деле жуткая вещь.

Когда человек сталкивается со смертью близкого, он не в состоянии прочувствовать, что смерть – это естественная составляющая нашего существования. Когда человек умирает, с ним ничего не происходит. Это когда человек женится или выходит замуж, с ним происходит чудо. Когда человек причащается Святых Христовых Таин или кается в грехах, с ним происходит чудо. Вообще участие в Таинствах – это некое изменение человека: того, кто был раньше, уже не существует.

Смерть не меняет человека как такового. Мы верим, что в воскресении мертвых люди будут со своими телами. Смерть разделяет душу и тело, это непривычное для нас состояние. И как правило, в такие периоды человек жалеет прежде всего не усопшего, а себя самого. Потому что он не имеет возможности общаться со своим родственником и горячо любимым человеком. Но с жалением себя можно и нужно справляться, а усопшего жалеть не нужно – он ушел к Богу. В молитве об усопших мы можем с ними общаться, понимая, что разлука временна.

Кремировать или хоронить?

Конечно, хоронить. Но многое зависит от сиюминутных сложностей, которые возникают перед родственниками. Конечно, хоронить – это более традиционная форма погребения для нас. Безусловно, кремация никоим образом не влияет на воскрешение человека в вечности. Было бы странно, если бы форма погребения могла изменить суд Божий о человеке. Что тогда с теми людьми, которые были замучены в печах фашистами или погибли на войне от разрыва бомбы?

Можно ли кремировать христианина?

Можно, но не нужно. Православная Церковь считает нормой захоронение почивших христиан в земле, а к кремации относится со снисхождением: если есть возможность похоронить, то лучше это сделать.

Наши воспоминания всегда материализуются во что-то: часы от деда, награды от прадеда, книгу родственника или фильм, который он снял, фотографии и вещи, которые остались после него. Могила и крест – это тоже есть некая материализация нашей памяти. И сознательно отказываться от этого неправильно, если человек был добр с тобой, если была любовь. Связь поколений, память – это очень важно. Мы видим, что некая связь существует с той землей, на которой ты живешь. Известно, что жизнь там, где похоронены твои предки, более осмыслена, чем там, где никого у тебя нет. Конечно, можно быть человеком и христианином в любом месте и в любой стране, но если твой прадед сражался за эту землю в первую мировую войну, дед защищал ее во вторую, то ты чувствуешь эту землю своей.

В нашей больнице бывают разные ситуации. Иногда мамы с детьми приезжают из таких далеких мест, что добираться приходится на собаках, вертолете, самолете с несколькими пересадками. Если же у вас есть возможность попросить (обратиться к родственникам и друзьям, в социальные государственные службы, в фонды благотворительные), то оно того стоит, это можно сделать. Похороны – это такое событие, в котором участвуют все.

Что происходит с душой, если человека кремировали

Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы, г. Москва

Участь души человека не связана напрямую с тем, что происходит с его телом: люди погибают в пожарах, в авиакатастрофах ничего не остается от человека. погребение в землю более традиционно и для человеческого сознания приемлемо. Кремация – это не христианский способ погребения, пришедший с восточных религий.

Почитание мощей в христианстве предполагает, что к телу усопшего относятся очень благоговейно, тем более мы знаем, что Господь воскресит именно тело, хотя и не обязательно, чтобы что-то сохранилось от него. Но тем не менее тело в христианстве принимает участие в духовной жизни человека.

Но если даже кого-то сожгли, кремировали, то ничего страшного для души нет, отпевание совершается. С душой происходит то же, что и со всеми другими. Мы верим, что Господь может воскресить, даже если тело сильно пострадало, но осознанно идти на кремацию, с христианской точки зрения, не стоит.

Ссылка на основную публикацию