Почему буряты не называют детей своими именами

Назови меня тихо по имени…

Какими необычными именами забайкальцы назвали своих детей в 2013 году.

У каждого человека есть свое неповторимое личное имя, каждый человек его получает при рождении и идет с ним по жизни. Оно является его оберегом, порой определяет его характер, манеру поведения. Выбирая ребенку имя, родители, слепо следуя модным тенденциям, рискуют оказаться неоригинальными. Другие родители дают ребенку не модное, а необычное имя. Иногда мамы и папа становятся креативными сверх меры. Как результат: взрослея, ребенок чаще всего меняет имя, не соглашаясь с буйством родительской фантазии.

История гласит, что со времен крещения Руси в X веке и до Октябрьской революции 1917 года ситуация с именами была более менее стабильной. Обычно новорожденных тех времен нарекали в честь какого-либо святого по святцам, это давало младенцу сильного покровителя и заступника. Настоящий, как бы сейчас сказали – креатив, разразился после революции. Детей той эпохи родители нарекали невообразимыми именами в духе бунтарства времени: в молодом государстве СССР появились Искры, Авангарды, Герои, Бунтари, Декабристы, Днепрогэсы и Пятилетки. Нередко имя ребенка (видимо, для масштабности) складывалось из нескольких слов: Пятвчетлет (пятилетка в четыре года); Догнат-Пергнат (от лозунга «Догнать и перегнать!»); Икки (исполком Коминтерна) и, разумеется, Вилен(а), Вилор(а), Владлен(а) и пр. – по имени вождя пролетариата. Какой-либо достоверной статистики о том, сколько людей было вынуждено сменить впоследствии свое «революционно-передовое» имя, нет. Но известно, что после развенчания культа личности Сталина их было немало.

Зато красиво звучит

Психологи подчеркивают, что нередко родители выбирают для детей экзотическое имя из-за собственной инфантильности. Звучит красиво – и ладно. Взрослые совершенно не задумываются о том, каково в социуме будет девочке по имени Гроза (так назвали ребенка читинцы в 2011 году). Также забайкальцы давали своим детям необычные имена, например, Ворон, Космос, Февраль. Кроме того, дети с редкими именами сызмальства привыкают считать себя «особенными», хотя не всегда обладают чем-то выдающимся. Готовя статью, я провела небольшое исследование и попросила друзей и знакомых, которые называют своих детей необычными именами, рассказать о причинах своих порывов. Приведу лишь некоторые примеры.

Татьяна, мама Златы и Виолетты (Чита): «Виолетта – потому что на курорте познакомились с семьей, у них девочка с таким именем. Муж решил, что свою дочь мы тоже так назовем. Злата – красивое и достаточно редкое имя, его подсказала моя мама. Не знаю почему, но часто родители желают назвать детей именами необычными. Не думаем, что в дальнейшем они могут разочароваться в них».

Лариса, мама Аэлиты и Альбины (Вершина Дарасуна): «Просто слышала по «Радио России» как часто вела репортажи или передачи (уже не помню) журналистка, и мне очень нравилось, как в конце она говорила: «С вами была Аэлита Буркова». Не знаю, псевдоним это или нет, но мне это имя очень понравилось. Потому, когда родилась первая дочь – даже споров не было. Красиво звучит: Аэлита Александровна. И только потом я узнала, что так звали героиню Толстого в романе «Аэлита». Многие думали почему-то, что я дочь в честь марсианки назвала».

Алена, мама Даниэлы (Чита): «Когда я была беременная, мы долго не знали, кто родится – мальчик или девочка. Муж предложил для мальчика имя – Даня, то есть полное Даниил. Когда родилась дочь, он все-таки решил не менять имя, так у нас появилась Даниэла, ей сейчас 2 года и 3 месяца. При крещении ей дали имя Дарья, но дома мы ее все зовем Даной, Даночкой. Некоторые наши родные особенно старые бабушки-дедушки, настаивают, чтоб мы поменяли дочери имя».

Анастасия, мама Божены и Елисея: “В поисках имени для дочери, нашего первенца, провела немало времени в библиотеке, перелопатила Интернет. Ни я, ни родные никто и не думал, что имя должно быть необычным. Нас больше заботило значение, содержание. Наконец остановили свой выбор на имени Божена, женское славянское имя, от слова Бог, означает буквально как Богом данная, «божья», «благословенная» или «богом одарённая». Имя близким пришлось по душе. Я своего ребенка слишком долго ждала, и рождение малыша воспринимала как Божий дар. В семье дочь зовут по-разному: Боняша, Боня, Боша, Божешка. В больнице, в садике, на танцах все удивляются нашему имени. Пока в Забайкалье я такого имени не встречала.

Через два года родился сын. С выбором имени мальчику было сложнее. Мучительный поиск привел нас к имени Елисей. Это имя имеет древнееврейские корни и означает “спасение”, “Богом спасаемый”. Как и в имени Божена имя связано с Богом. Но это случайное совпадение. Мне запало в душу значение этого имени: дети с таким именем общительные и приветливые, любят учиться, часто становятся заводилами, всегда защищают девочек, обладает даром заражать других людей своим всегда хорошим настроением, у Елисеев много друзей, и сам он преданный товарищ. Скоро нашему Елисею исполнится полтора годика. Он и вправду легкий и смешливый ребенок, баловень, всегда с улыбкой до ушей. Легкий во всех отношениях. В семье сына зовем чаще всего полным именем Елисей, Елисейка, сестра ласково – Елисюша, Лисенок, Лис. Кстати, с моей дочерью на танцах обучается мальчик с прекрасным именем Лорс. Так что на фоне Лорса Елисей вполне себе обычное имя.

ФИО как анекдот

Давая редкие, необычные имена своим чадам, многие родители почему-то забывают, что в обществе огромную смысловую нагрузку несет и фамилия, и отчество ребенка. Поэтому немаловажно, чтобы все три составляющие сочетались. Ну представьте себе, будет ваш малыш учителем, врачом, директором или просто будет работать там, где обращение по имени-отчеству обязательно. Неужели не комично будет звучать – Стефания Белобородько, например, или Эмилиан Редькин? А когда мальчики станут отцами, их детям разве не придется ощущать дискомфорт с отчествами – Златанович, Добрыньевна, Эмильевич.

В последние годы в стране пошла мода на восточные имена. Забайкалье не осталось в стороне. Чем это объяснить? Кто-то сериалов про манящий Восток насмотрелся, а может, пресловутая волна миграции навеяла экзотикой. Так или иначе, но живут теперь среди коренного населения края детки вполне славянской внешности, но с именами, имеющими арабские или тюркские корни. Так, у одной забайкальской семьи родилась дочь, которую тут же нарекли Аминой. Все бы ничего, но вот папа имеет четко выраженные славянские корни. Однако это не остановило материнского сумасбродства – и теперь в одной из деревенек края проживает Сидоренко Амина Вадимовна. Такая вот – хохлуша.

У бурят свой путь

У бурят все наоборот – имя дают не сами родители, а ламы, находя его в священных книгах, сопоставляя его с датой рождения человека. По гороскопу лама должен вычислить, какие имена наиболее подходят ребенку, и родители выбирают, какое из предложенных имен дать. Бурятский народ на протяжении своей истории имел тесные связи с тунгусо-маньчжурскими, тюркскими и другими народами Центральной Азии. Поэтому многие бурятские имена имеют иноязычное происхождение и включают в себя монгольские, тюркские, русские, тибетские и другие имена.

– Бывает, что приходят родители-буряты и просят разрешения дать русское имя ребенку. Иногда мы разрешаем. Нередки случаи, когда ребенку дают имя без совета в дацане. С течением жизни человек понимает, что он как будто живет не своей жизнью, а всего-то и надо – сменить имя. Поэтому и уже взрослые буряты обращаются за сменой имени. Они не всегда меняют документы, удостоверяющие личность, и по ним остаются со старым именем, но все вокруг называют их по-новому. Нередко это меняет жизнь человеку, – считает лама Читинского дацана Радна-Доржо-лама.

По данным органов ЗАГС, в Агинском округе так же есть список часто встречающихся имен у новорожденных. Так, распространенными считаются женские имена – Арюна, Цырена, Адиса, Сарюна, Алтана, Дарина, Баясана, Сарана, мужские – Аюша, Арсалан, Алдар, Очир, Тимур, Тамир, Баир, Батор, Саян.

Ольга Корягина, руководитель Департамента органов ЗАГС Забайкальского края:

– Как и в предыдущие годы, среди мужских имен лидируют – Артем, Александр, Кирилл, среди женских – Дарья, Анастасия и Валерия. Эти имена держат пальму первенства уже седьмой год, лишь меняясь местами. Кроме того, забайкальцы в 2013 году давали своим новорожденным детям имена, которые долгие годы, можно сказать – десятилетиями, не были популярными: Валентина, Галина, Нина, Людмила, Клавдия, Лидия, Лилия, Роза, и мужские – Георгий, Николай, Владимир, Виктор, Анатолий, Василий, Борис, Савелий Захар, Макар, Прокопий. В прошлом году более 600 забайкальцев обратились в органы ЗАГС с заявлениями о смене персональных данных, часть этих заявлений как раз относилась к изменению имени. По закону, такое право у гражданина наступает с 14 лет, однако до совершеннолетия он может это сделать только с согласия родителей.

Ирина Патрина, читинский психолог назвала причины, которые побуждают родителей называть своих детей необычными именами:

– Желание таким способом выделиться, показать, что они не такие как все. В этом случае родителями движет эгоцентризм и личностная незрелость. Такие родители хотят внимания «сейчас», не думая, что будет «потом». Иногда родители руководствуются желанием обеспечить «успешную судьбу» своему ребенку. Такие люди часто зависимы от внешних обстоятельств больше, чем от своих внутренних ресурсов, считая, что все предопределено. Выбрать старинное имя ребенку могут родители, которым, возможно, в жизни не хватает стабильности, национальных корней, семейных традиций. Также, выбор старинного необычного имени может быть связан с профессией родителей – например, историк, филолог. В любом случае, выбирая экзотическое имя, родители тешат свое самолюбие, не считаясь с будущим ребенка. Однако все же главное, чтобы в семье царило понимание, любовь, тепло и забота о ребенке. Тогда и имя не помешает ребенку вырасти счастливой гармоничной личностью.

Редкие имена, которые получили дети в 2013 году

Демьян, Авдей, Ипат, Савва, Яромир, Серафим, Златан, Ерофей, Пантелеймон, Эмилиан, Добрыня, Нестор, Прохор, Елисей.

Василиса(-на), Айлана, Есения, Илария, Аида, Аделина, Амелия, Агата, Павла, Виталина, Тамилла, Эльза, Доминика, Злата, Стефания

Айнур, Дугдан, Аламжи, Улзытэ, Бургэд, Тогмид, Анжур, Жэгдэн, Бату

Айлин, Мани, Асель, Нарангара, Аддияна, Сакия, Гыма, Анзана

Бурятские имена – это традиции нашего народа

Автор:
Дугаров Буянто

На протяжении веков у бурятского народа формировались определенные традиции. Их богатство свидетельствует о духовном здоровье народа.

Рождается в степи новый человек и первое, что он получает от родителей – это улгы (люлька) и нэрэ (имя). Сколько бы ни было раньше детей в бурятской семье, но колыбель одна. Делали ее к рождению первенца, и служила она до тех пор, пока в юрте слышался детский крик и смех.

У бурят есть даже такое благопожелание «ходол олон боложол байгты!» (пусть в вашей семье рождается больше детей!). В семье, где улгы не пустует, нет места тоске и унынию.

Старики говорили: нельзя малышу долго без имени, его душа беспокоится, он будет мучиться, плакать. И родители старались не затягивать с выбором имени.

Сегодня у бурят немало родных, прекрасных имен. В них история рода, семьи, в них отражение Тоонто нютаг (родимого края).

Рождение ребенка, как и у всех других народов, является самой большой радостью у бурят. Однако выбор имени для новорожденных у наших предков имел свои традиционные особенности, к этому относились очень серьезно.

Имя по бурятским традициям, как правило, давал наиболее опытный и мудрый член семьи – дед или бабушка по матери либо отцу, чтобы имя, в первую очередь, малышу подошло и в будущем ему сопутствовала удача и счастье. С давних времен, называя ребенка тем или иным именем, наши предки верили, что оно закладывает основу для будущего характера и судьбы.

Ареал распространения бурятского народа очень широк и поэтому буряты очень богаты различными традициями. Исторически Бурятия оказалась местом встречи и взаимодействия разных культур – буддийской культуры Востока и христианской культуры Запада. И следы этих культур обнаруживаются в наших именах.

Так, составители словаря «Тайна вашего имени» пишут:

Современный состав личных имен обнаруживает значительные различия в именах забайкальских и прибайкальских бурят. Прежде всего здесь сказалось влияние разных культур и различие в вероисповедании.

Забайкальские буряты, территориально граничившие с Монголией, находились под влиянием восточной культуры и исповедовали буддизм.

Прибайкальские буряты, живущие в пределах Иркутской области несколько оторванно от монголоязычного мира, исповедовали в основном шаманизм и христианскую религию. Влияние разных культур и различие в вероисповедании нашли определенное отражение в личных именах бурят.

Основная часть личных имен забайкальских бурят – это исконно бурятские, а также тибетские и санскритские, которые не воспринимаются сейчас носителями как иноязычные. С распространением буддизма в Забайкалье в ХVII-ХVIII вв. тибетские и санскритские имена прочно вошли в лексику бурят.

Совсем недавно среди бурят широко бытовали двойные имена: Цырен-Дулма, Бадма-Ханда, Цырен-Еши и т.п., в которых один из элементов, а иногда и оба выражали определенные смысловые понятия, такие как разум, вера, алмаз и т.д., или второй элемент имени усиливал значение первого. Буддийские астрологи убеждены, что в имени заложена судьба человека. По их мнению, чем длинее имя (двойные имена), тем дольше и счастливее живет человек.

Например, я встречал человека вот с таким ФИО: Жамбалдагбаев Санжай-Жамсо Батомункуевич.

У прибайкальских бурят после присоединения Бурятии к русскому государству получили большое распространение личные имена из христианского календаря, например: Николай, Василий, Михаил, Кирилл и т.д.

Среди бурятских имен большое место занимают имена, которые давались по характерному признаку человека (Ардай, Балдак, Номгон, Сэсэн), т.е. слова с нарицательным значением нередко использовались в качестве личных имен. Присваивались также имена, взятые из скотоводческой и другой терминологии. Например: Баян (богатый), Сагадай, Саган, Буха, Тыхэ.

Большой пласт бурятских личных имен был связан с традиционными верованиями и нес в себе охранительную, оберегательную функцию. Имена типа Шоно, Онгон давались для устрашения злых духов. Сейчас все эти имена вошли в лексику фамилий. Среди фамилий Ардаев, Балдаков, Сагадаев, Саганов, Бороев, Шоноев и др.

Мужские и женские имена в бурятском языке в принципе не имеют грамматических различий, но в некоторых именах женские имена отличаются по формальным показателям, заимствованным из тибетского ( – ма, – су) и русского ( – а) языков.

Современные русские имена воспринимаются как истинно русские и многие не осознают древнегреческого происхождения имен Василий, Алексей, Федор и т.п., так же как и древнееврейского и латинского происхождений, связанных с христианизацией Руси (Х в.).

У бурят существовали самые разные варианты наречения детей. Например, связанные с хозяйственным укладом, топонимикой края, особенностями телосложения и здоровья, со временем года, многочисленными приметами или знаменательными событиями и т.д.

Часто в качестве имени давались названия нежных растений: Сарнай, Сэсэг (цветок); драгоценных металлов и камней: Алтан (золото), Болор (хрусталь), Номин (изумруд), Тумэр (железо), Субад (жэмчуг).

Чтобы девочки росли несказанной красоты, их называли именами небесных божеств: Бальжима, Дарима, Наран, Гоёхон. Когда рождалась долгожданная дочь, ее называли Балма (мед), Хонгор (милая, обаятельная).

Читайте также:  Может ли ЭКО спровоцировать рак у женщин головного мозга, есть ли связь

Если в семье рождались только дочери, самой младшей давали мужское имя в надежде на то, что следующим родится сын.

К именам мальчиков отношение было другим, так как на плечи мужчин ложились основные трудности жизни. В первую очередь желали, чтобы они в лихолетье были защитниками родного очага и рода – Батар (воин), Алдар (слава), Бата (крепкий), Балта (молот), Тамир (сила, энергия), Тумэн (тысячник), Аян (путь, путешествие).

Как известно, в прошлые века смертность детей была очень высокой, что породило массу специфичных имен. Если ребенок заболевал, то ему давали другое имя и он шел на поправку. В семьях, где младенцы умирали часто, новорожденных называли особыми именами: Элбэг (обильный), Мунхэ (вечный), Амгалан (спокойный), Ардай (щуплый), Арюун (чистый), Ашата (благодарный), Бадархан (процветающий). Эти имена оберегали ребенка, являлись словно защитой от сглаза, порчи.

Когда рождался долгожданный ребенок, то его называли Толон (сияние), Жаргал (счастье), Санал (соскучились), Айдар (милый), Сарюун (прекрасный).

Известны случаи, когда после смерти нескольких младенцев, очередного мальчика назвали Улэмжэ (пусть остановится, останется).

Часто выбор имени сопровождался особенностями кочевого быта: Дархан (кузнец), Дэлгэр (обширный), Булаг (родник), Хулэг (скакун), Мэргэн (меткий), Тунгалаг (прозрачный), Тунгалан (чистый), Тургэн (быстрый).

При этом немалую роль играли и места нашего обитания. Например, Саян, Байгал, Далай, Шынгыс.

Из далекого прошлого, когда животные были тотемами, дошли имена Аюхан (хан медведь), Арсалан (лев), Барас (рысь), Боро (волк), Булган (соболь), Боржон (утка), Бургэд (орел) и др.

По традиции имена отражали черты характера и особенности человека, например, Амарсана (благонамеренный), Буянта (добродетельный), Балхан (пухлый), Балдак (приземистый), Бардам (чванливый), Баярта (радостный), Гоохон (красавица), Сэсэн (мудрый), Бичихан (маленький) и т.д.

Таким образом, у нашего народа сформировались свои национальные имена, отражающие особенности языка и культуры.

В наше время родители стараются дать своим детям распространенные либо, напротив, необычные имена, чтобы еще с рождения как-то выделить их.

Сегодня бурятское имя услышишь нечасто. «Наши имена устарели», – говорят молодые родители. Может быть и не все старые имена привычны слуху современного человека, но многие очень красивы. Какое звучное имя Баян-Далай! По-русски – богатый океан.

Нашему народу нужен новый большой словарь бурятских имен (в том числе новых, современных), чтобы молодежи было легче в выборе родного имени. Это запрос нашим ученым, этнографам, литературным деятелям.

В древние времена было так: сколько жителей в степи, столько и разных имен. Их звучание нужно сохранить.

Согласно официальной статистике органов ЗАГС за 2018 год, самыми популярными именами в Бурятии стали: Артем, Александр, Софья, Виктория.

Руководитель «Координационного центра по изучению региональной ономастики Северного Кавказа» Роза Намитокова отмечает:

«Традиция давать национальные имена уже возрождается повсеместно, ведь в них заложена история народа. Имя накладывает отпечаток на жизнь. Думаю, если родители называют дочь Пелагея, значит, предполагают, что она будет хранительницей русских традиций».

Роза Намитокова считает, что имя должно быть благозвучным, соответствовать национальности, времени и менталитету. Детям обязательно необходимо объяснить происхождение и значение имени.

При написании статьи использовался словарь «Тайна вашего имени», составители: Ц.А. Дариева, Ю.Ж. Жабон, Б.Ж. Жабон / Улан-Удэ, БНЦ, 1991

11 февраля 2020 года в 16-00 часов, состоится собрание жителей Ангарского городского округа «Народные предложения в Конституцию Российской Федерации».

Реальный срок получил молодой человек за кражу сигарет из киоска.

Рассолов уволен «в связи с принятием уполномоченным органом решения о прекращении трудового договора».

Как записывались в первый класс.

По городу прошел слух, что в Ангарске настолько высокий уровень заболеваемости ОРВИ и гриппом, что в инфекционном отделении не хватает мест.

Юбилейные медали к юбилею Победы получат 1137 жителей Ангарского округа.

По оценке экспертов, около 70% незаконных рубок в масштабах страны приходятся на Иркутскую область.

Во вторник, 4 февраля, в детском саду № 75, в 94 квартале, о котором мы писали 12 декабря прошлого года, в той же самой группе снова потекла батарея.

В минувшую субботу на площади у администрации Мегета начали демонтировать ледовый городок.

Бурят силён своим родом

Нина ГРИШКИНОВА:

Бурятское село Одинск расположено обособленно от мест компактного проживания бурят – Усть-Орды, Нукутского района и Республики Бурятия. Но, несмотря на это, одинские буряты сумели сохранить свои традиции. Какие они, буряты? Об этом мы и поговорили с Ниной Георгиевной, учителем истории и обществознания, заместителем директора по воспитательной работе школы № 16 села Одинск.

– Нина Георгиевна, как вы оказались в Одинске?

– Ангарск – мой родной город. Я здесь родилась и выросла, занималась спортом. Знала, что есть такое село Одинск, но никогда там не была. А после окончания Бурятского государственного педагогического института меня отправили на два месяца в их школу, там не было учителя истории. Я приехала и осталась!

– Когда вы были ребенком, чувствовали, что находитесь среди русских?

– Я вспоминаю школу как счастливое время. Мы с братом учились в школе № 7. Школа большая, а бурят там почти и не было. Я чувствовала, что я нерусская, но мы же все тогда были детьми советскими.

– Сейчас, да. Я вижу это по нашим школьникам. Они живут у нас в благодатном для них социуме. А когда выходят за его пределы, не всегда бывают готовы к тому, что не везде будет так же спокойно, как дома.

– Основа национальной сознательности – это язык народа. Вы говорите на бурятском языке?

– Нет. Родители дома говорили, а нас не учили. Время такое было, что ли. Мы с братом сердились, когда родители при нас начинали говорить на бурятском. Мы понять ничего не могли, требовали: «Разговаривайте НОРМАЛЬНО!» Нас возили на родину родителей, но и там из-за нас начинали говорить на русском. Сейчас у меня непреодолимая тяга говорить на родном языке! А то я как та собака: понимать понимаю, а сказать не могу. Так, отдельные слова или фразы.

Одинск – это этнозона. Возрождение национальной культуры здесь началось как раз тогда, когда я приехала в село, в 1989 году. Чуть раньше в школу по приглашению Андрея БАИРОВА, председателя сельсовета, пришла учитель бурятского языка Августина БАРДАНОВА. С неё и началось. Дети воспринимали родной язык как иностранный, хотя в семьях у многих старики на нём говорят. А потом у нас стали отмечать бурятские праздники Сагаалган и Сур-Харбан. Сейчас мы на всех уроках стараемся вносить этнокомпонент, пусть даже поздороваться, входя в класс, по-бурятски – «санбайна».

– Почему буряты не называют детей своими именами?

– Сейчас стали модными имена восточных бурят: Аюна, Эржена. А раньше, кстати, детям давали странные вторые имена, иногда очень неприличные, чтобы отпугнуть несчастья и хвори. Так детей защищали. В метрике одно имя, а в семье зовут иначе. И сейчас такое встречается.

– У вас так же, как у всех восточных народов, чтят стариков. Как это удается?

– Наше воспитание построено на традициях. И если кто-то отходит от этого, он всё равно вернётся, как я вернулась. У нас принято знать свою родословную до седьмого колена. Бабушки сидят на лавочке, останавливают ребятишек: «Ты чей? А кто дед твоего деда? Хороший был человек».

Ребенок должен гордиться своими предками, тогда он задумается, что скажут про него внуки.

– Говорят, что все буряты сами себе на уме. Есть такое?

– Соглашусь. У бурят восточный менталитет. В чем уникальность и самобытность нашего села? Мы, хутейские буряты, оторваны от основной массы бурят. Хути – это Китой. Священная река. Мы ее чтим.

Другие буряты, бывает, не знают о нас, удивляются, что мы здесь отдельно от всех живем. И тоже считают нас хитрыми и вредными. Есть даже поговорка, которая переводится примерно так: как у коня мясо на шее жесткое, так хутейские буряты вредные (нет русского слова, точно передающего смысл того, о чем про нас говорят). Нас историческая судьба заставила быть такими, нам нужно было выживать, приспосабливаться, образовался такой вот этнос.

Но мы очень гостеприимные. Когда у нас проходит сватовство, а это по значимости более важное событие, чем даже свадьба, собирается весь род, человек сто, все идут к родителям невесты. Сначала садятся пить чай. Разговор идет примерно такой же, как у русских, «товар-купец». Когда становится ясно, зачем люди пришли в дом, накрывают большой стол с обильным угощением. Родители жениха приносят в дом ящик водки. Потом свекр может упрекнуть невестку: «Я тебя за ящик водки купил». Отцы обмениваются поясами. При этом они соревнуются, кто быстрее завяжет пояс друг на друге. Мамы меняются платками. Мужчины садятся и чинно закуривают трубки, меняются ими. Дело сделано.

А свадьба длится до недели, кочуя из дома в дом по родственникам. Они начинают разбирать гостей по домам. Соперничество идет, к кому гости к первому пойдут.

Родословную нужно знать еще и потому, что у нас запрещено строить семью с человеком своего рода ближе четвертого колена. За этим строго следят. А поскольку в селе уже почти все родственники между собой, наши мужчины отправлялись за невестами на конях через Саяны в Тунку. Сейчас, конечно, есть автомобили.

– Одинские буряты – шаманисты?

– Да. У каждого рода, а у нас в Одинске их восемь основных, есть свой старейшина, шаман. Он следит за соблюдением всех обрядов. Перед Сур-Харбаном мужчины, пожилые женщины и дети каждого рода едут на свое родовое место совершать обряд капанья – талган. Причем неважно, где человек оказывается в это время, он обязан быть на обряде или хотя бы отправить молоко или сметану, чтобы за него совершили обряд родственники.

После мужчины приносят домой ветку церемониальной березы, ее помещают над входной дверью в доме как символ добра, где она служит оберегом целый год. Приносят из общего котла угощение, саламат, мясо. Сначала мужчина «накормит» печь, в которой буряты, почитая очаг, никогда не сжигают мусор. Потом разделит еду на всех домочадцев.

– Нация жива, пока в ней следуют традициям. Ваши дети вникают в их суть?

– В последнее время наши дети меня радуют. Когда мы начинали возрождать интерес к родному, они воспринимали всё как что-то оригинальное. Сейчас для них это естественно. И спасибо нашим старикам. Они нам так помогали! Взялись мы танцы учить. Ну что там ёхор? Встали в круг и пошли хороводом.

А начали делать, ничего у нас не получается! Бабушки неходячие находили в себе силы, их в школу привозили, они нам движения показывали и на глазах оживали. Ёхор – это целая философия. Важно держать ритм. Единение. Сердца бьются в такт. Круг. Защита.

Чем силен бурят? Своим родом и бережно хранимыми традициями.

Материал к публикации подготовил администратор сайта.

Почему жители Бурятии меняют имена, данные при рождении?

Реальные истории, когда люди решили «переименоваться», чтобы изменить свою судьбу

«Как корабль назовешь, так он и поплывет» – гласит старинная мудрость. И действительно, мы придаем большое значение именам и той смысловой нагрузке, которую они несут. Но бывает и такое, когда, будучи уже взрослыми, люди меняют свои имена, данные при рождении. Почему это происходит и как имя может повлиять на судьбу человека?

Начал побеждать

Один из самых известных примеров в республике, когда человек официально сменил имя, – это успешный спортсмен Тамир Галанов, который еще два года назад был Бэликом. Как оказалось, много лет назад Хамбо лама спросил у него, что значит его имя. Бэлик задумался и начал искать значение, но все попытки оказались тщетны. Лама, к которому он обратился, сказал, что имя Бэлик ему не подходит. И мужчина решил его сменить. Вместе с матерью он подобрал себе имя Тамир, что означает «твердый».

– Я точно не могу ответить, поменялся ли я, но думаю, что изменился. Я верю, что мое имя помогает мне выигрывать, ведь это самое главное. Родственники и друзья отнеслись положительно, но до сих пор путаются, – рассказывает Тамир.

Сейчас спортсмен готовится к сборам, которые пройдут в начале января в Сочи.

История одного имени

А вот еще один случай смены имени, однако девушка предпочла рассказать об этом анонимно. Имя она сменила пять лет назад, на тот момент ей было 23 года.

– У меня не было веской причины делать это. А данное имя решила выбрать потому, что оно перекликается с моим, можно сказать, производное от него. И сейчас, когда старые знакомые называют меня прежним именем, а новые слышат его, я говорю, мол, сокращённая форма, – рассказывает девушка.

Официально сам по себе процесс оказался несложный. В ближайшем ЗАГСе она подала заявление о смене имени, указав в качестве причины – «для благозвучия». Там заявку рассматривали около месяца и, наконец, одобрили. Далее ее ждал долгий процесс смены бумаг, который она стойко преодолела. По ее словам, ей удавалось достаточно долго скрывать этот факт от мамы, но в итоге родительница узнала и сильно обиделась.

– Я молчала, но она случайно увидела новый паспорт. Папа до сих пор ничего не знает. По моему мнению, имя очень сильно влияет на судьбу. Когда я обрела новое имя, характер стал более жестким, – продолжает она.

Некоторые знакомые даже говорили, что от нее отвернется ангел-хранитель, чего, как она считает, не случилось. Когда улан-удэнка знакомится с людьми, представляется новым именем. К нему привыкли и многие старые знакомые. А один человек с паранормальными способностями даже сказал, что у нее они тоже есть, поэтому, уверен экстрасенс, девушка поступила правильно, когда «переименовалась».

– Это нужно было для того, чтобы, скажем так, «спрятаться» от злых духов. Недаром у бурят по религиозным верованиям детям часто дают два имени, – дополняет «переименованная».

Сейчас девушка очень не любит, когда ее называют сокращённой вариацией нового имени.

– Оно звучит довольно интимно, что ли. Разрешаю употреблять его всего паре человек, – говорит она.

Бато-Валентин

Наша коллега Ирина Нимацыренова рассказала нам историю имени своего мужа Бато, а по паспорту Валентина.

– При рождении его назвали Валентином. Дело в том, что у его мамы был брат-близнец, которого так звали. К сожалению, его не стало ещё в младенчестве. И она в память о брате решила назвать своего первенца таким именем, – рассказывает Ирина.

Мальчик рос здоровым и крепким, но, когда ему было пять лет, лама сказал семье, что нельзя называть детей в честь умерших. И дал новое имя – Бато. Кстати, по значению имена схожи. Переводятся как «сильный, крепкий».

Читайте также:  Лучшие блюда времён СССР: ностальгический опрос и статистика

– И вот Валентин внезапно стал Бато. Документы менять не стали, побоялись волокиты. Просто все вокруг стали называть его новым именем. Но привыкли не все, причём до сих пор. Родственники со стороны отца, которые жили рядом, почти забыли о старом имени. А со стороны матери и сейчас ненароком зовут Валентин, – продолжает она.

Как оказалось, с двойственностью имени мужчины связано множество забавных ситуаций.

– Одно время муж работал в сфере услуг и носил бейджик с официальным именем, которое в паспорте, – Валентин. Да и внешне он похож на метиса, не сразу поймёшь, что бурят. Когда к нему обращались клиенты, он по привычке представлялся Бато, а иногда мог свободно поддержать беседу на бурятском языке, – смеется Ирина.

Да и с отчеством у ребенка в семье выходит интересно. Все люди знают мужа Ирины как Бато, а ребенок носит отчество Валентинович. Менять официально имя мужчина не хочет – волокита.

Комментарий ламы

А что думают ламы про смену имени? Содномов Лунрик, унзэт-лама Курумканского дацана «Гандан Ше Дувлин», рассказывает, что буддисты относятся к выбору имени очень серьезно. Опираясь на дату, время и учитывая, в какой лунный день родился ребенок, ламы выбирают малышу имя. Так как мы живем в многонациональной стране, то выбор не ограничивается лишь бурятскими именами.

– Имя определяет судьбу человека. К примеру, если у матери были тяжелые роды и ребенок родился слабым, то подбирается имя, символизирующее долгую жизнь – Цырен, Цыренжап. Или, допустим, у младенца имеются какие-то проблемы со здоровьем, тогда его можно назвать, к примеру, Виктором – победителем, чтобы он одолел недуг. Также даются имена в честь божеств, которые становятся хранителем ребенка, – говорит лама.

Важно, чтобы родитель знал, какими качествами желает наградить свое дитя, чтобы имя влияло на него именно так, как задумывали родители и духовный наставник. Считается, что молитвы духовного родителя, который дал имя, быстрее доходят до божеств. Самое важное, чтобы имя имело смысл, а уже его происхождение не имеет значения. Также у буддистов есть традиция давать вторые имена – одно для паспорта, другое для внутреннего пользования. Этот обычай уходит корнями в древность. Раньше бытовало поверье: зная истинное имя, можно навредить человеку. Поэтому тайное, второе имя знал лишь узкий круг людей. Сейчас люди, приходя к ламе, дают список, и он выбирает наиболее подходящее ребенку имя по месяцу, году, часу рождения. Раньше еще учитывали место, но сейчас в основном все рождаются в одном месте, так что это немного потеряло смысл.

– Просто от смены имени ничего не изменится, но это может послужить спусковым крючком. Ты улучшаешь свою карму, которую сам и создаешь. Есть такие имена, которые вредят, и есть такие, что поддерживают. О том, что имя вредит, мы узнаем только тогда, когда в нашей жизни возникают неприятности, – рассказывает Лунрик лама.

Тема имени взаимосвязана со всей жизнью человека – как он себя ведет, какой у него жизненный настрой. Совет молодым родителям: не надо выбирать непонятные имена, имя должно быть со смыслом. Важно, чтобы имя подходило, оно должно быть традиционным, по крайней мере для той или иной местности. Потому что мы не просто так приверженцы традиций.

– Дарование имени – это начальный импульс, который будет менять жизнь твоего ребенка или тебя. А разовьется ли это, зависит от многих факторов. То есть если имя человека в переводе означает «богатый», еще не факт, что он им станет. Если родители приложат определенные усилия к этому, научат его, то, конечно, предопределенность у него уже будет. Имя дает толчок для развития, но дело все равно за человеком, – уверен лама.

Мнение психолога

Психолог с 20-летним стажем работы со взрослыми и детьми Анна Марактаева рассказала, каким образом имя влияет на человека с психологической стороны.

Психолог утверждает, что на судьбу человека влияет огромное количество факторов, и один из них – это имя, данное при рождении. То, как мы относимся к ребенку, что слышит он в свой адрес, безусловно, влияет самым непосредственным образом на его самооценку, отношение к себе, миру. В возрасте до 8 лет у детей не развита способность к анализу, и они принимают на веру все, что говорят им окружающие. А свое имя ребенок слышит огромное количество раз. И здесь имеет значение не только само звучание имени, его мелодика, но и отношение окружающих к этому имени, с ассоциациями, которые возникают, с переносами. Имеет значение, кем и как было дано имя. Например, отец называет ребенка именем кого-либо из своих родственников, а у матери не самые лучшие отношения с новой родней. И каждый раз, называя по имени своего малыша, мама как будто прикрепляет к ребенку негативный эмоциональный «слепок» со своих неудачных отношений. Поэтому важно, чтобы у родителей было 100%-ное принятие имени ребенка и оно вызывало только позитивные ассоциации и эмоции.

– Выбирая имя для ребенка, посмотрите, какие есть производные имени, как вы будете его называть в детстве, как его будут звать во дворе, нет ли неудачных рифм с именем. Подростковая уличная среда может быть довольно жестокой, и не самые лучшие рифмы могут стать поводом для насмешек, что может также влиять на отношение не только к своему имени, но и к самому себе, – рассказывает Анна.

Эксперт людских душ говорит, что не стоит называть детей именами тех родственников, у кого была трагичная, неудачная судьба, кто был несчастлив, кто прожил короткую жизнь. Наоборот, выбирайте такие имена, чьи носители прожили долгую, счастливую жизнь в браке, стали хорошими родителями, были успешны в профессиональном плане, создавали ценности и были полезны многим людям.

– Если вы решаете дать ребенку национальное имя, скорее всего, у него будет более сильна принадлежность к роду, связь с культурой, традициями своего народа. В таких случаях, скорее всего, стоит посоветоваться со своим наставником, духовником, сходить в дацан, церковь, пообщаться с родовым шаманом, в зависимости от вашей веры и религии.

Если вам не нравится ваше собственное имя, нужно подумать над вопросами: а нравитесь ли вы сами себе? есть ли что-то, что вас не устраивает в себе? можно ли сказать, что вы принимаете свою уникальность, ценность, неповторимость? – продолжает специалист.

Наряду с отношением к себе с возрастом у нас формируются убеждения относительно самих себя: на что я способен? могу ли я? Смена имени взрослыми людьми в некоторых случаях позволяет выйти за рамки этих ограничивающих убеждений, ведь это у меня, прежнего, не получалось, а у меня, нового, все может легко получиться. Если решение сменить имя осознанное, выношенное не одним месяцем размышлений, то, может, и стоит воплотить в жизнь ваше желание.

– В то же время я не рекомендую легко относиться к смене имени, ведь этим вы меняете и свою судьбу. Важно, чтобы выбор был осознанным! – утверждает психолог.

Всего случаев перемены имени по Бурятии за 2018 год, не считая декабря, насчитывается 777. Стоит отметить, что больше всего имен меняют в Улан-Удэ, а самый «переименованный» район республики – Иволгинский. Здесь за 11 месяцев этого года зарегистрировано 42 случая смены имени.

Бурятский народ: внутриродовые отношения, обычаи, предания, обряды

Вместе с вами, уважаемые читатели, продвигаясь вперед шаг за шагом, мы воссоздадим образ жизни трудолюбивого и мужественного народа на протяжении двух последних веков. А помогут нам это сделать ныне совершенно забытые брошюры, изданные в 1918–1928 годах в Иркутске тиражом не более ста экземпляров каждая. Отпечатанные на серой послереволюционной бумаге, имеющие большие типографские изъяны, эти простенькие брошюры тем не менее в полной мере передают дух ушедшей эпохи. Да и как иначе: ведь авторами работ были известные в начале XX века, имеющие непререкаемый авторитет в университетской среде сибирские ученые Б. Э. Петри, П. Ф. Требуховский, П. П. Хороших, В. Н. Флоренсов, А. А. Балдунников.

Наш первый рассказ – о членах рода, их взаимных отношениях и запретах.

Главой в каждом роду является самый старший по возрасту – иехэ-эсыгэ, глава в каждом семействе – отец (вабэ). Второй подчиняется и слушается первого точно так же, как его дети слушаются его самого. У старшего в роду нет абсолютной власти, но есть непререкаемый авторитет, который, главным образом, обусловлен его положением, унаследованным им от отца, и установившемся с давних пор уважением к его юрте. Старший в роду наследует свое старшинство по прямой мужской линии, а в случае прекращения его ветки на «пост заступает» тот, который по родословному дереву стоит следующим по старшинству линии.

Старшего в роду почитают всюду. Если он в гостях, то его особенно усердно угощают, так как в его лице угощают главу всего рода. Если в улусе свадьба или другое празднество, то всем присутствующим старшим других родов дают «держать голову». В ожидании почетного гостя хозяева колют барана, сваренное мясо которого складывают в корыто, а поверх кладут баранью голову. Ее почетный гость должен поднять кверху и, держа выше своей головы, произнести благопожелание гостеприимному дому. Лишь после этого обряда приступают к еде, послав первую порцию огню.

Если старший в роду является на празднество (тайлага) другого рода, то все спешат поднести ему кусочек из своей порции жертвенного мяса и дать выпить тарасуна из своей чашки. У себя на тайлага старший рода во время молитвы стоит справа, и его березовая веточка (тургэ) ставится тоже справа относительно других тургэ. Березовую веточку ставят на тайлага от каждого семейства перед посудой и позади молящихся мужчин; веточки ставятся справа налево в порядке старшинства рода и символизируют юрту хозяина.

Старший в своем роду пользуется большим уважением и почетом. Внутри рода у него судебно-мировая власть: он разбирает ссорящихся, устраняет недоразумения между супругами, отцом и детьми и увещевает дурных членов рода вести хорошую жизнь. Вместе со стариками производит разделы и выделы сыновей. Часть домашних религиозных отправлений у сородичей, например поминание предков, лежит на нем. Он же является для членов своего рода главным советником во всех торговых и хозяйственных делах. Такого рода власть и авторитет он поддерживает помимо своего происхождения еще и тем, что действительно ее заслуживает. С одной стороны его власть и сан заставляют его держаться соответственно со своим положением, с другой – большое значение имеет воспитание. Присутствие многих людей в юрте, большая состоятельность, которой всегда обладают старшие в роду, занятие торговлей, влияние умного отца – все имеет глубокое воспитательное значение для сына. Когда он вырастает и получает сан старшего в роду, то обычно оказывается на высоте своего положения.

Кроме внутриродовых обязанностей, у старших в роду есть обязанности межродовые. Так, если шаман объявляет, что жертва, которую приносили общему божеству нескольких родов, не принята, то старшие в роду всех родов, приносивших жертву, собираются на совещание и обсуждают вопрос о новом жертвоприношении. В старину они советовались о проведении больших общественных охот (зэгтэ-аба), в которых участвовали несколько родов. Они же являлись примирителями при возникновении споров между родами, улаживая конфликты путем уступок. Изредка бывает съезд старших в роду для совещания о совместном тайлага нескольких родов. Так, приблизительно в 1910 году было совещание старейшин ашехобатских родов, ведущих свое происхождение от общего предка Ашехобата, потомка Булгыта. Они совещались по поводу ежегодных тайлага, посвященных божеству УхырМанхай, имеющему жительство в горе того же имени на реке Верхней Куде и являющемуся одним из главных покровителей ашехобатских родов. На этом съезде старшим и наиболее почетным лицом явился старший в роду старшего рода, считая по детям Ашехобата, их родоначальника.

Каждый род делится на группы, в зависимости от количества детей родоначальника, или одного из его ближайших потомков, если родоначальник имел лишь одного сына. Эти группы внутри рода связаны между собой более тесными узами родства. Каждая группа делится в свою очередь на семейства.

В каждом семействе глава – отец. Насколько власть старшего в роде ограниченная, настолько же власть отца в семье неограниченно-патриархальная. Но такая власть не опасна, так как она регулируется авторитетом старшего в роду и мнением общества и смягчается врожденной добротой и благодушием бурят. Хотя отец неограниченно распоряжается своими детьми, но не было случаев, чтобы он их бил до смерти или калечил. Поэтому бурятский кодекс не предусматривает таких случаев. Добродушные буряты удивлялись, когда их расспрашивали о том, что сделают с отцом, если он станет истязать детей, и недоумевали, зачем он так будет поступать, если самому от этого будет только вред. Дочерьми отец распоряжается до их выхода замуж, когда власть над ними переходит к мужу, а над сыновьями – до их полного совершеннолетия. Совершеннолетие для мужчин наступает в 18 лет, но власть отца продолжается до 35–40 лет, то есть до полного совершеннолетия, пока сын не сделается «полным хозяином» (дурэн-эжин), тогда голос отца делается лишь совещательным. Впрочем, и раньше сын может освободиться от власти отца, если последний состарился или выжил из ума.

Тогда можно лишь делать вид, что слушаешься отца, на самом же деле поступать по-своему, но перечитъ ему или не выслушивать его – невозможно. «Выслушать надо, – говорят буряты, – ну а сделаешь уже, как сам рассудишь». Даже в случае, если отец разоряет хозяйство, сыновья никому не могут жаловаться или просить о назначении опеки или о лишении отца власти. Первое не существует у бурят, а второе совершенно немыслимо. Просить о разделе или выделе нельзя, так как это добрая воля отца. Даже если отец растратил собственные сыновние деньги, то, кроме старшего в роду, некому пожаловаться. Последний увещевает отца образумиться. Его авторитет настолько велик, что обычно увещевания действуют на отца.

В хорошей бурятской семье господствует любовь и взаимное уважение прав и прерогатив каждого члена, начиная со старших и кончая правами младших, даже самых маленьких детей. Эта атмосфера спокойствия, взаимного уважения и любви к детям создает особое настроение, когда входишь в бурятскую юрту. Все строго разграничено, все обязанности разделены, и каждый делает свое дело, не вмешиваясь в чужое. Не слышно в улусе ни брани, ни крика; проходя по улусу, не наткнешься на безобразные сцены порки; рукой детей никогда не бьют, считая это вредным для здоровья; если нужно наказать их, то срывают крапиву и ею грозят высечь ребенка, но угрозу очень редко приводят в исполнение. С малышами обращаются очень бережно и нежно. Если кто-либо из взрослых очень шумит, и это пугает ребенка, то достаточно матери заявить об этом, чтобы взрослые прекратили шум. Маленькие дети представляют предмет неустанных забот своих родителей и находятся в особом состоянии бережения (никтыркха), так как смертность среди бурятских детей в их самом нежном возрасте большая. Часто легкий гастрит, который просто было бы приостановить примитивным домашним средством, ведет к хроническому расстройству кишечной системы маленького. Причиной этого является также то обстоятельство, что в начале XX века пища бурят сильно изменилась, и, вместо прежней, исключительно мясной и молочной, в число их съестных продуктов введен в значительном количестве дурно выпеченный ржаной хлеб. Часто можно видеть, как бурятка сует в рот ребенку кусочек жеваного мякиша. Конечно, организм маленького ребенка, происходящего от народа, непривыкшего вообще к хлебу, трудно переносит подобное кормление.

Читайте также:  14 продуктов, которые не так вредны, как кажется

С бурятской точки зрения такая большая смертность детей объясняется большим количеством злых духов, которые чрезвычайно алчны и вымещают свою злобу главным образом на маленьких детях. Такими духами, среди прочих, являются дахабари, избравшие себе специальностью душить маленьких детей. Если ребенок долго плачет, мучается, значит, его душит дахабари.

Кроме них существует немалое количество самых разнообразных духов, нападающих на детей с различными целями: одни просто из-за дурного характера, другие вымогают этим жертвы со стороны родителей, иные мстят за нанесенные им родителями оскорбления или обиды. От всех этих духов и приходится бурятам принимать меры предосторожности, оберегая детей, начиная со дня рождения и кончая пятью-шестью годами. Как только родится ребенок, тотчас же перед юртой протягивают шнур (зэг) из конского волоса (из хвоста и гривы), к которому привязаны ленточки и деревянные кубышечки; иногда привешиваются колокольчики. Плетут зэг старые женщины. Звон колокольчиков отпугивает злых духов.

Вообще же злые духи не могут перейти линию зэга. Он висит перед юртой обычно целый год – период самый опасный для новорожденного, когда ребенок наиболее подвержен влиянию злых духов. Когда зэг протянут, то все знают, что в доме новорожденный, и в этот дом входят лишь те люди, которым разрешается. Разрешается заходить каждому мужчине, сородичу отца ребенка. Чужеродец входить не должен. Для последнего делается исключение только в случае, если у него тоже есть зэг. Под него входить не должен мухэхун, то есть дурной человек, придурковатый, косой, физический урод. То есть такой, которому сопутствуют разные духи: он может завести их с собой.

Шаман всегда может зайти в юрту с зэгом. Из чужеродцев может зайти еще нахса – дядя по матери, но его жена – нахса-изи – входить не должна. Женщины вообще не должны входить, потому что их преследует всегда большое количество злых духов. Под зэгом проходить могут лишь жены братьев отца, его мать и жены ближайших сородичей. Женщины более дальних сородичей, то есть с другого конца улуса, не могут заходить в юрту, перед которой протянут зэг. Этот запрет относится только к женщинам и девушкам. Исключение делается для женщин (своего рода), присутствовавших при родах или постоянно бывающих в юрте у матери ребенка. Для них и для тех, которым разрешен вход под зэгом, благодаря их близкому родству, не делается никаких различий. Если же кто из ближайших родственниц, хотя бы даже сестра отца ребенка, будет выдана замуж (бурятский род эзогамен), то эти женщины, как принадлежащие к чужому роду, не могут проходить под зэгом. Сестры матери ребенка тоже не могут проходить. Из чужеродных женщин под зэгом проходить может лишь мать матери ребенка. Но и то она, приехав в род, должна зайти сначала в юрту одного из ближайших родственников отца ребенка, посидеть там, попить чаю, отдохнуть с пути, словом, провести часа три-четыре, и лишь тогда она имеет право пройти.

Единственное исключение делается для русских и евреев, как для мужчин, так и для женщин. Это явление, казалось бы, противоречащее всему предыдущему, буряты объясняют очень просто. Русские, по их мнению, «не могут принести с собою несчастья, так как боги у них другие». Иными словами, за русским или русской не может увязаться какой-нибудь дух, вредящий бурятским детям. Зато тунгус (хамнаган) ни в коем случае не может быть пропущен под зэгом: «Вера одна – шаманская», – бъясняли буряты. Кроме того, из юрты, перед которой протянут зэг, нельзя вызывать отца или мать ребенка, если вызывающий сидит на телеге или верхом на коне: могут услышать духи, прибежавшие за приезжим и проскочить под зэгом. К сказанному надо прибавить, что есть семьи, где не так строго придерживаются запретов относительно зэга. В таких семьях под ним пропускаются чужеродцы-мужчины, заведомо известные как хорошие и дружественно настроенные к данному семейству люди.

В запрещении проходить под зэгом буряты не видят обиды. Каждый из них знает, кому можно, кому нельзя пройти. Вообще же, если протянут зэг, то многие, даже имеющие на то право, избегают заходить из опасения, что в случае несчастья их могут счесть виновниками. Другой мерой предосторожности является давание дурных имен детям. Имена ребенку дают старики и старухи, отец и мать участия не принимают; выбирают имя счастливое, для чего существуют особые приметы. Если в данной юрте дети не выживают и умирают один за другим, то родившемуся ребенку дают какое-нибудь имя, которое имеет дурное значение, полагая, что духи, конечно, не возьмут такого ребенка, который так плох, что не заслуживает даже хорошего имени. Нередко можно встретить людей, именуемых нохой (собака), мунохой (плохая собака), хара-нохой (черная собака), мухэ (дурной, грязный, паршивый). Иногда дают имена животных, полагая, что злой дух будет этим введен в заблуждение.

Часто ребенку дают два имени: одно настоящее, хорошее, тщательно скрываемое, другое плохое, которым и называют ребенка до того периода, когда опасность от злых духов уменьшится. Наконец, бывают случаи, что дают детям имена, неизвестные в улусе, чтобы злые духи не знали происхождения ребенка.

Кроме этих домашних мероприятий существует еще обращение к шаману. Он приглашается к ребенку и берет его под свое покровительство, в знак чего дает ему онгон-хранитель (хахюган). После этого шаман становится духовным отцом ребенка. За это шаман получает ежегодно барана, или теленка, или коня, сообразно состоянию родителей ребенка. Ихахюган – это обычно бич из дерева (хухе), увешанный многочисленными тряпочками и ленточками и снабженный колокольцами. Хахюган вешается где-нибудь в юрте и служит для устрашения духов и для оповещения их, что ребенок состоит под покровительством шамана, и при покушении на ребенка духу придется иметь дело с шаманом.

Эту ласковую нежность, любовь и заботливость к детям следует объяснить не только родительскими инстинктами и общим добродушием бурят, но и стремлением иметь больше детей и большое потомство. Буряты постоянно молятся, чтобы боги даровали им детей. Лучшее пожелание, которое можно сказать буряту, – иметь много внуков и богатства. Конечно, здесь играют некоторую роль и материальные соображения: за девочку отец получит калым, а мальчики будут его кормить на старости лет.

Хотя радость в семье по случаю рождения ребенка всегда большая, но мальчикам гораздо более рады и их больше любят в семье, чем девочек. Причину этого явления нужно искать и в заботах о своей загробной жизни: мальчики, как продолжатели рода, будут поминать впоследствии и приносить жертвы. «Дети нужны для потомства, чтобы род продолжался; род – гордость – дороже всего», – говорили старики буряты.

Человеку, у которого есть дети, оказывают больше почтения. Его называют уже не его собственным именем, а по имени ребенка. Дети платят родителям большим уважением, послушанием и любовью. Впрочем, внешние проявления их взаимных чувств, при общей сдержанности бурята, совершенно отсутствуют, и с первого взгляда отношения между родителями и детьми могут показаться даже холодными. Любопытною чертою является то уважение и индивидуальным склонностям детей и, если можно так выразиться, уважение к их личности, которым проникнуты родители по отношению к своим детям. Да и дети того заслуживают. В них нет шкодливости и желания сделать какую-нибудь вредную шалость, что так характерно для их европейских сверстников. Они рассудительны, очень положительны и необычайно любознательны. Учителя инородческих школ не могут нахвалиться своими учениками и ученицами, их любовью к учению и добросовестному отношению к делу. Их детские игры, которые в большинстве случаев есть не что иное, как подражание разным работам или религиозным отправлениям старших, не назойливо шумны и надоедливы, но ведутся обычно где-нибудь на выгоне около улуса. Малые ребятишки помогают матерям выгонять скот и немножко в домашнем хозяйстве. Старшие дети помогают отцу в его полевых работах и уже к 11–12 годам делаются прекрасными работниками: уходят с отцом на заимки дня на два, на три и с увлечением там работают.

Они беспрекословно подчиняются авторитету отца, но в то же время проявляют много личной инициативы. Сознание своей осведомленности и полезности, и уважение, которое оказывают им старшие, делают этих подростков очень уверенными в себе и несколько не по летам серьезными и положительными. Старшие дети (16–18 лет) уже считаются совершенно большими и пользуются полным равноправием. Девушки и девочки проводят до выхода замуж все свое время, не отходя далеко от юрты, помогая сообразно с возрастом по мере сил матери в ухаживании за детьми, скотом и в домашнем хозяйстве.

Людмила Елизарова
Фото Жанна Измайлова

журнал “проект байкал/project baikal”
№24 2010 год стр. 71-75

Как кочевники выбирали и называли собак и какие приметы, обряды и наговоры с ними связаны

Монгольские указы запрещали убивать собак, нарушившего запрет жестко наказывали

14.02.2018 в 05:12, просмотров: 3552

На выцветшей фотографии стриженный наголо ребенок держится за ошейник собаки. Даже сквозь мутный черно-белый колер видно, что пес красив. Умные глаза, серебристый отлив загривка, мощные лапы… Это полуовчарка Джек. В то лето меня отправили к тете на Гусиное озеро. В пору сенокоса отдали под опеку сестры-подростка и Джека.

Говорят, собака внимательно выслушала наказ, когда хозяин перед отъездом на покос показал на меня и приказал: «Смотреть!». Пес коротко гавкнул: «Есть!». Родственница отлучалась на игры, а Джек — ни на шаг. Я и ходить не умел, научился, держась за Джека. Когда падал, то поводырь склонял морду, подставляя ошейник. А когда шел к печи или к крапиве, то Джек преграждал путь и лаял. В ответ я лез ручонкой в огромную пасть, хватал длинный скользкий язык, бил по мокрому носу — терпеливый опекун лишь фыркал. Есть и зимнее фото. На нем я еду на санках с горки, а Джек бежит рядом. Чтоб я не упал…

Не только сторожевой функцией исчерпывалась многовековая дружба кочевника и собаки. Монгольские хроники свидетельствуют, что верный пес, единственный из домашних животных, допускался в «гэр»-юрту. Во время военных походов чингисхановой эры, когда мужчина отсутствовал годами, женщина брала на себя обязанности кормильца и часто оставляла детей на попечение четвероногого друга. Держась за собачий загривок, ребенок делал первые шаги, зимой грелся в собачьей шерсти. Пес следил, чтобы дите не наступило в огонь, облизывал лицо и ссадины. Язык собаки не считался поганым. Незаменим был четвероногий спутник во время «зэгэтэ аба» — облавной охоты, в которой принимало участие тысячи людей. Древнемонгольская порода «хотошо» имела длинную густую шерсть, большую голову, мощную шею и грудь, крепкие лапы, и не боялась ни морозов, ни волка. Ее отличал низкий лай.

Монгольские указы запрещали убивать собак. Нарушившего запрет наказывали материально, а то и физически. Кочевник никогда не бил собаку. Считалось, что убивший пса теряет свою душу, такого человека сторонились и осуждали. Хвостатым любимцам араты приписывали лучшие черты — быстроту орла, смелость льва, могущество дракона. Собака была членом семьи, в уважении к ней воспитывались дети. Четвероногого друга брали в дом щенком. Хозяину при этом дарили «хадаг», а собаке-матери варили похлебку, не жалея потрохов и муки. Щенку торжественно надевали ошейник.

Щенка тщательно отбирали. Пушистый хвост сулил храбрый характер. Красной (рыжей, желтой) собаке, «тезке» нынешнего года, приписывали способность предчувствовать затмение солнца и луны. Этот окрас мог отвести беду. Не собака — золото. Силой отличался черный щенок с белой грудью. Отважными сулили стать щенки красноглазые, с черными веками. Собака, у которой ноги в черно-белую крапинку, могла принести в дом достаток. Для охоты выбирали щенка с вытянутой мордой.

Узнав у ламы и шамана хороший день для приема щенка, хозяин приносил его к юрте. Порог щенок должен был обязательно переползти сам. Ему давали лизнуть молока, а уж потом — пищу. Чтобы щенок стал большим, как лев, за ухом и кончик хвоста мазали топленым маслом. Собаки получали клички сильных зверей, птиц или доброкачественные, функциональные. Например: Баабгай — медведь, Харцага — ястреб, Харчин — смотрящий, Хурдан — быстрый, Хоточо (Хотошо) — дворовый и т.д.

В дни Сагаалгана собакам давали мясо-молочную похлебку. Монголы старались не кормить их сырым мясом. Вкусив сырого мяса, пес мог погнаться за добычей и стать бродячим. Убежавшую собаку возвращать было не принято — плохая примета. Если собака давилась пищей — считалось, к богатству, если прибилась к семье — добрый знак. Выпавшие детские зубы заворачивали в сало, дети подбрасывали сало псу с наговором: «Возьми мои плохие зубы, дай мне хорошие». Собачью кормушку называли «хэшэгэй хyрээ» — богатства приманка, ее нельзя было перешагивать.

Когда собака-труженица умирала, над ней совершали обряд. Вокруг умершей очерчивали хорошую, т.е. не истоптанную землю. Собачью голову укладывали в сторону запада на возвышении, в пасть вкладывали кусочек топленого масла со словами: «Хойто наhандаа хyн боложо тyроорэй». Это высшее благопожелание: «Родись в будущей жизни человеком».

В этом году приход Желтой Собаки по китайскому и бурят-монгольскому календарю совпадают. В 12-летний сонм избранных Собака вошла не случайно. Наряду с лошадью и овцой она издревле рядом с кочевником. В бурятской сказке говорится, что собака долго искала друга. Но волк, медведь, тигр запрещали ей лаять, боясь, что их услышат враги. И только человек разрешил собаке громко предупреждать об опасности.

А вот о себе верный пес в час опасности не думает. Джека застрелили во время эпидемии. По дворам ходила милиция и стреляла тех домашних животных, на коих не было справки. Хозяин уехал, и Джек до последней минуты защищал дом. Впрочем, у людей так: без бумажки ты букашка. Свои грехи они переносят на животных.

Безгрешный пес Джек по всем канонам должен переродиться в ином качестве. И спустя много лет я, кажется, слышу теплое дыхание над ухом… Не всегда во сне.

Заголовок в газете: Не собака – золото Тэги: Дети , Лама

Ссылка на основную публикацию