Почему нельзя говорить горько на армянской свадьбе

Почему на кавказских свадьбах не кричат «Горько!»

Возглас «Горько!» является своеобразным символом не только русской, но и украинской, белорусской свадьбы, а также входит в число свадебных обычаев других славянских народов. Побуждают молодых целоваться на свадьбе и в других европейских странах. Англичане делают это, стуча вилками по тарелкам и стаканам, итальянцы – звеня специальными колокольчиками. Прилюдный поцелуй молодых символизирует начало их новых отношений, показывает, что теперь, став мужем и женой, они могут позволить себе это.

Однако, подобный обычай, которым нам кажется чем-то само собой разумеющимся, бытует далеко не везде. Например, на кавказских свадьбах «Горько!» не кричат. И это касается всех кавказских народов, которые, как известно, очень и очень разные.

Дело здесь, конечно же, в национальных традициях.

Свадьбы народов, исповедующих ислам

На чеченских, карачаевских бракосочетаниях, а также на свадьбах различных дагестанских народов, которые тоже являются мусульманскими, «Горько!» кричать бессмысленно по очень простой причине: невеста не сидит рядом с женихом. По старинной традиции, новобрачная должна скромно стоять в углу, иногда за задернутой занавеской, на протяжении всего дня. Присесть и что-нибудь поесть ей можно будет только с разрешения свекрови, и так, чтобы никто из старших не увидел, что она ест. Старшие гости со стороны жениха время от времени подходят к невесте, отдергивают занавес, поднимают покрывало, которым накрыта невеста, и поздравляют новобрачную, не забыв символически плюнуть в нее от сглаза.

Мужчины и женщины на таких свадьбах находятся в разных помещениях, или, как минимум, за разными столами. Чеченский или ингушский мужчина даже за руку свою жену, с которой он женат уже не один год, при всех не возьмет. Понятно, что ни о каких прилюдных поцелуях у народов, придерживающихся столь строгих нравов, и речи быть не может.

Осетинские свадьбы

Осетины исповедуют как ислам, так и христианство. Тем не менее, на осетинских свадебных пиршествах возгласов «Горько!» тоже не услышишь. Осетинская невеста всю собственную свадьбу тоже проводит в стороне, укрытая покрывалами. В конце вечера совершается обряд раскрывания невесты: новобрачную выводят на середину зала, молодежь танцует вокруг нее, и постепенно снимает одно покрывало за другим. Таким образом, гости, наконец-то, смогут увидеть невесту и оценить красоту ее лица и богатство свадебного платья.

Азербайджанские свадьбы

В этой стране большинство коренных жителей являются мусульманами. Обычай разрешает молодым во время свадебного застолья сидеть рядом. Однако, гости все же располагаются за разными столами, мужчины и женщины отдельно. Невеста должна сидеть, скромно потупившись, не глядя по сторонам, и ни о каких поцелуях даже речи быть не может. Для мусульманина поцелуй – это что-то очень интимное и позволительное только наедине.

Грузинские и армянские свадьбы

Эти народы являются христианами. Во время праздников у них нет такого жесткого гендерного разделения гостей, все пируют вместе, невесту не прячут за покрывалами в соседней комнате. Более того, в ЗАГСе, после того, как молодые расписались, жених может очень нежно поцеловать свою жену. в щеку. Это все. Горские обычаи непоколебимы: прилюдный поцелуй совершенно недопустим, любая интимность между мужем и женой допускается только наедине, а никак не публично, и тем более, не при старших. Старики на всех без исключения кавказских свадьбах являются самыми почетными гостями, к их мнению прислушиваются, и никто никогда не позволит себе в их присутствии какой-либо вольности.

Тем не менее, и у грузин, и у армян на свадебном пиру есть момент, символизирующий начало новой, общей жизни жениха и невесты, в какой-то степени, заменяющий славянский поцелуй. Это совместный танец молодоженов. Но даже во время танца молодые не прикасаются друг к другу, находясь на расстоянии вытянутой руки.

«Горько!» не кричать, цветы не бросать. О неправильных свадебных традициях

Конец лета и ранняя осень — традиционный сезон свадеб. В это время на улицах городов чаще всего слышны звуки свадебных кортежей. Рассказываем о том, почему нельзя кричать «Горько!» и «Ура!» у ЗАГСа, откусывать от каравая и бросать лепестки роз вслед жениху и невесте.

Мендельсон устарел?

Марш, написанный Феликсом Мендельсоном в 1842 году, звучит в торжественной части во Дворцах бракосочетания практически в каждом уголке мира. Но в последние годы некоторые устроители свадеб подвергают сомнению актуальность известной композиции.

Отдельные организаторы считают, что марш немецкого композитора устарел и его нужно заменить. Они приводят различные аргументы: и что мелодию придумали «большевики», и что она слишком короткая, предлагая увеличить продолжительность марша с 40 секунд до трёх минут.

Новые варианты мелодии организаторы свадеб приносят в ЗАГС с просьбой прокрутить её в момент регистрации молодожёнов, на что получают отказ.

«На мой взгляд, трехминутный свадебный марш не нужен, достаточно 40 секунд. Марш Мендельсона стал символом бракосочетания, на него нет моды и это незаменимо. Есть вещи, которые никогда не стареют, они вечны», — уверена Любовь Пузикова. На свадьбе существует обязательный официальный текст, которого ждут и будущие молодожены, и гости. Такие тексты не меняются десятилетиями. И навряд ли изменятся в ближайшее время.

Кричите «Горько!» правильно

Зачастую операторы ради эффектного видео просят всех гостей кричать «Горько!» в момент выхода молодоженов из ЗАГСа. Так делать не следует, необходимо правильно понимать этот древнерусский обычай.

« Изначально призыв «Горько!» относился к напиткам, а не к молодым. А когда на пороге Дворца горланят без наполненных бокалов, получается, что гости желают молодым горькой жизни. А за столом же кричат для того, чтобы напиток не казался таким уж горьким, и поцелуй молодожёнов содержимое бокалов должен подсластить », — поясняет специалист по свадьбам .

В момент выхода молодожёнов из Дворца бракосочетания не желательно встречать их и криками «Ура!», как многие это делают. Нужно помнить, что громкие возгласы могут нарушить покой жителей близлежащих домов.

Ещё один момент. На ступеньках ЗАГСа не устраивают фуршетов! Зачастую гости прямо на пороге начинают пить шампанское из пластиковых стаканчиков, а ведь это нарушение закона. И несмотря на то, что к свадьбам относятся достаточно лояльно, употреблять алкоголь в общественных местах запрещено.

Лепестками роз не осыпать!

Ещё одна существенная ошибка современных свадеб — осыпать молодых цветами и лепестками на выходе из ЗАГСа.

«Осыпание цветами — это обряд, означающий, что родители рады молодожёнам, и действие происходит им „навстречу“. Когда молодые уходят из ЗАГСа, раскидывать лепестки им вслед нельзя, потому что так провожают усопших», — аргументирует Любовь Пузикова.

Если хочется все же выполнить эту традицию, то подбрасывать лепестки нужно когда жених и невеста только входят в ЗАГС. Это же правило справедливо для проводов невесты на свадьбу — бросать цветы вслед кортежу нельзя. А вот когда молодожёны вернутся и зайдут в дом — пожалуйста.

Каравай — сильно рот не разевай!

Есть традиции, которые раньше очень строго соблюдали, а сегодня ситуация заметно изменилась. Пару десятков лет назад никто не смел резать хлебный каравай, которым встречают родители молодожёнов из ЗАГСА, кусочки от него отламывали пальцами.

«Сегодня некоторые горе-распорядители предлагают молодожёнам откусить от каравая с призывом, определить главу семьи по величине куска. Это абсурд. Девушки широко открывают рот, чтобы больше ухватить от каравая — ужасное зрелище, похожее на людоедство. Такой традиции на Руси никогда не было. Как можно кусать каравай, который олицетворяет благополучие семьи? Получается, что ты откусываешь свое благополучие, достаток, ни в коем случае этого нельзя делать», — добавляет Любовь.

В повседневной жизни на Руси хлеб никогда не резали ножом, только ломали, тем более никто никогда не откусывал от каравая. К хлебу относились с большим уважением, особенно в торжественные случаи. Свадебный каравай пекли только успешные женщины, самые благополучные. Пожелание «с хлебом солью» особое — это пожелание успеха.

Правильно хлеб преломлять пальцами, это может сделать и жених, и невеста, если устроителю захотелось провести такой конкурс. Караваем следует угостить гостей — именно так поступали на Руси.

Бой посуды: кто главный в семье?

На свадьбе невесте нужно помнить, что все внимание направлено на нее, и быть скромнее.

Эксперт по свадьбам считает, что зачастую со стороны смотрится очень некрасиво, когда в обряде разбивания тарелки «кто в семье главный», невеста отталкивает локтем жениха, чтобы первой разбить блюдо, яростно кидает посуду о пол. Это совсем не женственно.

Фото на развалинах и недостроях

В последние годы появилась нелепая традиция фотографироваться на фоне разрушенных и заброшенных зданий. Инициаторами таких съемок являются и фотографы, и сами молодые, желающие чем-то выделиться.

Отправляться к руинам ради пары «неизбитых» кадров — не самая лучшая идея. Фотографии на развалинах скорее символизируют разрушения в личной жизни, нежели успех и благополучие. Не зря в народе считают, что всё имеет значение, в особенности в первый день свадьбы. На Руси даже шутки допускались только на второй день.

«Я ничего не утверждаю и не опровергаю, но есть народные вековые приметы, к которым стоит прислушиваться», — призывает Любовь Пузикова. На свадьбе необходимо соблюдать традиции, которые приняты в роду и в народе.

Свадьбу устраивают для того, чтобы молодые впитали как можно больше положительных эмоций. Поэтому после торжества молодым рекомендуется посетить в исторические места, которыми гордиться город и страна, а затем романтические — красивые парки, фонтаны, скверы.

Среди хороших новых традиций — театрализованные встречи молодых, например, в стиле старинных балов, рыцарей или литературных героев. Такие сценарии приветствуется.

Дресс-код для всех

Не совсем хорошо, когда на торжественную часть приходят фотографы и видеооператоры в шортах и пляжной обуви. В моменты регистрации все стараются выглядеть торжественно, и это требование распространяется на всех, не только на родственников, но и на сопровождающих. Во время подачи заявления в ЗАГС также стоит выглядеть нарядно, ведь это важное решение в жизни.

Время от подачи заявления и до момента регистрации должно запомниться на всю жизнь, согревать душу молодых, потому что это один из самых волнительных периодов в их совместной жизни. Именно в этот момент парень и девушка официально становятся женихом и невестой.

Ножи, сабли и колокольчики

Нельзя дарить на свадьбу острые предметы. Если всё же необходимо сделать подобный подарок, например, столовый сервиз, то дарят накануне свадьбы.

« На казачьей свадьбе есть прекрасная традиция — скрещивать сабли, чтобы под ними прошли молодые, это означает изгнать злых духов. Рекомендуется также на свадьбе использовать колокольчики, звон которых издавна считается важным обрядом, прогоняющим зло. В советские времена колокольчики вешали на машины, но теперь этот атрибут используют все реже » , – рассказывает Любовь Пузикова.

Как проходит армянская свадьба – обычаи и традиции

Армянская свадьба…. Что может быть краше и масштабнее, чем этот великий праздник, наполненный положительными эмоциями, весельем и множеством национальных обрядов и обычаев? Армяне с давних лет свято чтят свои традиции и искренне верят, что их соблюдение приносит рождающейся семье счастье и благополучие.

На торжество приглашается всегда много народа: от самых близких до самых дальних родственников. Вам будут рады, даже если Вы едва знаете жениха и невесту. Те, кто хоть однажды имел возможность побывать на “армянски свадьба”, без сомнения согласятся, что более веселого и запоминающегося бракосочетания они не видели. Армяне – дружный и миролюбивый народ, который с огромным уважением относится к процессу создания семьи и рождения детей.

Как проходит сватовство и помолвка

У армян право на выбор невесты принадлежит родителям жениха, а если точнее, то его матери. Женщина с большим энтузиазмом относится к поиску подходящей пары для своего сына, учитывая при этом не только происхождение девушки, но и ее здоровье, трудолюбие и образованность. К внешним критериям оценки особых требований не имеется.

Первый обязательный обряд – это смотрины невесты. Проводят его с той целью, чтобы молодожены имели возможность видеться до свадьбы. Для этого будущий жених со своей близкой родственницей делает визит в дом невесты, при этом угощая сладостями мать или сестер девушки. Через день сладости раздаются соседским детям.

Чтобы торжество прошло организованно, проводится обряд под названием «кьясум трел». Во время него кавор и отец жениха оговаривают все расходы на праздник, количество людей, меню и т.п. Далее идет этап активной подготовки, который включает в себя, в первую очередь, договоренность о дате венчания в церкви.

Также обсуждаются вопросы, касающиеся количества гостей. Выбирается место проведения торжества и составляется свадебная программа.

Проведение армянской свадьбы

В Армении свадьба без венчания не признается, поэтому эта церемония является обязательной для молодой пары. Очень важно, чтобы во время процесса между молодоженами никто не прошел.

А жених в это время должен был ножом сделать надрез на шее быка, после чего положить нож в карман. Свежей кровью кавор смазывал жениху лоб. Мать парня должна была взять нить и смочить ее в этой крови. Нить хранилась до брачной ночи.

Такой необычный ритуал ассоциируется у армян с деторождением, поскольку бык сам по себе служит символом плодородия. Новобрачных в доме будущего супруга, встречает свекровь. Она дает жениху и невесте по ложке меда и кладет им на плечо по лавашу. Когда молодые проходят в дом, их обсыпают изюмом и цветами из корзин. Такой обычай дарит молодым благополучную и мирную жизнь.

В доме у невесты проходит большое застолье, произносятся тосты, звучит музыка.

Но музыкальное сопровождение имеет грустный мотив, поскольку родители девушки опечалены тем, что их уже взрослая дочь покидает родной дом. По окончании застолья жених и невеста танцуют танец. В конце танца отец девушки соединяет руки молодых и благословляет пару.

После этого все возвращаются в дом жениха, где и происходит большая часть всего праздника в честь рождения молодой семьи. Брат невесты пытается помешать паре покинуть дом, тем самым проявляя протест и желая, чтобы сестра осталась в этом доме.

Кавор договаривается с братом и дает ему выкуп за невесту. Сказать однозначно, что свадебные традиции народа принадлежат только армянам, нельзя, потому как их праздничные обряды смешаны с обрядами других народов. Стоит отметить, что застолье у армян начиналось с тостов, которые почитали память усопших родственников. После этого только можно было поздравлять молодых и провозглашать тосты в их честь.

По старым обычаям невесте за столом место не предоставлялось, она стояла в углу за красивой занавеской, в окружении большого количества оберегов и амулетов.

Сейчас, конечно, свадьба проходит более цивилизованно, и невеста сидит за свадебным столом рядом со своим новоиспеченным супругом.

Праздник сопровождался веселыми песнями и танцами. Гости в процессе празднования одаривали молодых подарками и деньгами. Гости, которые представляли сторону жениха, веселились от души, выражая тем самым радость от того, что их жениху попалась такая замечательная невеста.

Родственники невесты вели себя более сдержанно, поскольку они испытывали печаль и им было горько, поскольку невеста покидает отчий дом. Современные армянские традиции уже мало чем отличаются от тех, к которым привыкли мы. Но все же некоторые обряды сохранялись и передаются из поколения в поколение.

На торжество приглашается опытный тамада, который хорошо разбирается в национальных традициях.

После свадьбы

После окончания праздничного дня молодым и их родственникам предстояло провести еще ряд обрядов и ритуалов. Одной из наиболее ярких традиций считается прощание с домом.

В последний день свадьбы невеста переезжала в дом к своему теперь уже мужу. Этот день проходил также в присутствии гостей. Отец девушки выводил свою дочь из дома, при этом держа ее за руку, и передавал отцу жениха. Данный процесс сопровождался грустной музыкой.

При этом девушка говорила слова благодарности родителям и целовала им руки. Первая брачная ночь супружеской пары проходила в доме, где никого не было. При этом тайно лишь могли «подслушивать» у дверей подружки молодой. Кричать в этом доме в эту ночь ни в коем случае нельзя. Родственники уходили ночевать к соседям. Утром молодой парень испытывал стеснение от того, что произошло, и убегал к кому-то из друзей.

Вечером же родственники шли за ним и приводили домой.

Парень целовал руки родителям и при этом по-прежнему испытывал стыд и стеснение. Стоит отметить, что для армян очень важна невинность девушки до брака.

Чтобы доказать свою «чистоту», девушка должна была продемонстрировать родственницам жениха простынь с кровавым пятном. После этого соседи и родные могли быть уверены в целомудренности девушки. В знак уважения невесте дарили яблоки и серебряные монеты, а ее матери вручалась курица и вино.

После того, как брачная ночь признается удачной, в воздухе звучат выстрелы, которые оповещали всех о хорошем начале семейной жизни. Бывали случаи, что девушка не могла похвастаться своей невинностью, в такой ситуации ее сажали на осла, при этом спиной вперед. В таком странном положении она должна была проехаться по главной улице в деревне.

До сегодняшнего дня сохранился старинный обычай, который армяне чтут и не забывают.

Суть состоит в том, что после основного празднования свадьбы начинается «разжигание костров». Молодые парни и девушки, которые еще не обременены брачными узами, прыгают через пламя огня.

Мать невесты могла прийти в дом зятя и дочери лишь через неделю после того, как свадебные гуляния закончатся. При этом женщина приносила с собой одежду дочери, мыло, расческу и полотенце. Далее молодая супруга мыла голову, а мать ей в этом помогала.

Ранее этот обычай был обязательным и беспрекословно выполнялся, сейчас же он практически изжил себя и не практикуется. Несмотря на большую значимость брака в жизни армян, все же существует ряд запретов, которые имеют отношение к свадебному торжеству.

К примеру, заключение брака между армянином и мусульманкой не приветствовалось и осуждалось. Еще один запрет связан с тем, что армянин имеет право скреплять брачные узы лишь трижды, притом третий раз ему разрешено жениться лишь на вдове.

Между кровными родственниками брак запрещен.

В этом видео показана армянская свадьба:

Армянская свадьба отличается от любой другой своим грандиозным колоритом и невероятно шикарной праздничной атмосферой. Разнообразие обычаев и традиций придает торжеству особой значимости. Веселые танцы, музыка дарят всем гостям без исключения море позитива и радости. А какие замечательные и красочные фото остаются на память молодоженам. Не правда ли, этот праздник стоит того, чтобы хоть раз на нем поприсутствовать в качестве гостя.

На какой свадьбе не кричат «горько»!

В маленькой рюмочке на подносе вино. Я протягиваю к ней руку, отпиваю. Ничего особенного — кислое. Но оно должно быть особенным, потому что здесь, сейчас, особенное все. И церковь с рвущимися в нее пучками солнца, и каменные водоносы, стоящие в углу храма, и полуденная духота октябрьского палестинского зноя. Я в Кане Галилейской. В той самой, где два тысячелетия назад собрались гости поздравить с законным браком Симона Кананита и его красавицу жену. В той самой, где впервые свершил Господь великое чудо: претворил воду в вино на радость гостям, на изумление распорядителям пира. Водоносы стоят в углу. Те самые. Светлый камень, шершавые бока, стоят себе в храме, выстроенном на том самом месте далекого брачного пира. Делаю еще глоток: ничего особенного, кислое. Но оно не должно быть кислым, и я лукавлю: благодарю поклоном священника, хвалю вино. Как могу его не похвалить?

А через год, почти в то же самое время года, я осторожно вступила в темноту мрачной холодной пещеры в Абхазии, совсем рядом с Новым Афоном. Заветными тропками вывел меня к ней послушник Ново-Афонского монастыря. Благословил войти, а сам остался на улице. Горит перед иконой лампадка, освещая строгий лик человека с книгой в руках. Симон Кананит. Тот самый жених Канского пира. Пещерка тесная, низкие своды касаются головы. Он жил здесь. И здесь принял мученическую кончину. Почему именно в этой пещерной прохладе укрылся он от нестерпимого палящего палестинского солнца? После чуда в Кане Галилейской, свершившегося на его глазах, он уверовал в Христа сразу, всем сердцем. И… ушел с собственного брачного пира, стал одним из двенадцати Христовых учеников.

После вознесения Господня стал благовествовать святое Евангелие, забрел сюда, на древние абхазские берега. Обращал язычников, жил в этой пещере и здесь же, в Абхазии, умер. Удивительно, кислое вино Каны Галилейской и тусклая лампадка Ново-Афонской пещеры мгновенно завязались для меня в крепкий узел единой памяти и единой жизни. Юноша, избравший брачную жизнь, так жаждавший семейного счастья, и чернобородый старец, обрекший себя на одиночество и пещерную сырость. Нашему разумению никак не уразуметь: была же свадьба, значит, по любви женился Симон Кананит, значит, все обдумал, все взвесил, все выверил. И вдруг развернуло его от брачного пира, да еще как развернуло! Ушел. Со свадьбы ушел, с собственной свадьбы, невеста плакала, наверное, да, точно плакала, что уж тут говорить… Но — ушел. Факт исторический, неоспоримый. И другой факт: Симону суждено было стать апостолом Христовым. Значит — особый путь, особые мерки. Может быть, на свадьбе собственной и прозрел, понял: главное в жизни — Божие благословение. И уготован ему был другой путь, тернистый, мучительный.

Без Бога ни до порога, говаривали в старину. Не только говаривали, но и жили так, сеяли, косили, в путь отправлялись и, конечно, семьи создавали. Зорко всматривались в свою жизнь, все ли в ней сходится, все ли получается по-божески. И вот что интересно: именно у него, у Симона Кананита, апостола, ушедшего за Христом с собственной свадьбы, испрашивали благословение на брак. Именно это место в Евангелие — о чуде в Кане Галилейской — читается во время венчания в православных храмах. Среди гостей Симона Сам Христос со Своей Пречистой Матерью. Наполненные прозрачной водой водоносы стоят до поры в стороне от брачного пира. Первое чудо. Именно с него начинает Господь Свое чудесное шествие по земле. Может быть, вторым чудом на свадьбе и было то самое мгновенное обращение к Богу жениха, то самое мгновенное пересмотрение собственной жизни, стремительное сжигание всех и всяческих мостов. Кто знает…

А помним ли? Всматриваемся ли зорко в свою жизнь в надежде услышать или не услышать Божие благословение? В небольшой деревушке под Вологдой живет у меня знакомая. Немолодая, дети выросли, разъехались, стало тяжело одной смотреть за домом. Вот и задумала — выйду замуж. Доброхоты подсказали адрес: в Харьковской области живет вдовец, тоже женился бы, надоело бобылем жить. Стали переписываться. И вот она собирается к нему ехать, познакомиться и забрать к себе хозяином в дом. Накануне заболела, пришлось сдать билет. Потом уже с чемоданом шла на поезд, поскользнулась, вывихнула руку. Кое-как добралась до Москвы. Пересадка ей на Курском вокзале, приехала, а он оцеплен, кто-то подложил мину. Пришлось ночевать в Москве. Звонит — можно приду? Можно. С порога выпалила — еду замуж выходить. Мне бы обрадоваться, а вырвалось другое: ты что, с ума сошла? Обиделась. Гостил у меня в это время знакомый священник. Тот тоже стал осторожно вразумлять: подумайте, вот и болезнь, и трудности с отъездом: бомба эта на Курском, может, предупреждает вас Господь, останавливает… Знакомая в слезы: нет сил одной в деревне, не управляюсь, мужик нужен. Уехала. А через полгода письмо. Привезла мужика, только дел еще больше стало, потому как мужик запойный. «Горючими слезами обливаюсь, что делать теперь? Мне бы, дуре, остановиться, ведь как Господь ограждал…» Жаль знакомую. На старости лет такой «подарок». Хорошо еще, что раскаялась, поняла — ее грех, ее ошибка.

Читайте также:  Что посмотреть, если ты женщина и тебе грустно: 10 фильмов

А ведь бывает, не сложится жизнь, а человек с претензией: почему нет счастья, я ли его не заслужил, я ли его не достоин? Вон вокруг меня живут, детей рожают, а я, что, хуже? Мы очень самонадеянны. Мы уверены, что уж свою-то жизнь, свои проблемы знаем лучше всех и выводим свою формулу семейного благополучия. И под нее-то, под формулу, подтасовываем нашу жизнь. А ответ не сходится. Мы корни извлекаем, степени возводим, а ответ все равно не сходится. Кто виноват? Составитель формулы. То есть конкретный «я», нагородивший, напутавший. И распутывать конкретному «мне». Это совсем неверно, что мы лучше знаем свои проблемы. Мы видим их вблизи, впритык, а большое, как известно, видится на расстоянии.

Самый обыкновенный батюшка самого обыкновенного храма окажется прозорливым старцем в наших семейных неурядицах. Потому что по нескольку раз на дню распутывает наши мудреные формулы:
— Венчана с мужем-то?
— Нет, батюшка.
— Муж первый раз женат?
— Второй. С первой женой разошелся, ко мне ушел…
— Дети остались?
— Двое, но он алименты платит.
— В постные дни вместе спите?
— Вместе…
— Мужу изменяла?
— Грешна, батюшка.

Вот она и вся формула. Жаждем семейного счастья при оставленных без отца детях, устраиваем себе «праздники души», отправляя мужа в командировку, в строгие дни поста позволяем себе непозволительное… Жизнь без разбора, впопыхах, в злобе, зависти, в ссорах и взаимных укорах. Угодна ли Господу такая жизнь? То-то и оно.

Браки совершаются на небесах. Фраза всем известная, но какая-то отстраненная, не про нас. «Это счастливые браки на небесах совершаются, а наш с Федькой — ни то, ни се, грыземся, как кошка с собакой, куда нам под венцы…» И не вразумится Федькина жена: потому и грызутся, что за своеволие свое скорби несут.

Сейчас, правда, многие венчаются. Радостно видеть, как стоит свечечкой, боясь шелохнуться, тоненькая, красивая девочка, а рядом серьезный мальчик. Такая глубина в их глазах, такое волнение. Венчается раб Божий… И не обидно, что раб. И не возмущается сердце. Да, раб, но только Того Господина раб, Который не оставит без Своих милостей и опеки. Но еще больше ликует сердце, когда вижу под венцами немолодых людей. Пожили, наошибались, намаялись, натрудились и стопы свои направили сюда, под своды храма, под тяжесть венцов, зависших над их головами. Нередко говорю с такими людьми и слышу всегда примерно такое:
— После венчания как молодость вернулась. А еще чувство такое, что мы одно целое, неразделимое. То, что раньше раздражало, теперь уже не раздражает. Это уже как бы мое, что сердиться…

Есть святые, их трое — Гурий, Самон и Авив. Жили они в глубокой древности в IX веке. Приняли мученическую кончину. С тех пор считаются православными людьми как устроители благочестивой семейной жизни. Им молятся, когда семейная жизнь терпит испытания, а они ведь, испытания, вместе с тяжелыми венцами ложатся на головы тех, кто соединяет себя законным браком. Православные знают: не клеится что-то в доме, наперекосяк пошло, подойди к иконе Гурия, Самона и Авива (они всегда изображаются вместе) и постой тихонечко, поплачь, попроси вразумления. Вразумят святые, обязательно вразумят. И вот уже от сердца отлегло, и вот уже не так страшно. В каждом доме найдется место для такой иконки, но в каждом ли доме она есть? А ведь продается, не в дефиците.

Сильна молитва и Ксении Петербургской. Сама показала нам великий образец супружеской верности и жертвенности и нас призывает нести свой крест достойно. Да, тяжело, да, бывает, надоест так, хоть обрыдайся. А ты неси. Потому что это твой крест, с тебя за него и спросится. Удивительна жизнь и святой Наталии, верной жены Адриана. В житии их мы не прочитаем о благополучии и безмятежном счастье. Напротив, сколько скорбей перенесла Наталия ради мужа своего, первой пришла к нему в темницу, уговаривала не бояться мучительных пыток, а когда палач приказал Адриану положить для отсечения руку, сама взяла эту руку и положила — рубите… Она и умерла около его гроба. И эти святые — наши добрые помощники. Их крепость духа, красота отношений, их верность Господу и друг другу — сквозь века к нам. Так разве мы одни? Разве можно сказать, что сами все знаем, как лучше и что лучше?

Недавно во время венчания один петербургский священник так своеобразно поздравил молодых:
— Не надейтесь, счастья не будет. Будет трудно, будет очень трудно. Кто ждет счастья, тот ошибается. Кто вам обещал его? Никто не обещал…

Не обещал, а хочется. Так хочется и детей здоровых, и дом — полную чашу, и супруга, сдувающего пылинки и щедрого на нежные слова. А безплатный сыр-то, он где? Правильно. Даром никто ничего не дает. Правы родители, что, готовя своих детей к семейной жизни, неустанно повторяют: учись терпению, учись переносить скорби. А когда случаются те самые скорби, для таких молодых не рушится мир, не разлетаются вдребезги надежды. Не бегут они в ужасе под родительский зонтик зализывать раны и хныкать над неустроенностью бытия. Терпят, просят помощи. Молятся. И — вымаливают. Потому что прочно лишь то, что трудом дается.

Благополучная жизнь всегда на виду, и примеров ее несть числа. Только вот что возражу: чужая душа — потемки. Мы в своей-то плутаем, а уж чужую где разглядим. А благополучие — показатель непостоянный. Сегодня оно есть, а завтра нет. От сумы да от тюрьмы… Благополучие и прочная семейная жизнь ничего общего не имеют. Хочешь искать благополучия — всматривайся в мир, обрети в себе способность жертвовать ради ближнего, пойми избранника своего и прими всей душою. И обязательно проси сил, проси мудрости, проси терпения. Просить не стыдно. Стыдно не просить, а оправдываться своей слабостью, своим несовершенством.

Когда бывает свадебное застолье, на нем обязательно кричат «горько». На какой же свадьбе не кричат «горько»? А потом, когда вымыта посуда и расставлены в прежнем порядке стулья, начинается жизнь. Однообразная, не всегда предполагаемая, порой такая, что даже в страшном сне не увидишь. Как не поспешить нам отмести ее за ненадобностью и погнаться за другой, что посверкивает где-то совсем рядом, мельтешит, соблазняет. Как не запутаться нам в собственных семейных формулах? Очень просто. Вспомнить старую, как жизнь, арифметику семейной жизни, которой следовали неукоснительно наши неглупые предки. Где во сто раз выверено, где сходятся все ответы со всеми вопросами. Где нет зауми, а есть Правда. И следовать этой Правде. И верить в нее. И стараться стяжать Ее, если Она вдруг куда-то скроется. Но иногда так хочется зауми. Ведь за ней легче скрыть свое собственное нежелание поступиться привычками, пресечь грех, крутануть свою жизнь не против, а по часовой стрелке. Вот тут уж дело выбора. Как поется в одной известной песенке: «Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь».

Откуда появилась традиция кричать «горько» на русских свадьбах

Свадебные традиции наших предков разительно отличались от современных. Например, невеста выходила замуж не в белом платье, а родные прощались с ней, как с покидающей мир живых.

Но некоторые свадебные обряды не изменились с древних времён. Нынешние молодожёны всё так же зовут свидетелей на свадьбу и целуются под крики «горько». Откуда же взялся этот обычай — кричать именно «горько»?

Горькая горка

Свадебные обряды на Руси были обязательны к выполнению как невестой, так и женихом. Например, перед свадьбой невеста должна была сама сшить для себя три наряда. А ещё ей нужно было вышить рубашку избраннику. Жених же обязан был дать выкуп за выбранную девушку не только её родителям, но и подружкам. Сама свадебная церемония тоже была подчинена множеству традиций. Так, в большинстве сёл свадьбы играли зимой.

В это время у деревенского народа наступал отдых от сбора урожая и выпаса скотины. Решившие пожениться в это время парни и девушки устраивали свадебные забавы для своих родных и гостей. На улице строили огромную ледяную горку, а на её вершине ожидала своего избранника девушка. По команде гостей, кричащих «горка!», жених бросался к невесте. Но его путь по ледяной горе был совсем не простым.

Взбираясь наверх и поминутно поскальзываясь, жених доказывал свою любовь к будущей жене. Добравшись до неё, жених целовал невесту под крики «горка! горка!». Вполне вероятно, со временем слово «горка» трансформировалось, и появился обычай кричать «горько!». Впрочем, есть и другой вариант происхождения этого клича на свадебных торжествах.

Несладкие и некислые напитки на свадьбах

В давние времена на свадебных застольях не было принято подавать сладкие или кислые алкогольные напитки. Пили в основном брагу, а с появлением водки пили её небольшими рюмками. Разумеется, эти напитки были горькими. А согласно свадебным традициям в некоторых регионах России невеста сама должна была угостить пришедших. Делала она это, обходя столы с подносом, где стояли рюмки с водкой.

Гость, выпив рюмку, кричал «горько!» и требовал от невесты поцелуя. Считалось, что таким образом очаровательная девушка может напиток подсластить. А после друзья и родные складывали на невестин поднос деньги в обмен на угощение. Следом за этим в центр комнаты выходили молодожёны. Поцелуй их также проходил под крики «горько!» и должен был подсластить напитки собравшихся. Изредка гости говорили, что и блюда «горькие». Тогда молодые тоже должны были целоваться. Однако не только с напитками и едой связана эта старинная русская традиция.

«Свадебный выкуп». К. Трутовский

Традиция кричать «горько!» и суеверия

Наши предки безоговорочно верили в то, что приметы сбываются. Поэтому на свадьбах многие действия были направлены на то, чтобы отпугнуть злых духов. Считалось, что они следят за ходом свадьбы и только и ждут, чтобы сглазить молодых. Поэтому собравшиеся кричали «горько!», демонстрируя, что у мужа и жены якобы всё плохо. Если же кто-то, забывшись или перепутав, кричал «сладко!», то могла случиться беда. Кроме того, горький клич звучал на свадьбах и по иной причине.

Многократное повторение слова «горько» на свадьбе обещало молодым счастливую жизнь. Считалось, что таким образом гости забирали у молодожёнов их горести, чтобы те жили сладко. Целоваться мужу и жене при этом было обязательно. Таким образом они «подслащали пилюлю» собравшимся.

Был и ещё один свадебный обычай, дошедший до наших дней. После крика «горько» и начала поцелуя молодых гости считали до ста. Чем дольше молодые не отрывали губ, тем дольше должен был продержаться их брак. Сегодня к этой традиции многие относятся как к простому соревнованию. Однако несколько веков назад ей уделяли большое внимание.

Свадьба у армян: традиции

Оглавление:

У всех народов, в том числе и армянского, наиболее важным и радостным праздником считается создание новой семьи – свадьба. Национальная армянская свадьба, традиции которой передаются через поколения на протяжении многих веков очень интересное действо.

Свадьбе предшествует обряд сватовства. Жених приходит в дом невесты с музыкой и подарками. Обычно все одеты в национальные костюмы. В доме невесты происходят переговоры. Во время переговоров назначается дата помолвки.

Традиции на помолвке армянского народа

  • Во время помолвки главную роль играет крестный жениха или тамада. Он выводит невесту и сажает за стол на возвышение вместе с женихом.
  • Если по стечению обстоятельств крестного нет у жениха, то избирают Кавора, обычно он выбирается из самых уважаемых людей со стороны жениха. Предполагает армянская свадьба, традиции, по которым кавор занимает важное положение, он несет ответственность перед Богом за создание новой семьи. Поэтому его назначают шафером жениха, и в дальнейшем он становится крестным детей в этой семье.
  • Во время помолвки жених одевает невесте кольцо с большим камнем. По армянской традиции на помолвке кольцо одевается на правую руку, а на свадьбе на левую. На помолвке обсуждается и назначается день, когда свадьба у армян, традиции и обычаи соединяют судьбы молодых.
  • До свадьбы собираются старейшины обоих родов и под тихую, спокойную музыку за обильным столом дают наставления молодым. Также благословляют их на счастливую семейную жизнь. Все вокруг веселятся, танцуют и поют.
  • За невесту всегда давалось большое приданное. Это могли быть деньги, золото, имущество семьи невесты. Обряд передачи приданного сопровождался шутками. Обязательно присутствовали отец жениха и священник. Но в настоящее время преданное уже не требуют, а благородно отказываются.
Читайте также:  Лучшие учителя по знаку зодиака: топ 5

Традиции на армянской свадьбе

Свадьбы обычно назначаются осенью или в начале зимы после окончания полевых работ. Так как осень богата урожаем, уже готово молодое вино. Отношение к вину у южных народов сакральное. Оно участник множества обрядов, в традициях народа праздновать не только основные церковные, личные и государственные праздники, но и праздники, приуроченные к созреванию, сбору и изготовлению винограда.

Старейшины чаще одобряют свадьбы, которые проходят в этот период. Так как организм в это время наиболее здоров и готов к зачатию здорового поколения. Что также дань виноделию. Ведь существовало верование, что испившие молодо вина наливаются силой и крепостью виноградной лозы.

Свадьбу по армянской традиции обычно начинают праздновать в четверг и заканчивали через неделю. Почетных гостей зовут обычно лично, а всех остальных зазывают с помощью музыкантов. Гостей старались пригласить всех, чтобы никого не забыть.

Гости невесты дарили подарки непосредственно невесте, а гости жениха дарили то, что понадобится молодой семье, а так же золото невесте.

Чем больше подарят золота невесте, тем считается богаче и знатней род жениха. Гости со стороны невесты не дарили золото, так как это считалось дурным тоном. Именно мужчина должен был обеспечивать благосостояние даже только что образовавшейся семьи.

Перед свадьбой отец жениха для приготовления пира приводил годовалого бычка или барашка. На рога бычка надевалась красная лента.

Перед свадьбой назначались количество людей, которые пойдут за невестой. Назывались они макары. Они отвечали за благополучное ведение всей свадьбы. Макары занимались развлечением гостей на свадьбе. Так же они были телохранителями жениха. Так ранее проводилась древняя армянская свадьба, традиции которой предполагали, что приглашенные девушки на свадьбу пытаются своровать шапку у жениха.

Макары так же занимались приготовлениями жениха к свадьбе. А именно купали, брили и одевали новобрачного.

В древние времена, когда армяне враждовали с другими нациями, макары были на свадьбах в качестве телохранителей жениха и охраняли свадьбу. Поэтому в макары избирались сильные, крепкие юноши. Их количество доходило до 50 человек.

Макары приходили к невесте и подносили подарки от жениха. Одним из красивейших подарков был наряд невесты на свадьбу. Расшивали платье нитями и бисером в национальном стиле.

Так же дарились подарки матери и отцу невесты, а так же всем ее родственникам.

Так же приносились фрукты и изысканные угощения. Все подарки приносились на больших подносах, которые отдавались обратно наполненные подарками в адрес матери жениха. Невесту обязательно одевали в тот костюм, который подарил жених.

Традиции на свадьбе у армян

После переодевания невесты начинался обряд свадьбы. Родственники жениха должны были самыми веселыми и лучше всех танцевать на свадьбе. И всем видом показывать, что их невеста самая лучшая.

А гости невесты наоборот грустят, так как их дочь покидает родной дом.

Свадебные обычаи в доме невесты

Для тамады, который по армянской традиции является и крестным их будущих детей, готовится поднос с изысканными кушаньями от матери невесты. А жениху с невестой ставят поднос с деревом которое украшено сладостями, а также фруктами . Который является символом начала счастливой и богатой жизни. Все эти дары преподносятся под веселые танцы и песни, а тамада должен их оплатить.

Так проводилась традиционная армянская свадьба, традиции предполагали, что в доме невесты садятся за столы, поднимают бокалы и говорят тосты. Каждый тост сопровождается подходящей по смыслу мелодией. Так как родители грустят по поводу ухода их дочери из родного дома, музыка играет грустная и мелодичная. В конце застолья играет музыка, под которую танцуют жених и невеста. После этого танца невеста покидает отчий дом. Во время танца предполагала армянская свадьба, традиции осыпать жениха и невесту деньгами. Чем богаче гости, тем больше денег.

В конце танца отец невесты соединяет руки пары, чтобы жизнь их была счастливой и долгой и благословляет на свадьбу. В доме невесты обычно празднуют не долго, так как нужно успеть вернуться в дом жениха, где ждут все гости, чтобы устроить многодневную свадьбу.

Когда невеста с женихом покидает дом, брат невесты перегораживает им путь, делая вид, что не дает сестре покинуть их дом. Тогда кавор предлагает ему выкуп. Мальчик долго не соглашается и требует, чтобы невеста осталась. Но, в конце концов, спор урегулируется выкупом и молодые отправляются в дом жениха.

Свадьба у армян: традиции в доме жениха

В доме жениха существовали, а в некоторых семьях и поныне проводится национальная свадьба у армян, традиции и обряды которой отличались от свадьбы в доме невесты. Так, например, интересен обычай, связанный с традиционным армянским хлебом лаваш:

  • У ворот их встречает мама жениха
  • Она кладет каждому из новобрачных свежий лаваш на плечи и дает каждому отведать по ложке меда.
  • Лаваш у армянского народа символизирует благополучие
  • Сладкий, свежий мед означает счастье и мир в семье
  • А чтобы дом их был полным изобилия, молодых осыпают изюмом и цветами.
  • В доме жениха играет совсем другая музыка – громкая, зажигательная, веселая. Под которую веселятся и чествуют молодую семью.
  • Для того чтобы в армянской семье первенцем был мальчик по традиции на колени невесты во время застолья сажают крепкого малыша из рода жениха.

В современном мире армянская свадьба празднуется более цивилизованно. Родственники и родители уже не давят на жениха и невесту. Чаще всего жених сам приезжает за невестой, дарит будущей теще корзину с угощениями. Потом под веселую музыку проходят выкуп невесты, а так же друзья жениха проводят различные шуточные конкурсы и вместе с гостями едут на место регистрации официального брака. Когда еще не было ЗАГСа, молодых венчал священник в доме у жениха.

Существовала также особенная традиция – в маленьких поселениях было в обычае, что брак регистрировался только после появления ребенка в семье, если же пара была бездетной, то их не регистрировали вовсе. Обычно это ставилось в вину женщине, и она больше не выходила замуж. Мужчина же напротив, часто еще до истечения срока для зачатия ребенка, подбирал себе следующую невесту.

Обычаи армянской свадьбы

Свадебные обычаи тесно перемешались с обычаями других, соседних народов. Один из ярких примеров, когда танцующие вокруг невесты молодые люди пытаются ее увести, то есть украсть. Если девушка не поддается, то получает за это подарки и деньги.

Сейчас свадебный стол не сильно привязан к национальным традициям, по которым на стол ставили лишь то, что смог добыть жених и его отец. На столах и сейчас присутствуют национальные блюда, вино и армянский коньяк.

Развлечения

Раньше свадьба праздновалась без каких-либо развлечений, но в настоящее время, кавор устраивает различные веселые конкурсы для гостей, а так же произносит тосты и, не забывая гостей, дает возможность им поздравить молодых. Первыми чествуют молодоженов родители жениха, затем поздравляют родители невесты, а затем дают слово родственникам и почетным гостям.

Армянская свадьба сегодня переживает глобализацию и все больше походит на европейское празднование свадьбы.

Подарки

Родители со стороны невесты дарят ценности и украшения, которые передаются далее по наследству. Ранее по армянской традиции полагалось прилюдно открывать и показывать подарки всем присутствующим на свадьбе, сейчас эта традиция утрачена.

Но вместо открытия подарков на армянской свадьбе существует сегодня традиция оглашения того что дарят гости. Считается чем почетнее гость тем богаче должен быть подарок от него. Также проходят и российские свадьбы, в этом обычаи двух народов сходятся.

Брачная ночь

Сейчас повсеместно кануло в лето, когда проводилась армянская свадьба, традиции которой касались первой брачной ночи. Эти традиции практически точно повторяют русские обычаи после свадьбы:

  1. Молодой семье стелила постель сестра или близкая родственница жениха
  2. Ночью в доме молодоженов не должно было быть ни одного человека
  3. А рано утром муж должен был скрыться в доме своих родственников
  4. Жена могла его увидеть только вечером.

Сейчас же в основном молодая семья проводит брачную ночь в их совместном доме и на утро вместе предстают перед гостями.

В старые времена большое внимание уделялось девственности невесты. Чтобы род жениха был уверен что ребенок является их потомком.

Так же кануло в лето традиция дарить маме невесты красные яблоки или красное вино в знак не порочности юной жены.

Обычаи для жениха

Также уже давно не закалывается молодой барашек в тот момент, когда молодые заходят в дом жениха.

Интересно проводилась свадьба у армян, традиции которой шли из глубины веков – это закалывание женихом вола. Обычно это бывает бык. Но называют его волом, так как раньше на волах обрабатывали землю и он напоминает благополучие. Бычка закалывал жених, доказывая всем свою силу и мужество. Еще в прошлом веке бычка армянская семья покупала перед уходом сына в армию и до самой свадьбы его откармливала. Если же бычок был подвержен болезням, семья огорчалась, так как, по их мнению, это сулило не счастливую семейную жизнь сына.

Перед самой свадьбой кавор устраивал своеобразный мальчишник с купанием жениха вместе с его друзьями. Обычно парней сажали спина к спине и сверху поливали водой. Вода должна была разделить жениха от его не женатых друзей.

Свадебные наряды

В доме, в котором жил кавор одевали жениха в свадебный костюм. При этом каждую деталь одежды сильно расхваливали, рассказывая, где ее купили, из какого материала сшит дорогой наряд для жениха.

Невесту же одевали девушки родственницы жениха, так же там присутствовали две подруги и посаженная мама невесты. Вышеперечисленные ее полностью раздевали и облачали в дорогие наряды, которые прислал ее будущий супруг. Особое внимание уделялось прическе новобрачной, девичью прическу меняли на женскую. Из ее густых волос заплетали две косы. Чем косы были толще, тем больше ценилась невеста. И с этого момента девушка не могла появляться на людях без покрытой головы.

Армянская свадьба: традиции проведения обряда

Неординарен обычай, по которому проводилась армянская свадьба, традиции его, предполагали поход шумной процессии в церковь, где венчалась молодая пара. И чтобы отогнать от будущей семьи нечисть, стреляли в воздух, а также громко пели и танцевали.

Впереди традиционно шли музыканты, затем жених с кавором, а уж потом вели невесту, причем брат либо сестра невесты несли за женихом подол его одежды, прижимая его к груди невесты, так чтобы между ними никто не смог пройти, чтобы не нарушить их связь.

Так проводилась свадьба у армян традиции, которой были шуточными, но имели место быть.

  • Когда жених с невестой приходили в дом родителей жениха, те устраивали между собой импровизированную драку, в которой участвовали отец и мать жениха.
  • Победить в шуточной схватке должна была мать, ей в этом помогали молодые люди, гости на свадьбе.
  • Они укладывали на пол отца жениха и сажали на него мать, якобы она уложила его на лопатки.

Всем было очень смешно и весело, так как не видано, чтобы жена била мужа. А сейчас такая традиция позабыта, но бывает, проводится до сих пор, свадьба у армян, традиции которой включают, такую борьбу между новобрачными. Победить должна обязательно девушка, потом она целует мужа в щеку. и он считается побежденным.

Ранее проводилась свадьба у армян, традиции которой имели неприятный для невесты характер. Если молодой человек сильно влюбился и хочет женится на девушке, а родители между собой не могут договориться о помолвке и будущей свадьбе. То юноша крадет девушку из отчего дома. Это может быть даже на улице или из дома родственников девушки.

  • Молодой человек подкарауливает будущую невесту и крадет.
  • Раньше увозили девушку на коне, сейчас же это может быть машина.
  • После кражи, молодой человек выставляет условия о том, чтобы ее отдали в жены.
  • Так как украденная девушка уже не считается чистой и невинной , то родителям ничего не остается как дать согласие на свадьбу. После этого можно уже и заводить детей, планировать беременность.

Но стоит отметить, что чаще всего насилия над девушкой не происходит. В месте, где ее держат, холят и лелеют, но репутация уже испорчена и вряд ли кто, то другой захочет взять ее замуж, зная, что ее воровали.

Современные молодые люди, когда устраивается свадьба у армян, традиции и обычаи свято чтут на самом лучшем дне своей жизни. Но в любом случае останавливаются на тех традициях, которые ближе их духу, а также тем местам, где они родились и выросли. Так же каждая пара стремится, чтобы их день был уникальным и памятным. Поэтому стараются сделать свою свадьбу не похожую на все остальные. Не смотря на течение времени традиции армянской свадьбы соблюдаются и передаются из поколения в поколение.

Ссылка на основную публикацию