Секреты красоты советских женщин

«Я вам женщина, а не товарищ»: три секрета красоты наших бабушек

В одном из интервью эксперт моды Эвелина Хромченко отметила:

«Моя бабушка любила платья-футляры и трикотажные джемперы, всегда ходила на каблуках, с маленькой сумочкой и пользовалась коралловой помадой».

Я поинтересовалась секретами стиля и красоты своей бабушки. Думала, что услышу что-то про огуречные маски и втирание яйца в волосы, но первое, что она сказала, было: «Помада!»

Губная помада, пудра и тушь-«плевалка»

Ярко-розовая, морковная, коричневая и алая – выбор палитры был невелик, ассортимент производителей – тоже, но тем больше советские женщины ценили губную помаду (фирмы «Дзинтарс», например). Когда она заканчивалась, остатки «добывали» с помощью спички!

Одна женщина рассказала, как в советское время из матовой помады самостоятельно делала перламутровую:

«Покупаешь обычную помаду за 35 копеек и смешиваешь ее с зубным порошком».

Пишут, что особенно популярна яркая губная помада стала благодаря советской киноактрисе Любови Орловой.

Любовь Орлова (фото: www.eva.ru)

Ароматная пудра «Красная Москва» в картонной коробке и прессованная тушь от «Невской косметики» за 40 копеек – ещё один «мастхэв», как бы сейчас сказали. В комплекте была кисточка в виде зубной щетки, а сама тушь была суховата. Чтобы накрасить ресницы, в неё нужно было добавить немного жидкости. Понятно, что часто в неё попросту плевали – так тушь получила название «поплюйка» или «плевалка». Совсем, конечно, не изысканно, зато я слышала от многих женщин, что это была лучшая тушь из тех, которыми они пользовались: была натуральная, не размазывалась и давала «драматический» объем.

Тушь, помада, пудра, румяна и лак для ногтей советского образца

Палитра теней для глаз, опять же, была скромная. Это легко заметить по кадрам из советских кинофильмов: куда ни глянь – все фантазии на тему голубых век.

Барбара Брыльска в “Иронии судьбы” и Наталья Кустинская в “Иван Васильевич меняет профессию” (фото: www.liveinternet.ru)

Советская промышленность долгое время не производила кисточек для макияжа, поэтому в пособиях для продавцов советского времени было пояснение: тени наносят на веки «кончиком пальца».

Беспокойная ночь на бигуди

Это сейчас всё просто: разогрела коническую плойку, накрутила за полчаса кудри – и готова. Раньше, рассказала мне бабушка, тем, кто не делал химическую завивку, нужно было целую ночь спать на бигуди, чтобы выйти на работу «при параде». Думаю, эти советские бигуди, электрические и обыкновенные, ещё у многих сохранились.

Спать на них было – настоящая морока. Хорошо ещё, если результат удовлетворил. А бывало: один локон выбился, другой не завился, третий получился слишком мелкий…Что делать! Если под рукой оказался лак для волос «Прелесть» — закрепили красоту и на работу. А если лака нет, «сбрызните расческу духами и причешите волосы, — советовали советские журналы. – На волосах останется ненавязчивый аромат, который будет окутывать вас лёгким облаком».

Фото: Денис Ромодин

Парикмахерские в больших городах СССР были не просто «салонами красоты», а местом, где женщины общались по душам, узнавали последние новости, отдыхали. Большинство из них не имели собственного названия, салоны с именем были редкостью и хотя бы за это уже считались лучшими.

Московская парикмахерская “Чародейка” и её посетительницы (фото: РИА Новости)

Самой известной парикмахерской советской Москвы была «Чародейка», открывшаяся в начале 70-х годов на Калининском проспекте, ныне Новом Арбате. Просторный зал, лучшее оборудование, мастера-победители конкурсов парикмахерского искусства и даже кафе на втором этаже, где можно было скоротать время, прославили «Чародейку» как самый роскошный салон Москвы. Чтобы подстричься здесь, записываться приходилось задолго, а вот цены на парикмахерские услуги были немногим дороже, чем в других салонах, потому что устанавливались государством в соответствии с тарифом региона.

Баня по выходным

Вспомните, как популярны были в советское время общественные бани. Воскресный поход в баню моя бабушка назвала третьим секретом красоты и хорошего самочувствия, который стоило бы взять на вооружение и современным девушкам. Баня снимает стресс, даёт возможность «отдохнуть» почкам, помогает организму избавиться от токсинов, расслабляет мышцы и сухожилия, что актуально и для постоянно сидящих офисных работников, и для тех, кто активно занимается спортом.

Ну и, конечно, после бани кожа становится просто «младенческая», особенно, если вы взяли с собой скрабы, мёд и «свежий» банный веник.

Реклама косметики советских времён

Бьюти-бокс по-советски: секреты макияжа в эпоху дефицита

Люди стремились быть красивыми во все времена — но в СССР это давалось им особенно тяжело. Рассказываем, во сколько обошлась бы советскому гражданину пластическая операция, какой была идеальная женщина по версии партии (спойлер: чистой) и зачем на голову лили пиво.

«Парикмахерские тоже переживают кризис. Во многих столичных парикмахерских нет ни одеколона, ни шведской воды, ни бриолина. После бритья лицо „освежают“ простой водой, а волосы мочат какой-то сомнительной помадой. Хорошо еще, что есть мыльный порошок для бритья и пудра. По-видимому, недалеко то время, когда каждому обывателю придется поневоле отпустить бороду. Бритые физиономии отойдут в область предания» — так писали петроградские газеты в августе 1917 года. После Октябрьской революции ситуация стала еще хуже. Горожанам пришлось изменить своим привычкам в области гигиены и красоты.

Английский писатель Герберт Уэллс посетил Петроград в 1920-е и был поражен тем, что произошло с городом. Опустел Невский проспект, где прежде шла оживленная торговля. Литературовед Виктор Шкловский рассказал Уэллсу о корабле, который незадолго до этого привез в Петроград немного еды и коробки с парфюмом из Парижа:

«Мы эти духи меняли на продукты, хорошие французские духи…»

Духи стали бесценной валютой — ведь после революции в России уцелело всего два предприятия, которые производили косметику. Первая — бывшая фабрика Товарищества Альфонса Ралле, а теперь фабрика «Свобода». Вторая — фабрика Брокара, ставшая «Новой зарей». Однако в первое время вместо духов, пудры и помады они стали производить тоннами обычное хозяйственное мыло. «Чистота — это лучшая красота», — заявляла новая власть и старалась убедить население: в новом мире нет времени думать о таких глупостях, как косметика.

Сфера красоты очень быстро становится сферой политического влияния. Отныне нет просто женщин — есть рабочие и комсомолки, и их внешний вид должна регулировать линия партии. В журнале «Работница» появлялось много публикаций на эту тему. Так, сотрудницы одной из фабрик в 1924 году постановили: «Не пудриться и не мазаться. Лицо портится и нехорошо. Как будто обман какой». В другом номере «Работница» провозглашала:

«Мы, коммунисты и комсомольцы, стоим за красоту, за красивое тело, за изящную человеческую фигуру. За естественную красоту, а не подмалеванную». И годом позже: «При повышении культурного уровня женщины вся эта косметика сама по себе ликвидируется».

Духи, тени, помада, пудра преподносились как элементы мещанского, нэпманского образа жизни, враждебного нынешнему строю. В фильме Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», который стал манифестом авангарда 1920-х, есть любопытная монтажная фраза: крупный план женских рук в маникюрном салоне сменяется крупным планом женщины, склеивающей пленку за монтажным столом. Труд монтажницы Вертов уравнивает с трудом рабочего. Оба они трудятся над созданием нового, лучшего мира, и оба противопоставлены прежнему укладу.

Белая ночь. Реклама. 1930-е. Источник

«Человек с киноаппаратом» — не только политическое и художественное высказывание, но и документ эпохи. Где еще современный человек может увидеть странные завивочные аппараты и ни на что не похожие тренажеры для похудения?

Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Завивка. Источник Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Маникюр. Источник Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Женщина красит губы. Источник

Риторика о том, что искусственно приукрашивать внешний вид недостойно коммуниста, конечно, имела целью снизить социальное напряжение. Рабочие и крестьяне просто не могли позволить себе косметику — заботливая партия и успокаивала: приличные люди в ней и не нуждаются. В то же время представители власти и богемы могли если и не жить по-прежнему красиво, то по крайней мере стараться. Например, Лиля Брик не любила отказывать себе в новых нарядах и косметике. Когда Владимир Маяковский уезжал за границу, она давала ему записочки с тем, что нужно купить. Вот отрывок из одной такой записочки:

«…Чулки. Бусы (если еще носят, то голубые). Перчатки.
Очень модные мелочи. Носовые платки.
Сумку (можно в Берлине дешевую, в K.D.W.)
Духи: Rue de la Paix, Mon Boudoir и что Эля скажет [сестра, Эльза Триоле]
2 коробки пудры Arax. Карандаши Brun для глаз, карандаши Haubigant для глаз».

Тем, кто не мог позволить себе роскошь фирменной косметики, приходилось справляться подручными средствами. Пантелеймон Романов в рассказе «Актриса» пишет о хрупкой, утонченной женщине, доведенной до отчаяния лишениями революционного времени:

«В последнее время у нее не было пудры (лишение, которого она никогда себе не представляла возможным). Она, мучаясь от стыда перед самой собой, употребляла вместо нее зубной порошок».

Однако со временем и в экономике, и в политике партии происходят изменения. На смену бесполому трудящемуся существу приходит ухоженная женщина 1930-х. Баррикадный аскетизм сменяется сталинским ампиром. В культуре популяризируется образ женщины, которая занимается общественными делами, но при этом не забывает следить за собой. Именно в эти годы в столице появляются первые косметические кабинеты. Легко догадаться, что они были доступны только узкому кругу элиты.

«Красный мак». Реклама. 1930-е. Источник

В 1937-м открывается Институт косметики и гигиены. Это было первое заведение такого типа в Советском Союзе. Здесь делали массаж, депиляцию, педикюр, выводили татуировки. Журнал «Огонек» рассказывал:

«В приемной Института косметики и гигиены, открытого в Столешниковом переулке в Москве, можно встретить самых разных посетителей, и молодых красивых женщин, желающих стать еще красивее, и ветеранов гражданской войны, пришедших избавиться от шрамов, и молодого рабочего, решившего разделаться с одолевшими его угрями, и начинающего лысеть молодого инженера, и военного, собирающегося сгладить здесь свои оспенные рябины, и молодых и пожилых работниц с фабрик и заводов, и людей, специально приехавших из провинции для того, чтобы пройти здесь курс лечения».

Существует мнение, что институт был создан специально, чтобы поддерживать красоту актрисы Любови Орловой.

Это не совсем так. Институт был создан в 1930-е, а Орлова сделала первую пластическую операцию ближе к 1960-м. Благодаря этой операции пожилая Орлова смогла сыграть в фильме «Скворец и лира» 40-летнюю женщину.

Читайте также:  Какого цвета шуба у Деда Мороза

Любовь Орлова в фильме «Скворец и лира». Источник

Любопытно, что именно Орлова на экране стала клиенткой настоящего советского визажиста. В фильме «Весна» (1947) героиня Рины Зеленой примеряет ей с помощью стекла разную форму губ, пока не останавливается на одной, наиболее подходящей. «Сексапил номер 4!» — радостно провозглашает она.

Фрагмент из фильма «Весна»

Послевоенное время возвращает в моду идеалы скромности и чистоты. Использование косметики клеймится как нечто неприличное.

Показателен эпизод из фильма «Большая семья» (1954). Пожилой рабочий заходит в гости к девушке-инженеру. Оглядывает ее комнату, туалетный столик: «Духи, значит? Может, у тебя и пудра есть?» Та поспешно оправдывается: «Что вы, Илья Матвеевич, я не крашусь».

Злоупотребление косметикой становится излюбленным объектом внимания советских сатириков. Карикатуры на эту тему появляются в журнале «Крокодил».

Карикатура из журнала «Крокодил». Источник

Тем же, кто все-таки хотел иногда выглядеть нарядно, приходилось идти на известные ухищрения. В 1950–1960-х советские женщины уже не пудрились мукой и не красили щеки свеклой, но косметическая индустрия всё еще не могла удовлетворить потребности всех желающих.

Тушь в СССР была только одна, она называлась «Ленинградская». В коробочку с тушью надо было плевать, а потом терпеливо разделять иголкой склеенные ресницы.

Как это делалось, можно увидеть в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», где любовница режиссера плюет в коробочку, чтобы сухой черный брусок начал отдавать цвет щеточке. При невозможности купить тушь в ход шли домашние рецепты: например, тушь можно было сварить в домашних условиях из пробки, свечки и мыла.

Ленинградская тушь. Фрагмент из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Вместо привычных нам щипцов женщины использовали для завивки ресниц раскаленную вилку или обычный… столовый нож. В романе Андрея Битова «Пушкинский дом» лирический герой с удовольствием разглядывает, как прихорашивается его возлюбленная:

«…Его радовала закопченная железная вилка, которую Фаина уходила калить в кухню на газе и бегом возвращалась, отставив слегка руку в сторону с раскаленной вилкой и помахивая ею (на эту вилку она наматывала прядь, совершая последний и самый выразительный локон), и столовый нож, которым она с поразительной ловкостью загибала себе ресницы, и иголка, которой она разделяла по отдельности ресницы, уже накрашенные… Эта возня с колющими и режущими предметами (у самых глаз!) казалась Леве рискованной и опасной, а то спокойствие и деловитость, с каким Фаина это всё проделывала, и восхищали, и пугали его, как смелость артиста в цирке».

Пластическая хирургия в Советском Союзе была темой, о которой не принято распространяться, но встречались и исключения. В 1965 году выходит комедия «Дети Дон-Кихота» о многодетной семье врача-акушера, чья жена работает врачом-косметологом. В одном из эпизодов к ней в кабинет врывается бывший пациент по фамилии Сазонов, который требует вернуть ему обратно уши:

«Вера Петровна, умоляю, верните мне назад мои лопоухие уши… — Сазонов, голубчик, я же вас предупреждала. Вы же себе представить не можете, что такое повторная операция. — У меня семья распадается. Дети смеются, родная мать не узнает».

Следом врывается еще одна пациентка: «Скажите пожалуйста, вы можете сделать римский или греческий профиль? — Могу, девушка, только подождите минуточку».

Теоретически услуги пластических хирургов были доступными. Цены устанавливались государством, а поэтому стоило всё недорого. Пластика носа — около 40 рублей, пластика лица и шеи — около 50. Эта сумма равнялась примерно половине средней зарплаты.

Правда, чтобы сделать такую операцию, нужно было попасть на консультацию, затем встать в очередь, дальше дело могло затянуться на два-три года.

Хитом советского проката 1960-х становится фильм «Бабетта идет на войну». Подражая Бриджит Бардо, советские женщины делают эффектные начесы, которые моментально получают название «Бабетта».

Кадр из фильма «Бабетта идет на войну». Источник

Такая прическа обычно делалась в парикмахерской и не расчесывалась в течение недели. Для фиксации ее обильно поливали лаком, который можно было изготовить самостоятельно. Для этого мебельный лак разводили одеколоном, а потом разбрызгивали из пульверизатора. Использование пива для укладки тоже было обычным делом: им мыли волосы или мочили пряди, завивая их на бигуди.

Ирина Муравьева в фильме «Карнавал». Источник

Советская реклама. Помада

Помады в СССР производили несколько фабрик, из которых лучшими считались «Северное сияние», «Новая заря», «Свобода» и «Невская косметика». В 1970-е выпускалось уже примерно 5 млн тюбиков помады в год, но этого всё равно не хватало. Да и стоила помада недешево — около 5 рублей, поэтому к ней относились очень бережно.

После того как основная часть помады заканчивалась, остатки выковыривались спичкой. А еще можно было собрать остатки нескольких помад, переплавить на водяной бане и слить в баночку. Получался новый уникальный оттенок, который наносили на губы кисточкой — почти как сейчас.

В 1980-е всё большей популярностью начинает пользоваться косметика из братских стран, которая понемногу смягчает отечественный дефицит. В Москве и Петербурге пределом мечтаний модниц была польская косметика фирмы «Поллена»: духи Вус Moze («Быть может»), перламутровый лак для ногтей и помада с модным сливовым оттенком. Гэдээровский крем для бритья марки «Флорена» практически не имел альтернатив в Советском Союзе.

Но дефицит и очереди, стояние в которых не гарантировало покупки, были неотъемлемой частью повседневной жизни. Поэтому девушки продолжали выдумывать диковинные рецепты: тени для век делали из детских мелков, контур губ наводили карандашами для рисования, а пряди волос подкрашивали копиркой. Все эти лайфхаки женщины использовали вплоть до начала 1990-х.

Секреты красоты советских женщин

Советские «салоны красоты», которые в основном назывались просто парикмахерскими, прочно ассоциируются с рядами сушуаров, под которыми листают журналы советские модницы в ожидании, когда перманент подействует на волосы. Еще один образ — парикмахер в белом халате, сооружающий высоченную бабетту. Парикмахерские были не только местом для приведения себя в порядок, но и центром знакомств и обмена сплетнями.

Здесь можно было устроить на голове «взрыв на макаронной фабрике» с помощью химической завивки, взбить бабетту или завить кудри «как у Орловой». Можно было даже сделать маникюр или педикюр, если повезет, или хотя бы просто освежиться одеколоном. Вся красота жила пару дней, после чего посетителю салона приходилось вновь вставать в очередь за следующей порцией красоты.

В прямом смысле слова салонов красоты как таковых в СССР не было: как мы уже сказали выше, были парикмахерские, и не у каждой из них даже было свое название и вывеска. Как и в любом другом деле, включая здравоохранение и пошив одежды, для советского человека было важно найти своего мастера, к которому потом можно было годами ходить в соседний подвал за углом и еще водить туда все свое семейство.

В хороших парикмахерских мастера строго делились на мужских и женских; «универсалы» в основном работали на периферии и в парикмахерских при вокзалах, банях и других местах общественного пользования. Ничего удивительного: женщинам хотелось хотя бы частично сохранить тайну превращения из золушки в принцессу, да и мужчины не горели желанием демонстрировать такие интимные процессы, как бритье, стрижка усов и бороды, а может, даже и окрашивание волос.

Салоны с оригинальными названиями обычно оказывались самыми лучшими и популярными. Одной из самых знаменитых в Советском Союзе парикмахерских была «Чародейка» на Калининском проспекте (сейчас — Новый Арбат) в Москве. Салон открылся в начале 1970-х годов и быстро завоевал популярность среди столичных жителей. Желающих постричься или сделать укладку ждал огромный зал с панорамными окнами на улицу, самое передовое оборудование и мастера, побеждающие в различных профильных конкурсах. Конечно, новое оборудование в Москве было проще достать, чем в регионах, но тем не менее «Чародейка» в этом смысле всегда отличалась.

Каждая мечтала сделать модную прическу и стрижку в «Чародейке», но не каждая имела такую возможность: очередь на стрижку длилась несколько недель, на всех желающих мест не хватало. Вот тут бы и пригодилась дружба с парикмахером. Наверняка такие привилегии были у завсегдатаев «Чародейки» — актрис, певиц и жен высокопоставленных советских чиновников. Гламура добавляло и наличие кафе на втором этаже, где, дожидаясь назначенного времени, посетительницы могли за чашкой кофе обсудить городские новости. «Чародейка» стала поистине легендарным местом, и вскоре парикмахерские по всему Союзу тоже стали так себя называть.

Несмотря на элитарность, «Чародейка» была такой же демократичной в плане цен, как и остальные советские салоны: прейскурант утверждался на государственном уровне и мог лишь слегка отличаться с поправкой на регион.

Сколько же стоили парикмахерские услуги в СССР? К примеру, в мужском зале можно было постричь усы за 40 копеек, бороду — за 55 копеек. Мужская «модельная» стрижка стоила всего 40 копеек, а полить все это дело одеколоном обошлось бы в сумму от 5 до 20 копеек в зависимости от категории одеколона.

Модная женская стрижка по методу «Сассун» — от знаменитого стилиста и парикмахера Видала Сассуна, который совершил настоящую революцию в мире моды в 1950-х годах, предложив вместо сложных локонов и укладок простые в укладке женские стрижки, — стоила в среднем 1,6 рубля. Завивка волос на бигуди стоила 80 копеек. Полный комплекс услуг, включавший химическую завивку и стрижку, обошелся бы советской моднице в целых 5 рублей.

В женских залах творилось волшебство, и не все секреты хотелось раскрывать мужчинам. Некоторые из них были довольно отталкивающими. Ведь профессиональные средства, которые закупались централизованно, быстро заканчивались, и мастерам приходилось прибегать к народным приемам.

К примеру, они могли мыть волосы пивом и им же смачивать локоны перед тем, как накрутить их на бигуди, для лучшей фиксации. Как все это пахло, можно только догадываться. Кончился лак для волос? Не беда: в ход шла вода с сахаром, которая отлично справлялась с фиксацией начесов. «Отлично» — это оценка в условиях, когда нет ничего лучше, и всего остального тоже нет. Конечно же, все это легко распадалось при малейшем дожде и держалось недолго.

Откуда бралась в СССР мода на прически и стрижки при закрытом «железном занавесе»? После выхода на экраны фильма «Колдунья» 1956 года в моду вошли прямые пряди. В 1959 году состоялась премьера картины «Бабетта идет на войну» с молодой Брижит Бардо в главной роли, и образ актрисы настолько вдохновил советских зрительниц, что они ринулись в парикмахерские делать себе прическу как у нее.

Читайте также:  Почему в церкви становится плохо — ответы священнослужителей

Чем больше было объема, тем круче была бабетта: в прически подкладывали вычесанные волосы, капроновые чулки и даже банки. В начале 60-х все ходили с начесами: и взрослые женщины, и юные девушки. В школах проверяли учениц на предмет наличия начесов и отправляли домой, если прическа была недостаточно гладкой. Увлечение объемом привело к созданию прически «улей», которую можно было создать даже на волосах средней длины. Женщины, у которых были шиньоны, завивали их дома и уже готовыми несли в парикмахерскую, чтобы не тратить время на сидение под феном.

Любимые актрисы и певицы были примером для подражания в прическах. В свое время очень модными считались стрижка как у французской певицы Мирей Матьё, а также уложенные локоны, как у актрисы Любови Орловой. Считается, что она стала одной из первых среди советских женщин, кто решился на пластическую операцию. Простые соотечественницы ничего не знали о пластической хирургии, эту услугу нельзя было получить в парикмахерских, поэтому оставалось лишь с изумлением наблюдать, как Орлова молодеет год от года, и пытаться повторить эффект при помощи огурцов на глаза и сметаны на щеки.

Еще одна популярная московская парикмахерская — это «Красный мак» на углу улицы Петровка и Столешникова переулка. На самом деле это была очередная безымянная парикмахерская, но в народе ее прозвали именно так из-за того, что рядом находилось кафе с таким названием. Местные мастера славились на всю Москву своими навыками. Это было место попроще «Чародейки», но все равно занимать очередь нужно было сильно заранее. Количество желающих росло и оттого, что в городе ходила легенда, будто парикмахеры работают здесь в халатах на голое тело.

9 рецептов от советских красавиц, которые знали, как выглядеть шикарно даже в годы тотального дефицита

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Эти рецепты переходили из тетрадки в тетрадку, позволяя нашим мамам и бабушкам выглядеть ничуть не хуже современных женщин, избалованных огромным количеством косметических средств на прилавках. Благодаря своему натуральному составу такие маски, скрабы и даже шампуни весьма эффективно справлялись с любыми проблемами. Хоть и приходилось немного повозиться, главное, что результат того стоил.

AdMe.ru предлагает посмотреть на самые лучшие рецепты косметических средств, доставшиеся нам в наследство. Только помните: прежде чем экспериментировать на себе, убедитесь, что у вас нет аллергии на ингредиенты.

Вазелин для стойкого макияжа

Вам понадобятся:

Если моднице хотелось добиться легкого сияния кожи, эффекта мягких губ и влажных теней, она наносила вазелин на те места, которые хотела выделить и увлажнить (как сейчас наносят хайлайтер). К этому способу, кстати, прибегают и современные топовые визажисты.

Медово-ромашковый шампунь для густых волос

Вам понадобятся:

  • 30 г сухой ромашки
  • 1 ст. л. меда

Упаковку ромашки залейте стаканом кипятка и настаивайте час. После процедите и добавьте 1 ст. л. меда. Нанесите шампунь на мокрые волосы примерно на полчаса и затем смойте. Если у вас темные волосы, то вместо ромашки возьмите аир в тех же пропорциях (к тому же он спасает от перхоти и выпадения волос). Средство можно применять и как маску для волос, и как обычный шампунь.

Огуречный лосьон для очистки лица

Вам понадобятся:

  • 300 г свежих огурцов
  • 250 г водки

Разведите водку обычной водой в пропорциях 1 к 1. Залейте огурцы получившимся раствором и настаивайте в течение 14 дней. После процедите и используйте в качестве лосьона для лица.

Медовый крем для сияющей кожи

Вам понадобятся:

  • 120 г меда
  • 240 г ланолина
  • 100 г миндального масла

Разогревая на пару мед, по очереди добавьте к нему остальные ингредиенты маски. Хорошо перемешанную массу остудите и храните в холодильнике. Лучше такой крем использовать в качестве ночного.

Овсяная крупа для чистой кожи лица и тела

Вам понадобятся:

  • Овсяная крупа
  • Чистый капроновый носок

Рецепт № 1. Для умывания: зажмите в ладони горсть овсяных хлопьев подержите ее под струей воды примерно 1 минуту, чтобы овсянка намокла и начала немного мылиться. Потом помассируйте хлопьями кожу лица и смойте.
Рецепт № 2. Для тела: наши бабушки засыпали овсянку в капроновый носок и использовали это приспособление в качестве мочалки, добиваясь удивительной гладкости и упругости кожи. Может, сейчас звучит и дико, но главное, что это работает.

Солевой скраб для очистки тела

Вам понадобятся:

  • 250 г соли
  • 250 г сметаны жирностью не меньше 25 %

Соль и сметану перемешайте. Нанесите на тело и помассируйте проблемные участки. Наносите скраб после душа и храните его между процедурами в холодильнике (только не очень долго). Если у вас чувствительная кожа, то имейте в виду, что такой скраб может вызвать аллергию.

Яичная маска для омоложения лица и шеи

Вам понадобятся:

  • 1 желток
  • 1/2 ч. л. меда
  • 5 капель оливкового масла (можно подсолнечного)

Рецепт от народной артистки СССР Любови Орловой. Если кожа склонна к жирности, используйте либо масло, либо глицерин. Смешайте ингредиенты и нанесите на чистую кожу лица и шеи примерно на 20 минут. При необходимости процедуру можно повторять каждый день.

Маска для густоты волос «Дрожжевая»

Вам понадобятся:

  • 2 ч. л. дрожжей
  • 3 ст. л. меда
  • 1/2 стакана кефира

Залитые водой дрожжи оставьте на час. Добавьте кефир и мед и тщательно перемешайте. Полученную смесь нанесите на волосы по всей длине. Час подержите маску на голове под шапочкой из полиэтилена и полотенца. Смывайте тщательно большим количеством воды (можно использовать шампунь).

Контрастный компресс от второго подбородка

Вам понадобятся:

  • Плотная салфетка
  • Емкости с холодной и горячей водой

Салфетку поочередно смачивайте то в горячей, то в холодной воде и прикладываете к нижней части подбородка. Холодный компресс держите 3–4 секунды, горячий — 1–2 минуты. Меняйте 5–6 раз.

А если и у вас завалялся такой рецепт, расскажите нам, мы с удовольствием его проверим.

Секреты красоты советских женщин

Страницы

Секреты советской красоты

Косметики в СССР было очень мало, а если и было, то ее не покупали, ее доставали. И не важно было, нравится аромат туалетной воды, цвет теней или помады, подходит ли оттенок пудры. В конце концов можно было сдать непонравившийся товар в комиссионный магазин…

То без чего сложно представить себе макияж тех лет — это тушь в брусочке. В нее плевали, а затем самые отчаянные разделяли ресницы иголками или булавками.

Эффект получался сногсшибательный, особенно, если предварительно прибегали к еще одной устрашающей процедуре — подкручиванию ресниц горячим ножом или ложкой. Я помню соседку по дому, которая выходила по утрам с ресницами, напоминавшими потрёпанную жизнью обувную щётку.


Кстати, многие женщины уже тогда догадались до нынешнего модного среди визажистов приема — использовать в качестве румян помаду.


Зубной порошок. Помимо жёсткой абразивной чистки зубов можно было ещё столовые приборы почистить. Вот она мультифункциональность того времени!


Шампунь “Кря-кря”, пахнущий ирисками и карамелью! Волосы, лёгкие, как пух — это про него.

Мода 80-х требовала совершенно гипертрофированного образа, часть которого составляла пышная прическа. Безумные начесы щедро заливались лаком для волос “Прелесть” так, что прическа буквально становилась твердой на ощупь. Чем выше и тверже начес — тем краше.


В конце восьмидесятых добиться модного образа стало значительно проще — рынок завалили дешевые марки самой разнообразной косметики. Одни только наборы марки Ruby Rose гарантировали ультрамодный макияж.

Предметом особого вожделения были Румяна “Este Lauder” из фирменного магазина, куда можно было попасть только по специальным приглашениям.

Все женщины того времени мечтали о ‘золотых розочках’ Lancôme и упакованных в сине-голубые коробочки пудрах и помадах Dior.

У моей мамы была “ланкомовская” пудра, вещь использующаяся по назначению только по особому случаю, а так она была предметом гордости и зависти приятельниц.

Ровный тон лица обеспечивал ещё один легендарный косметический продукт тех лет — тональный крем ‘Балет’ от фабрики “Свобода”, ложащийся на кожу густым слоем, создавая эффект гладкой, хотя и неестественной маски.

Этот крем кстати несколько лет назад пережил второе рождение, и теперь на рынке представлен “Балет 2000″.


Порошковая пудра по степени измельчения и виду отдушки делилась на четыре группы:

Высшего качества — “Восток”, “Бархатистая”, “Балет”.

Группы А (хорошего качества) — “Красная Москва”, “Кремль”, “Эллада”, “Сказка”.

Группы Б (средняя) — “Маска”, “Камелия”, “Шипр”.
Группы В (массовая) — “Кармен”, “Сирень”, “Фиалка”.

Пудра “Ленинградская” для нормальной и жирной кожи. Любопытны рекомендации того времени по нанесению пудры:

“Пудру можно накладывать в следующей последовательности: сначала припудрить подбородок, затем окружности рта, щеки, лоб, нос. Употреблять для этой цели пуховки не гигиенично, так как они быстро загрязняются. Лучше пользоваться каждый раз чистым ватным тампоном”.

Ну, и конечно, парфюм. Выбор духов был значительно шире, чем ассортимент декоративной косметики.

Например, “Красная Москва”, она же “Любимый букет императрицы”. Эти духи были созданы на фабрике Брокара парфюмером Августом Мишелем в 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых и специально для Александры Фёдоровны.

Дальнейшая история духов и их создателя обычна для “страны Советов”.

К 1917 году самого главы “Империи Брокара” уже не было в живых. Его наследники благополучно эмигрировали, а старый сподвижник Брокара Август Мишель остался.

Поначалу фабрику хотели закрыть, но рабочие, привыкшие к своему делу, пошли к Ильичу, тот принял их в Кремле и фабрику приказал сохранить, назвав Москворецким мыловаренным заводом N 2. Главным парфюмером остался сподвижник старого Брокара Август Мишель.

Мишель старательно обучал советских специалистов всему, что знал. В 1922 году он предложил заменить неблагозвучное мыловаренное название на “Новую зарю”.

В 1925-м Мишель переименовал свои духи в “Красную Москву”, а новый флакон и коробку сделал художник Андрей Евсеев.

Когда же “красный директор” решил, что Август Мишель больше не нужен, старого парфюмера, верой и правдой служившего новой власти, сослали в места отдаленные, где он и сгинул…

Если же «Красной Москвы» по какой-то причине не было, можно было купить и другие марки. Например, духи «Вечер»

Духи «Красный Мак»

Или импортный польский парфюм – почти как “настоящий французский” Climat.

Старшеклассницы и выпускницы тех лет отчаянно мечтали о “Наташе”.

Читайте также:  Можно ли молиться за животных, которые болеют или умерших, в православии

Мужчины тоже не были обойдены вниманием.

О знаменитых “Шанель № 5″ советские женщины в большинстве своем знали только понаслышке, и очень мизерное количество дам пользовалось ими в реальной жизни.

Если спросить дам, чья молодость пришлась на эти годы, они вспомнят духи “Клима” и “Черная магия” от Lancôme, а также “Опиум” от YSL и “Фиджи” от Guy Laroche.


Необходимый атрибут модниц тех лет – кричащие лаки для ногтей.

Особой любовью пользовалась американская марка KiKi, выпускавшая сверкающие блестками лаки самых невероятных оттенков, из-за которых ногти слоились, желтели и ломались, но ради чего только не пойдешь во имя красоты?!

Секреты красоты советских женщин. Секреты СССР: чем советские женщины красоту наводили

Популярные материалы

Today’s:

Секреты красоты советских женщин. Секреты СССР: чем советские женщины красоту наводили

В Советском Союзе, как в любой другой стране, женщины хотели быть привлекательными. Вот только полвека назад «достать» настоящую косметику удавалось только единицам. Модницы выходили из положения, как могли. В ход шли обычные цветные карандаши, пиво, краска серебрянка.

Тушь, в которую плевали

Кадр из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год. | Фото: dlm6.meta.ua.

В 1960-е годы в моду вошли стрелки. Советские женщины не желали отставать от западных красавиц и тоже тщательно прорисовывали себе «птичку». Вот только вместо косметического карандаша в ход шел обычный. В грифель макали заточенную спичку, и стрелка готова.Тушь также невозможно было найти днем с огнем. В ход шла смесь из вазелина, жженых спичек, гудрона. Позже все красавицы Советского Союза дружно плевали в фабричную коробочку с тушью, а затем разделяли ресницы иголочкой.

Тушь для ресниц и бровей, в которую предварительно нужно было поплевать. | Фото: kryaker.dwg.ru.

Серебрянка в качестве теней

Каждая женщина в СССР хотела быть красивой. | Фото: korabox.ru.

Чтобы сделать тени для век, снова же использовались детские карандаши. Грифель нужного оттенка растирался до нужной кондиции. Те, кто хотел выглядеть и вовсе неотразимо, пользовались «серебрянкой». Женщины макали палец в блестящий порошок и наносили его потом на веки.

Пиво для завивки

Кадр из к/ф «Карнавал», 1981 год. | Фото: zhenskie-ulovk.

Бигуди, как и все остальное, в Советском Союзе «доставали». А те, кому это не удавалось, не огорчались и накручивали волосы на газету и пиво. На газету ложилась веревочка, листок сворачивался, и на готовый рулончик накручивалась прядь. Торчащие концы веревочки связывались между собой. Для фиксации кудрей перед завивкой волосы смачивали пивом.

Лак для ногтей

Советский лак для ногтей. | Фото: 20th.su.

С лаком для ногтей также все обстояло непросто. В СССР в основном продавался бесцветный лак. Тогда изобретательные модницы добавляли в него синюю пасту от ручки, битые елочные игрушки или же блеск жидкость от растворенных перламутровых пуговиц.

Красота в СССР. Салонов красоты в СССР не было

Начнем с того, что салонов красоты в современном понимании в СССР не было. Были просто парикмахерские, но не каждая из них могла похвастаться даже обычной вывеской с названием. Так что советские люди просто находили своего мастера в парикмахерской за углом и ходили к нему регулярно, семьями и даже поколениями.
Те «салоны», что носили имя, на поверку оказывались самыми лучшими и популярными. Одной из знаменитых парикмахерских СССР была московская «Чародейка». В начале 70-х она открылась на Новом Арбате и покорила жителей города. Огромный зал с панорамным окном с видом на улицу, самое современное оборудование, которое в столице, конечно, достать было куда проще, чем где-нибудь на окраине, и мастера, прославленные победами в конкурсах. Подстричься в «Чародейке» мечтала каждая, но не каждой это удавалось. Записываться на стрижку приходилось задолго, мест всем не хватало. Завсегдатаями парикмахерской были актрисы, певицы и жены чиновников из партийной верхушки. Особого обаяния добавляло «Чародейке» кафе, расположенное на втором этаже. Дожидаясь назначенного времени, модницы могли выпить чашку кофе и обсудить свежие сплетни. Так что парикмахерская становилась не просто местом превращения золушек в принцесс, но и культурным центром. Вскоре «Чародейка» стала настоящим брендом, и парикмахерские по всей стране бросились перенимать название у столичной коллеги.

Как ухаживали за собой женщины в СССР. Кошмарная красота советских женщин: когда в 20 выглядели н.

Если честно, нельзя так говорить, но судя по фотографиям тех лет, советские женщины были серыми, неухоженными и забитыми. Полные, похожие на теток уже в 30 лет, женщины-товарищи, рабочие лошадки: химзавивка, брови-ниточки и самый страшный эро-кошмар сегодняшнего мужика – повышенная лохматость.

С оветские фильмы и фотографии наших бабушек тому свидетели: советская женщина была серой и помятой. Раннее ожирение и старость уже к тридцати, жалкие потуги на элегантность при общей неухоженности. Кошмарная химзавивка, брови ниточками или брови Брежнева. Просто эротический кошмар! © — такой комментарий я поймала к одному из своих постов.
Конечно, судить женщину СССР по сегодняшним стандартам — все равно, что осуждать статую Венеры Милосской за заплывшие бедра, животик и вообще не фитоняшную фигуру. У нас — маникюры, педикюры, массажи от целлюлита и магазины на каждом шагу. Мы можем найти и купить все, что взбредет в голову. Мы можем даже заказать это из США! Советская женщина, наверное, от такой возможности в осадок бы выпала. Тем не менее, доля правды в словах автора — есть.
Идеология того времени предписывала однозначное отношение к половому вопросу: советская женщина — это, прежде всего товарищ в строительстве социализма. А товарищ на стройке — это такой мужик, который поможет тебе кирпичи таскать. Так что официальный идеал красоты в советском обществе был примерно вот такой:
Был, правда, и «бытовой» идеал — накрашенная модница с ухоженными руками — но его клеймили и осуждали всячески, достаточно посмотреть на судьбу Анфисы в «Девчатах» или, помните, ту самую «не виноватая я» в Брильянтовой руке? Этот шизофренический разрыв между официальным и социальным идеалами красоты, наверное, женщин с ума сводил. Но что все-таки так уродовало советскую женщину?
Работа. Тяжелая работа, много. Правда, феминизм в стране победившего феминизма… не победил — по дому вкалывала тоже женщина. Очаровательная повесть «Неделя как неделя» рассказывает, как главная героиня мечется между работой в НИИ, своими двумя детьми, домом, магазинами с дефицитом и мужем. Муж этот описан как положительный персонаж, но, если приглядеться, не слишком помогает жене. Беготня в стиле электронной игры «Ну, погоди!» старила женщину с бешеной скоростью. О правильном питании, SPA, восьмичасовом сне и отсутствии стрессов речи даже не шло.
У советской женщины, как правило, были дети. Это считалось само собой разумеющимся. То есть сначала она переживала роды, которые тогда были на порядок тяжелее и опаснее — сейчас медицина вроде пытается повернуться человеческим лицом и даже развиваться. Затем она фигачила по дому и одновременно заботилась о детях, обзаведясь свежими растяжками и обвисшей грудью. А далее — пошла, мать, на работу! Советская родина нуждается в тебе!

Взамен женщине советская Родина не предлагала ровным счетом ничего. Все приходилось добывать через знакомых или ждать, когда в магазин «выбросят», и брать с боем: одежду, обувь, белье. Запросто приобрести можно было только полный отстой. Те, кто соглашался на отстой, тоже находились, но выглядели совершенно одинаково. Советская промышленность предпочитала заниматься войной, а не любовью: в основном производилось оружие, а бытовые товары — как получится. Так что замазать восторги жизни в СССР женщине было особо нечем. Не забудьте, мы говорим о женщине среднестатистической, без блата, которой негде было «достать» и некогда было «урвать». А значит, у нее была тушь «Ленинградская», в которую перед использованием надо было поплевать, крем «Балет», косметический вазелин, помада со странной сладковатой отдушкой, пара разновидностей духов и пинцет для бровей. Ну, и огурцы для масок. Никакой сахарной эпиляции, без спа и салонов. Хорошо развиты были только парикмахерские, где в основном женщинам делали это (кстати, не обольщайтесь, на фото – модели, а не просто женщины): Да, кстати. Советская женщина пыталась как-то следовать моде. Но силы были очень ограничены: даже модные женщины получались совершенно одинаковыми: если в моде «бабетта» — на улицу выходят миллионы «бабетт», в моде пиджаки «с подплечиками» — женщины изобретают эти «подплечики» из подручных средств. Словом, быть красивой советской женщине помогал разве что строго рекомендованный всем советский оптимизм. Несмотря на все это — советские женщины были красивыми. Очень разные, и очень натуральные. Да, они не соответствуют «золотому стандарту» нашего времени — чтобы до шестидесяти лет было гладко, упруго и без морщин, чтоб молодой любовник «на пенсии» как у Мадонны. Но зато у них было что-то другое. Что-то нами потерянное, нежное, важное. Настоящее.

Советские крема. Тональный крем «Балет»

58 рублей

Еще один бестселлер фабрики «Свобода» — первый советский тональный крем. Название прозрачно намекает на амбиции средства: это практически грим, очень плотный и устойчивый. С одной стороны, он и правда перекрывал все покраснения и прыщики, с другой — выглядел маской, мог подчеркивать неровности, ложиться полосами и делать много других вещей, из-за которых создавал больше проблем, чем удобства. К тому же крем выпускался только в одном оттенке, . «Балет» можно купить по сей день, но уже в трех вариантах цвета: бежевом, персиковом и натуральном. Средство стало легче, сохранило 100%-ные навыки маскировки и даже может подойти людям с неприхотливой кожей: в составе глицерин, ланолин, пчелиный воск и другие знакомые компоненты.

Духи «Красная Москва»

636 рублей

Сегодня большинство людей скажут про этот цветочный шипр, что он пахнет бабушкой — «Красную Москву» можно было найти практически в каждом доме на всех туалетных столиках страны. Если отбросить стереотипы, носить «Москву» можно и нужно: это сложный и яркий аромат, и он лучше многих условно вечерних запахов из масс-маркета. У него богатая история: изначально названный «Любимым букетом императрицы» и посвященный 300-летию дома Романовых, аромат пережил революцию и смену власти, чтобы стать настоящим символом советской элегантности. В СССР и даже у самой фабрики «Новая заря» были и другие духи, но «Москва» легко преодолевала классовые различия и финансовые ограничения, потому и стала главной.

Видео на что готовы были советские женщины ради красоты?


Ссылка на основную публикацию