Советские актёры с дворянским происхождением

Настоящие аристократы: 8 советских артистов, которые оказались потомками дворян

Среди звезд советского кинематографа есть немало актеров с настоящим дворянским происхождением. И если раньше это происхождение озвучивать было не принято по причинам безопасности (хотя те, кому по долгу службы было необходимо знать все, прекрасно знали эти “секреты”), то после развала Советского Союза щеголять своим родом стало даже модно. Давайте же поговорим о наиболее известных советских киноактерах голубых кровей.

Петр Вельяминов

Петр Вельяминов, актер театра и кино, за свою карьеру снявшийся в 67 фильмах, наиболее известные из них: “Командир счастливой “Щуки”, “Тени исчезают в Полдень”, “Вечный зов”. Он родился в семье дворянского рода: отец, дед и прадед его были потомственными военными. Петр Сергеевич в юные годы хотел стать военным, как и все его предки по мужской линии, но по стечению обстоятельств, среди которых его происхождение сыграло первую роль, был обвинен в антисоветской агитации и арестован, попал в ГУЛАГ, где провел 9 лет.

В лагере Петр познакомился с многими известными деятелями культуры и принял решение радикально изменить свою жизнь, начав участвовать в творческой самодеятельности. После окончания срока, поработав несколько лет на валке леса, Вельяминов поступил в Тюменский драматический театр, где и начал свою официальную карьеру актера, не имея образования этой сферы, но владея талантом, который и сделал его известным.

В 1983 году Петр был реабилитирован властями, а после развала СССР он даже стал вице-предводителем Дворянского собрания России.

Владислав Дворжецкий

Владислав Дворжецкий, известный нам по фильмам “Бег”, “Солярис”, “Земля Санникова”, родился в семье деятелей искусства, актера и балерины.

После ареста отца семья развалилась, Владислав жил в бедности, смог закончить медучилище, работал на Сахалине по специальности, где и женился в первый раз. Через некоторое время развелся, вернулся в родной Омск и поступил в театральную студию, работавшую при театре юного зрителя Омска.

В 1968 году актеру улыбнулась удача, и он попал на пробы фильма “Бег”, с этого момента и началась его известность. К сожалению, карьера этого очень харизматичного актера была недолгой — он снялся в 18 фильмах, а умер в возрасте 39 лет от инфаркта.

Любовь Орлова

Любовь Орлова избежала участи своих коллег — ее родители (мать — дворянского происхождения, отец — служащий военного ведомства) не были репрессированы, поэтому ей повезло провести детство в полной семье.

В юности будущая актриса училась в консерватории, занималась хореографией, брала уроки актерского мастерства, повзрослев, преподавала на уроках музыки, работала тапером. В 1926 году удачно вышла замуж за крупного начальника — Андрея Гаспаровича Берзина, занимающего видную должность в Наркомземе. Будучи замужем, снималась лишь в эпизодических ролях, но через 5 лет из-за ареста мужа и резкого ухудшения материального положения активно занялась своей карьерой.

Вторым мужем актрисы стал известный режиссер Александров, который и помог в ее становлении, создав образ человека нового времени, активного, решительного, симпатичного. Кинокартины “Веселые ребята”, “Волга-Волга”, “Цирк”, пожалуй, наиболее известны отечественному зрителю. Любовь Орлова снялась в двух десятках фильмов и играла в большом количестве театральных постановок.

Петр Глебов

Петр Глебов, потомок дворян, родился в Москве и с детства мечтал стать актером.

Он окончил обычную школу, после нее — мелиоративный техникум, работал гидротехником. Но влияние старшего брата, работавшего с самим Станиславским, помогло ему перезапустить свой жизненный путь — он поступил на учебу в Оперно-драматическую студию, где учился и работал до начала войны 1941 года.

На войну ушел добровольцем, служил в зенитных частях под Москвой, что позволило ему не прерывать свое актерское образование и работу. В послевоенное время активно снимался в кино (более 40 фильмов), самая яркая его роль — Григорий Мелехов в “Тихом Доне”, также известны “Емельян Пугачев”, “Постарайся вернуться живым”.

Сергей Юрский

На самом деле фамилия актера — Жихарев, а Юрский — это псевдоним его отца-дворянина, известного деятеля культуры, худрука Московского цирка и руководителя Ленконцерта. Сергей Юрьевич закончил школу с отличием, получив золотую медаль, поступил на юрфак и уже во время учебы начал свою актерскую карьеру. Через некоторое время талантливого юношу приняли в Большой драматический театр им. Горького, где он сыграл немало первых ролей, а со временем дебютировал как режиссер.

Но простому зрителю он известен не как артист театра, а в первую очередь как Остап Бендер из “Золотого теленка”, широкую известность дали ему роли в фильмах “Республика ШКИД” и “Любовь и голуби”.

За свою жизнь Юрский не раз доказывал, что он — настоящий талант: сотни постановок в театре, десятки режиссерских работ, актерские работы в множестве кинокартин тому подтверждение.

Людмила Гурченко

Родители Людмилы — яркий пример взрывной смеси времен революционной России: отец родом из батраков, мать — потомственная дворянка, работали в Харьковской филармонии. Возможно, именно это и определило судьбу будущей актрисы.

В возрасте шести лет, во время оккупации Харькова немецкими войсками, маленькая Люда помогала матери выживать (отец ушел добровольцем на фронт в начале войны), танцуя и исполняя немецкие оперетты перед солдатами Рейха за еду. В 1944 году она поступила в музыкальную школу, после окончания которой стала учится в Высшем государственном институте кинематографии в Москве.

Первым фильмом, принесший ошеломительный успех (48 миллионов билетов было продано в кино!) стала “Карнавальная ночь”. Потом были разные работы, взлеты и падения, музыкальное творчество, несколько книг и, как финал, биографический фильм о актрисе с ней же в главной роли.

Алексей Баталов

Алексей Баталов родился в семье сотрудников МХАТА, что повлияло на его судьбу.

Все детство будущего актера была связано с мечтами о работе в театре. После развода мать актера вышла замуж за писателя Ардова, в их доме постоянно бывали знаменитые Пастернак, Ахматова, Мандельштам, что также отложилось на мировосприятии ребенка.

Карьера актера началась с эпизодических ролей в театре, организованном в эвакуации его матерью, после школы он поступил во МХАТ, стал сниматься в кинолентах. Наиболее известны зрителю “Летят журавли”, “Москва слезам не верит”, “Бег”.

В активе работ Баталова сотни актерских работ в театре, десятки — в киноиндустрии, масса общественных наград, в том числе и иностранные.

Александр Пороховщиков

Александр Пороховщиков — сын талантливых родителей-дворян, внук создателя первого в России танка.

Судьба Александра была очень непростой, в детстве были развод родителей, переезды из Москвы в Магнитогорск, потом в Челябинск, школа и учеба в медвузе, прерванная переездом в Москву, профессиональные занятия боксом. Но в 1960 году будущий актер поступил на работу мебельщиком-реквизитором в театр. Именно этот шаг положил начало понимания своего призвания Пороховщикова.

После учебы на актерском факультете Александр поступил в театр Сатиры, потом перешел в театр на Таганке, позже — в театр им. Пушкина. Как киноактер Пороховщиков известен ролями в фильмах “Свой среди чужих, чужой среди своих”, “Гори, гори, моя звезда”, “Ворошиловский стрелок”.

Всего в активе актера более 60 киноролей и множество сыгранных ролей в театральных постановках.

Как можно увидеть, дворянское происхождение, круг знакомств родителей, но главное, предпосылки, заложенные в детстве, сыграли для многих из актеров важнейшую роль в их профессиональном становлении.

5 российских актеров, у которых есть дворянские корни

Раньше об этом было принято молчать.

Любовь Орлова

К/ф «Цирк» / Мосфильм Давая интервью, звезда фильмов «Волга-Волга», «Цирк», «Веселые ребята» Любовь Петровна Орлова всегда намеренно подчеркивала, что происходит из простой семьи. Потому что была уверена: узнай кто-то о ее настоящем происхождении и карьере сразу придет конец.

И только относительно недавно биографам удалось выяснить, что предки знаменитой советской актрисы были, что называется «голубых кровей».

Ее отец, Петр Федорович Орлов принадлежал к дворянству Полтавской губернии, о чем есть запись в специальной родословной книге. Петр Орлов служил в военном ведомстве и даже имел несколько наград от императора Николая II.

Читайте также:  Самые криминальные знаки зодиака: топ 5

Мама актрисы, Евгения Николаевна, происходила из старинного дворянского рода Сухотиных и была родственницей кавалерийского генерала Николая Сухотина, служившего начальником Николаевской военной академии.

Кроме того, Орловы состояли в дальнем родстве со знаменитым русским писателем Львом Николаевичем Толстым. У Любови Петровны дома даже хранилась книга с его автографом.

Петр Вельяминов

К/ф «Вечный зов» / Мосфильм На экране народный артист РСФСР Петр Вельяминов чаще всего воплощал образы простых людей «из народа». Многим он запомнился по ролям Захара Большакова из фильма «Тени исчезают в полдень» или Поликарпа Кружилина из сериала «Вечный зов».

И мало кто знает, что актер был потомком очень древнего дворянского рода Вельяминовых, происходивших от московского тысяцкого, сподвижника князя Ивана I Калиты. Предки Вельяминова были участниками многих войн — от Куликовской битвы до Первой мировой. Кстати, портрет деда артиста, Ивана Александровича Вельяминова — героя Отечественной войны 1812 года — и сейчас можно увидеть в Эрмитаже.

Дворянские корни очень сильно подпортили Вельяминову биографию: он был репрессирован и 10 лет провел в исправительных лагерях. И только в 1983 году актера реабилитировали, а после распада СССР даже избрали членом Российского дворянского собрания.

Александр Збруев

К/ф «Большая перемена» / «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР Александр Збруев, известный по фильмам «Ты у меня одна», «Большая перемена», «Мой младший брат» не любит отвечать на вопросы о своем происхождении.

«Нынче стало настолько модно находить у себя дворянские корни, что буквально каждый третий возводит свой род к каким-нибудь аристократам».

Тем не менее, сам Збруев действительно настоящий потомственный дворянин. Его мама Татьяна Александровна происходила из старинного рода Федоровых, известного еще со времен Петра I.

Отца актера, Виктора Алексеевича Збруева, который занимал крупные советские посты, в 1937 году расстреляли. А маму с новорожденным Сашей отправили в ссылку. Домой в Москву они смогли вернуться только после смерти Сталина в 1953 году.

По словам Александра Викторовича, самым большим потрясением для мамы стало то, что их огромная квартира на Арбате превратилась в коммуналку, в которой Збруевым отвели всего лишь небольшую комнатушку.

Никита Михалков

К/ф «Жестокий романс» / Мосфильм Известный актер и режиссер Никита Михалков и его не менее известный брат Андрон Кончаловский — потомственные дворяне. Их отец, Сергей Владимирович, происходит из старинного рода Михалковых (ударение правильно делать на «а»), о котором упоминается еще в летописях XV века.

Мама братьев, Наталья Петровна, была дочерью живописца Петра Кончаловского и внучкой знаменитого русского художника Василия Сурикова.

Кроме того, род Михалковых тесно переплетен с родами русских писателей — Льва Николаевича Толстого и Николая Васильевича Гоголя.

Светлана Устинова

К/ф «Разведчицы» / ООО «Росмедиа Продакшн» по заказу «DT Production» Звезда фильмов «Бумер», «СМЕРШ», «Холодный фронт», «Разведчицы» молодая актриса Светлана Устинова не так давно призналась, что ее предки были дворяне. Об этом девушке рассказала ее бабушка. Оказывается, прабабушка Светланы по папиной линии была выпускницей знаменитого Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге, а прадедушка — офицером.

«Они познакомились накануне русско-японской войны. Вскоре прадедушка ушел на фронт и попал в плен. Все думали, что он погиб, и только прабабушка не верила и ждала свою любовь. Прадедушка же, вернувшись домой решил, что невеста его не дождалась и побоялся с ней встретиться. Пришлось прабабушке самой разыскивать жениха, после чего они поженились и жили очень счастливо».

5 знаменитых актеров СССР, скрывавших свое аристократическое происхождение

  • yakunin.
  • 02/10/2017, 13:17
  • graevsk.
  • 22/09/2017, 13:02
  • menestr.
  • 02/10/2017, 23:34
  • mrachev.
  • 20/09/2017, 23:00
  • MaXXX
  • 22/09/2017, 01:07
  • lionti4
  • 20/09/2017, 15:50
  • kaloshi.
  • 20/09/2017, 13:28
  • guvalent
  • 20/09/2017, 10:07
  • olgasovka
  • 20/09/2017, 19:05
  • luazmaster
  • 09/10/2017, 12:56
  • luazmaster
  • 09/10/2017, 16:06
  • ria_48
  • 20/09/2017, 09:06
  • guvalent
  • 20/09/2017, 11:32
  • ria_48
  • 21/09/2017, 09:51
  • drumle
  • 20/09/2017, 10:00
  • Ивaн.
  • 20/09/2017, 15:15

«Хотя бы взять для примера всем известного, во всяком случае для старшего поколения, Владимира Ульянова.»

В. Ульянову всю жизнь поломал сифилис. Лишил детей и нормальной семьи, сделал человеконенавистником. Заразился в 17 лет и всю жизнь лечился. Если бы не это, перебесился бы В. Ульянов, женился бы, дети бы пошли и стало бы не до революций.

  • Alexand.
  • 21/09/2017, 10:14
  • Ивaн.
  • 22/09/2017, 17:20
  • genazem.
  • 20/09/2017, 18:03
  • guvalent
  • 20/09/2017, 16:42
  • Ивaн.
  • 22/09/2017, 17:38

«А Вы сами лично брали у Владимира Ильича
кровь на сифилис, или за Вас это делал товарищ Навальный»

А зачем? Там полная клиническая картина видна в воспоминаниях близких. Надо было КПСС не помещать эти воспоминания в том числе в школьные учебники для младших классов, а засекретить. Тогда никто бы не догадался.

Помните такое (из учебника для третьего класса):
«Поскольку у Владимира Ильича был больной желудок и он не мог есть тюремную пищу, то обеды ему в тюрьму доставляли из ресторана, молоко из магазина Елисеева, а зельтерскую воду из аптеки»
Любил Ильич лепить чернильницы из хлеба и наливал туда молоко для тайнописи. Помните, в школе проходили? :))
Вот и объясните мне, с какого это перепуга у молодого барина из состоятельной семьи, на всем натуральном выращенного в пацанском возрасте 25 лет оказался больной желудок? Да ещё настолько, что ему была нужна особая диета и молоко.
И вот, кстати, о молоке: молоко лекарство не от желудка, а от отравления ртутью. Если молоко доставляли в камеру, значит по предписанию врача, и следовательно отравление ртуть имело место. В наше время при отравлениях ртутью тоже рекомендуется регулярно принимать молоко, см. Справочник Практического Врача.
Откуда ртуть? Так сифилис до 1908 года лечили сулемой (дихлорид ртути), других лекарств не было. У пациентов-сифилитиков от сулемы сильно изъязвлялся пищевод и желудок. Видите, сколько идеологического вреда от воспоминаний близких? Нет, определённо, зря их не засекретили.
С 1908 года сифилис начали лечить препаратом Сальварсан. И этот препарат Ленину назначался и в Швейцарии в эмиграции, и в Горках в последние годы жизни. А его, этот Сальварсан, применяли только для лечения сифилиса, и больше ни для чего.

Советские актеры — потомки дворянских родов (13 фото)

Актеры, предпочитавшие не говорить о своих дворянских корнях

В наши дни звезды не упускают случая упомянуть о своих именитых предках и пытаются найти дворянские корни даже там, где их не было, а во времена СССР правду об аристократическом происхождении приходилось умалчивать. Многие советские актеры играли роли выходцев из народа не только в кино, но и в жизни, чтобы избежать трагических последствий.

Петр Вельяминов в фильме *Вечный зов*, 1973-1983

Актер Петр Вельяминов, известный по фильмам «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Пираты ХХ века», появился на свет в 1926 г. в семье потомственного военного из древнейшего дворянского рода Вельяминовых, происходивших от московского тысяцкого, сподвижника князя Ивана I Калиты. Предки актера участвовали во всех войнах, от Куликовской битвы до Первой мировой. Портрет деда актера, Ивана Александровича Вельяминова, можно увидеть в Эрмитаже, в зале героев войны 1812 г. Отец актера, Сергей Петрович Вельяминов, окончив кадетский корпус и юнкерское училище, воевал на фронтах Первой мировой войны, а в 1918 г. вступил в Красную армию. В 1930 г. его арестовали и дали 10 лет лагерей. Через 5 лет его освободили досрочно, а позже он принял участие в Великой Отечественной войне.

Петр Вельяминов в фильме *Тени исчезают в полдень*, 1973, и его знаменитый дед, генерал-лейтенант Иван Александрович Вельяминов

Петр Вельяминов собирался пойти по стопам своих славных предков и готовился к поступлению в военно-морское училище, но из-за своего происхождения и репрессированного отца был арестован и обвинен в участии в «антисоветской организации «Возрождение России». 10 месяцев он провел в Лубянской тюрьме, а затем был приговорен по 58-й статье к 10 годам исправительных работ. Его родителей тоже арестовали. Именно в заключении Петр Вельяминов стал участвовать в театральной самодеятельности, а после освобождения в 1952 г. играл в театрах и начал сниматься в кино. Сам он старался не упоминать о своих именитых предках, а вот власти о них не забыли: в 1979 г. его не выпустили во Францию с делегацией, представлявшей фильм «Тени исчезают в полдень». Актера реабилитировали только в 1983 г., а после распада СССР он стал членом Российского дворянского собрания.

Читайте также:  11 диагнозов, с которыми чаще всего могут ошибаться врачи

Владислав Дворжецкий в фильме *Земля Санникова*, 1973

Владислав Дворжецкий в фильме *Капитан Немо*, 1975

Актер Владислав Дворжецкий, известный по фильмам «Бег», «Земля Санникова» и «Капитан Немо», происходил из древнего рода польских дворян. Его отец, Вацлав Дворжецкий, был осужден как участник кружка «Группа освобождения личности» и с 1926 по 1937 гг. находился в лагерях. Из-за этого долгое время он не мог устроиться ни в один театр – бывшего заключенного нигде не брали. Осенью 1941 г. его снова арестовали и освободили только в 1946 г. Тем не менее он сыграл 122 роли в театре и 92 роли в кино. Сын Владислав пошел по стопам отца и стал не менее выдающимся актером. Актерскую династию Дворжецких продолжили его брат Евгений и племянница Анна.

Александр Збруев в фильме *Ты у меня одна*, 1993

Мать Александра Збруева, Татьяна Александровна Федорова, происходила из дворянского рода, который был известен еще при Петре I. Его отец занимал пост заместителя наркома связи СССР, а затем – председателя строительного управления Наркомсвязи. Еще до рождения Александра его отца арестовали и приговорили к расстрелу, а когда ему было 1,5 месяца, их с матерью и старшим братом выслали из Москвы в Рыбинск. А вот судьба Александра Збруева сложилась успешно: он стал одним из ведущих актеров Ленкома и популярнейшим киноактером.

Дворянкой была бабушка Людмилы Гурченко по материнской линии, Татьяна Ивановна Симонова. После революции она с детьми переехала из Москвы в Харьков и устроилась работать уборщицей на завод. О своем происхождении она никогда не вспоминала и детей воспитывала в строгости.

Слева – родители Любови Орловой. Справа – Любовь Орлова с матерью, Евгенией Николаевной

Актриса Любовь Орлова

Держать в тайне свое происхождение приходилось и Любови Орловой. На людях она утверждала, что происходила из простой интеллигентной семьи, хотя на самом деле ее предки были дворянами. Как пишет автор книги об актрисе А. Хорт, «ее отец, Петр Федорович Орлов, принадлежал к дворянству Полтавской губернии и был внесен в третью часть родословной книги, где указывалось дворянство, выслуженное по гражданскому чину или ордену». Бабушка и прабабушка по отцовской линии также были дворянками. Точных сведений о других предках не сохранилось, так как фамилия Орловых была очень распространенной и документально подтвердить более ранние родственные связи крайне сложно.

Актриса Любовь Орлова

Это далеко не полный список советских актеров с дворянскими корнями. Большинство зрителей даже не догадывались о тайнах их происхождения, а Любови Орловой даже удалось стать любимой актрисой Сталина.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Страна и люди

Популярные публикации

Последние комментарии

Потомки дворян на советских экранах: 5 актеров, скрывавших свое аристократическое происхождение

В наши дни звезды не упускают случая упомянуть о своих именитых предках и пытаются найти дворянские корни даже там, где их не было, а во времена СССР правду об аристократическом происхождении приходилось умалчивать.

Многие советские актеры играли роли выходцев из народа не только в кино, но и в жизни, чтобы избежать трагических последствий.

Петр Вельяминов в фильме «Вечный зов»
Актер Петр Вельяминов, известный по фильмам «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Пираты ХХ века», появился на свет в 1926 г.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Столетие Тартуского мира. Эстония открывает ящик Пандоры

В воскресенье, 2 февраля, в Эстонии с небывалой пышностью отмечается 100-летний юбилей Тартуского мирного договора с Советской Россией. Об уровне этих торжеств свидетельствует далеко не полный перечень мероприятий, приуроченных к годовщине: конференции, онлайн-лекции, концерты, богослужения, митинги. Эстония выпустила монету достоинством два евро и памятную медаль в честь юбилея, презентуются говорящие скульптуры и ковер, сотканный по мотивам договора, даже провели его театрализованное переподписание.

Наверняка ничего этого не было бы, если бы на Тартуский договор 1920 года в последнее время не начали наслаивать современные политические события и территориальные претензии к России, которые все чаще озвучивают представители некоторых политических сил Эстонии. В первую очередь речь идет о Консервативной народной партии (EKRE), с прошлого года входящей в правящую коалицию. Дошло до того, что претензии прозвучали даже в новогоднем обращении спикера парламента Хенна Пыллуааса, представляющего именно эту партию. Поздравляя эстонский народ с новым 2020 годом, он заявил, что Тартуский договор — действующий, а значит, актуальны и границы между Эстонией и Россией, установленные данным документом.

В принципе, и до восхождения “великодержавной” EKRE на политический небосвод упоминания о пакте 1920 года не раз создавали проблемы в отношениях между Россией и Эстонией. Стоит напомнить, что именно из-за этого документа у нас до сих пор нет соглашения о границах. Договор, парафированный обеими сторонами еще в 1990-е, в итоге не был ратифицирован из-за попытки Таллина откровенно смошенничать, дописав в последний момент в одностороннем порядке в преамбулу ссылку на тот самый Тартуский мир. Потребовались годы, чтобы переподписать договор без провокационной преамбулы. Но если и предыдущий состав эстонского парламента не рискнул ратифицировать его, то нынешний с таким спикером и с EKRE в коалиции тем более не сподобится на этот шаг.

Проблема в том, что в 1920 году при подписании мира в городе Тарту, который в России еще назывался Юрьевым (именно поэтому в русском варианте документа значится это название), большевики пошли на неслыханные уступки, согласившись на включение в состав Эстонии Ивангорода и районов, населенных преимущественно русским населением. Кроме того, Москва обязалась выделить Таллину часть золотого запаса Российской империи (современные эстонские историки утверждают, что было доставлено 11 тонн золота), в то же время списав часть царских долгов (справедливости ради надо заметить, что и сами большевики тогда еще не собирались их кому-то отдавать). И это еще не все. В обмен на мир Эстонии предоставили концессию на вырубку леса в России.

Несмотря на откровенно грабительские условия, Ленин воспринял договор с восторгом. На протяжении нескольких недель в своих речах и статьях он называл этот документ “прорывом в блокаде”, “актом громадной исторической важности”, “окном в Европу” и так далее. Дело в том, что это было первое межгосударственное соглашение с капиталистическим европейским государством. По нынешним стандартам его назвали бы пактом двух “самопровозглашенных непризнанных республик”. Но Ленин надеялся тем самым поколебать единство Европы и прорвать экономическую блокаду. “Мы заключили мир с Эстонией — первый мир, за которым последуют другие, открывая нам возможность товарообмена с Европой и Америкой”, — писал он в газете “Правда”.

При этом вождь Советской России признавал, что отдал эстонцам чисто русские территории, никогда к Эстонии отношения не имевшие. Пояснял он это довольно просто: “Мы не хотим проливать крови рабочих и красноармейцев ради куска земли, тем более что уступка эта делается не навеки: Эстония переживает период керенщины, рабочие скоро свергнут эту власть и создадут Советскую Эстонию, которая заключит с нами новый мир”.

Такой подход к определению границ был присущ большевикам с самого начала. Кордоны считались условностью и пережитком прошлого. Ведь вот-вот должна была грянуть мировая революция — и тогда “все советские республики объединятся в единую мировую социалистическую федерацию”.

А значит, и не было особой разницы, кому отойдет та или иная “Кемская волость”. Именно исходя из этого, к примеру, Донбасс присоединили к Украине, на что уже неоднократно указывал Владимир Путин.

Читайте также:  Почему курица бегает без головы, сколько она может так жить

Но в 1940 году, когда Эстонию присоединили к СССР, Тартуский (Юрьевский) договор утратил силу, а преимущественно русские районы передали в Россию, в Псковскую и Ленинградскую области. Именно на эти районы и претендуют сейчас ура-патриоты из EKRE, периодически выдвигая территориальные претензии к Москве и игнорируя принцип нерушимости послевоенных границ.

Эстонские политики, муссирующие эту тему, похоже, даже не понимают, какой ящик Пандоры они пытаются открыть. Ну в самом деле, если они хотят оживить давно утративший силу документ вековой давности, то почему бы не копнуть глубже? И не докопаться, скажем, до Ништадтского мира 1721 года, по которому Россия, собственно, и получила в законное владение всю нынешнюю территорию Эстонии и часть Латвии (включая Ригу). Причем Петр I расплатился за это значительными по тем временам деньгами. Что-то никто из нынешних балтийских политиков не поднимает вопроса о компенсациях за расторгнутый договор и не требует вписать его в преамбулы новых международных документов. Да и пышных юбилейных торжеств в честь 300-летия этого мира в Прибалтике пока не намечается.

Если уж вспоминать границы, сложившиеся по итогам конфликтов 1920 года, то литовцы должны бы отдать полякам Вильнюс, а украинцы — Львов. Если же замахнуться на послевоенные границы, то и Западная Польша должна бы отойти к Германии. Но почему-то никто из этих стран, кинувшихся ревизовать исторические события ХХ века, об этом не заикается.

Зато требовать репарации, компенсации и контрибуции с России стало у них просто-таки модным. Забавно, к примеру, наблюдать, как бывший министр иностранных дел Украины Павел Климкин потребовал компенсаций за “оккупацию сталинским режимом части территории Польши и Украины”. Так и хочется поинтересоваться, какую часть Украины этот режим оккупировал. Если речь идет опять-таки о польском Львове, так его вроде и нынешний киевский режим продолжает контролировать. Соответственно, что и кому должна компенсировать Москва? Пусть между собой и разбираются, кто кому “оккупант”.

Все нынешние попытки младоевропейцев подвергнуть ревизии историю и вытащить из нафталина давно уже не действующие документы минувших эпох обязательно оборачиваются против них. Конечно, все это обречено на провал и не стоит даже той юбилейной монетки в честь Тартуского договора. Но в ближайшие годы мы станем свидетелями еще не одного подобного юбилея с обязательным замалчиванием некоторых других — “неудобных” — годовщин.

Советские артисты-аристократы (ч.1)

Как в советское время, так и сейчас среди знаменитых артистов есть выходцы из разных социальных слоев. Кому-то удалось добиться успеха, буквально выбившись из нищеты и уйдя в творчество из более приземленных сфер, а кто-то родился в семье с хорошей родословной и просто продолжил путь к искусству.

И если в наше время дворянское происхождение является для артиста скорее плюсом, то во времена СССР подобные факты биографии были фактором риска. Тем не менее, есть немало знаменитых и даже великих советских артистов, которые смогли добиться славы, имя аристократические корни.

Любовь Орлова

Любимица Иосифа Сталина вовсе не была классической советской женщиной. Хотя в своих автобиографиях она неизменно рассказывала о том, что происходит из служащих, ее дворянство никогда не было секретом.

Сама фамилия актрисы говорит о благородных корнях. Известно, что как отец, так и мать Любови Петровны были потомственными дворянами. Отец свое дворянство заслужил, а мать и вовсе была потомственной дворянкой. Более того, согласно некоторым сведениям, семья Орловой приходилась родней Льву Толстому, который носил титул графа.

Всю свою жизнь Любовь Орлова боялась утратить расположение Иосифа Виссарионовича и попасть в немилость, что погубило бы ее и семью. Это заставляло актрису всегда безупречно выглядеть, безупречно играть и безупречно вести себя в обществе, а также много работать.

Возможно, именно поэтому у Орловой так и не было детей, и дворянский род она продолжить не смогла.

Семья Михалковых

Здесь перед нами не отдельно взятый артист, а целая благородная династия. Ее основатель Сергей Михалков обрел в СССР максимально возможное для писателя признание.

Любопытно, что Михалков написал слова гимна Советского Союза при Сталине, хотя о его дворянских корнях руководству страны было хорошо известно.

Что касается происхождения рода Михалковых, то оно подтверждено генеалогическим древом, которое ведется еще с 19 столетия. Более того, уже много десятков лет ходят упорные слухи, что Михалковы приходятся дальними родственниками семьи Романовых.

То ли талант Сергея Владимировича был настолько явным, что просто не мог не быть оценен по достоинству, то ли Михалковых сочли «недостаточно антисоветскими», но факт налицо — членам аристократической семьи удалось оставаться успешными в творчестве, не особо скрывая свое происхождение и даже гордясь им.

Людмила Гурченко

Людмила Марковна любила говорить, что являлась «дочерью батрака и дворянки». Кстати, фамилия отца артистки изначально была Гурченков, но в рамках политики украинизации, проводимой в СССР, последняя буква отсеклась.

Справедливости ради, стоит сказать, что дворянство Гурченко — вещь все же достаточно относительная. Ее мать (Елена Симонова) была дворянкой только наполовину, дедушка актрисы происходил из древнего рода, к которому относился Сергий Радонежский.

бабушка и дедушка Гурченко были репрессированы, отбыли предписанные им 3 года высылки и вернулись, чтобы жить полноценной жизнью. Возможно именно поэтому ее карьере во времена существования СССР ничто не угрожало.

Сама артистка считала, что со стороны отца ей досталась активность и жизнерадостность, а со стороны матери — железная воля и тяга к прекрасному.

Олег Янковский

Еще один артист, родившийся в дворянской семье. Отец его погиб в лагерях, а мать всю жизнь после ареста мужа жила в страхе. Она сожгла все архивы, подтверждающие дворянское происхождение и избавилась от Георгиевского креста, которым был награжден ее супруг.

Матери артиста пришлось получить образование и работать одной, чтобы хоть как-то кормить троих сыновей. а также свою пожилую мать. Бабушка Янковского, кстати, до самой смерти не утратила признаков благородного происхождения: она носила пенсне, яркие броши и витиеватые прически.

Сам артист сильно стеснялся и тяготился бабушкой-дворянкой и избегал разговоров об отце. Ему хотелось быть простым советским парнем. Конечно, выработке у него такого мировоззрения во многом способствовала мать, которая хотела спокойной и стабильной жизни для сына в советских реалиях.

Впрочем, любовь к искусству и сцене Янковскому тоже привила мать. В доме все говорили на иностранных языках, много читали и слушали музыку.

Успех в творчестве был для него лишь делом времени. Янковскому повезло: его талант оценили, несмотря на аристократические корни. А вот ему самому благородное происхождение помогло выстроить стабильную карьеру и создать крепкую семью.

Петр Вельяминов

Род Вельяминовых свою историю вел со времен Ивана Калиты, в ближайшее окружение которого и входили предки советского актера.

Не многие знают, что портрет дедушки Петра Вельяминова, участника войны 1812 года, находится в Эрмитаже, а его отец воевал в Первой мировой войне. Однако эти заслуги не смогли спасти Сергея Петровича Вельяминова (отца) от репрессий.

10 лет он провел в лагерях, но это не умерило его патриотизма, и он успел поучаствовать и в Великой Отечественной войне.

Что касается Петра Вельяминова, то его потенциальная военная карьера не состоялась. Дворянское происхождение и репрессии против отца не позволили ему жить спокойно. Он также был подвергнут репрессиям, провел, как и отец, 10 лет в тюрьме.

Именно в заключении в Вельяминове раскрылся актерский талант. Из тюремной самодеятельности вырос блестящий артист. После освобождения Вельяминов смог устроиться в театр и даже сняться в кино.

Но особенно расслабляться ему не пришлось. Руководство СССР, помня о его происхождении, не разрешало ему гастролировать и внимательно следили за его деятельностью.

Только в конце 80-х Вельяминов смог, наконец, открыто заговорить о своем дворянстве.

Ссылка на основную публикацию